Эксперт: странам Балтии необходима новая система грузопотока

© Sputnik / Андрей Александров / Перейти в фотобанкКлайпедский морской порт
Клайпедский морской порт - Sputnik Литва
Подписаться
За 11 месяцев 2016 года грузооборот балтийских портов вновь снизился; эстонский экономический эксперт Райво Варе комментирует переходный период к новой системе транзитного бизнеса в странах Балтии.

ВИЛЬНЮС, 11 янв — Sputnik. По данным Центрального статистического управления Латвии, за 11 месяцев 2016 года всего было перевалено через порты Балтии 132 632 миллионов тонн грузов. Это значит, что балтийский морской грузопоток снова уменьшился — за 11 месяцев 2015 года он составил 137 732 миллионов тонн, сообщает Sputnik Эстония.

Примечательно, что в 2015 году 45,9% всех грузов перевалили латвийские порты, 27,1% — литовские, 27% — эстонские.

Однако за 2016 год Литва сделала рывок и смогла переключить на свои порты большую часть грузов, попадающих на Балтику.

Конкуренция балтийских тигров

Представители China Railway Corporation International — дочернего предприятия крупнейшего в мире оператора железных дорог, китайской корпорации China Railway Corporation (CRC), собираются нанести визит в Литву 15 января.

Поезд в дороге - Sputnik Литва
Литва не хочет терять Беларусь как перевозчика грузов

Они намерены ознакомиться с проектом Rail Baltica в трех странах Балтии. Мечта о китайском транзите через Балтию, похоже, приближается к реальности. Вопрос заключается в том, где пройдет его основная ветка.

В конце ноября 2016 года в Пекине китайская промышленная корпорация China Merchants Group (CMG) уже подписала договор с Lietuvos geležinkeliai о создании предприятия по экспедированию и логистике. CMG намерена учредить в Клайпеде парк логистики, инвестировать в морской порт и стать распорядителем одного из терминалов.

По словам экономического эксперта Райво Варе, надо учиться работать в новых условиях.

Россия большую часть грузов уже перенаправила в сторону своих портов на Балтике. Одна из основных грузовых трасс пролегает теперь по территории России в направлении Санкт-Петербурга и Усть-Луги.

В Литве всегда будет лучше с грузопотоком, потому что она граничит с Беларусью и Польшей. Через Беларусь теперь идет одно из основных направлений грузопотока Азия-Европа. Литва может при определенном усилии часть его перетянуть на свои дороги и порты, что она и делает.

Куршский залив у Клайпеды - Sputnik Литва
Погрузки Klaipedos nafta достигли самых высоких показателей за 5 лет

Эстония при этом остается в стороне. В Латвии ситуация уже хуже, чем в Литве, но все-таки лучше, чем в Эстонии.

Варе считает, что необходимо понимать, что до сих пор все работы, связанные с улучшением железнодорожной инфраструктуры и инфраструктуры портов носили только локальный характер. А нужны большие изменения.

Во всей Европе принята установка на обеспечение удобства пассажирских перевозок. На это же нацелена и новая магистраль Rail Baltica.

Но сами по себе пассажирские перевозки не приносят прибыли. Прибыль дают только грузовые перевозки. А чтобы они были возможны и дорога с ними справлялась, необходимы постоянные дотации пассажирского потока из бюджета. Это повсеместно бюджетная статья расхода.

Надо менять модели бизнеса

По мнению Варе, в настоящий момент мы находимся в переломном периоде, когда постепенно будет формироваться новая система. И в этой системе, если балтийские страны хотят выжить, придется менять привычные модели организации бизнеса в области грузопотоков и транзита, портовых услуг, услуг железной дороги и фирм-операторов.

Клайпедский морской порт - Sputnik Литва
Литовские судоверфи ожидают хорошие заработки

Уже так сложилось, что транзит перестал быть той областью, где легко на прямой перевалке грузов можно было зарабатывать прибыль. Изменились все направления основных грузовых артерий. Территориально и по существу сложившихся сейчас отношений транзит превращается в "подсобный канал". А это совсем другая система бизнеса, и это совсем не так прибыльно, как было раньше.

Приспосабливаться к новым условиям и учиться работать согласованно в новой системе придется всем: и государству, и портам, и железной дороге, и фирмам-операторам.

© SputnikГрузооборот в портах Балтии 2016
Грузооборот в портах Балтии 2016 - Sputnik Литва
Грузооборот в портах Балтии 2016
Лента новостей
0