Газа мало — помолчите: почему президент Литвы опасается главы Engie

© Photo : Nord Stream 2 / Wolfram ScheibleСудно Pioneering Spirit на пути в район укладки газопровода, "Северный поток- 2"
Судно Pioneering Spirit на пути в район укладки газопровода, Северный поток- 2 - Sputnik Литва
Подписаться
Среди стран, политики и руководители которых выступают против строительства "Северного потока – 2", отметились многие, и все привыкли обращать внимание именно на них. Но намного интереснее посмотреть на тех, кто этого никогда не делал

Да, в последние годы атлантически ориентированные политические круги создают много проблем России — со всеми их санкциями, бесконечными интригами и прочим. Но мировая политика — процесс сложный, составляющих в нем много. Если говорить об энергетике, которая является основой любой развитой экономики, а та, в свою очередь, определяет политику, то у Европы, у Евросоюза всего два пути развития.

Аппликаторы покрытия полевого шва при работе на борту Audacia, Северный поток 2 - Sputnik Литва
Литве приходится мириться со сторонниками "Северного потока – 2"

ЕС может продолжить антироссийский тренд, смирившись с тем, что стоимость энергетических ресурсов, тепла и электрогенерации будет год от года все выше, постепенно убивая конкурентоспособность производимой продукции, с тем, что люди в разноцветных жилетах на улицах городов Европы будут появляться все чаще. Либо восторжествует логика, которая без труда убеждает, что со страной, способной обеспечить их энергетическую безопасность и энергодостаточность, нужно искать общий язык и пути взаимовыгодного сотрудничества.

Логика — наука жесткая, противиться ее законам безнаказанно никогда и нигде ни у кого не получалось, кроме как в сказках и книжках жанра фэнтези. Какая из тенденций победит — покажет время, которого Россия по большому счету не теряет. "Сила Сибири – 1" строится, в 2019-м есть надежда, что будет решен вопрос и с "Силой Сибири – 2 и – 3". Растет у нас и производство СПГ, поток которого будет в основном идти в Азию. Россия работает, Европа — пытается разобраться внутри себя самой.

И снова о слияниях и поглощениях европейских компаний

По каким причинам руководство Германии является сторонником новых российских трубопроводных проектов, мы уже выяснили — это выгодно ее ведущим бизнес-структурам, это выгодно ее энергетике, промышленности и населению, Wintershall и Uniper тому порукой. Не самым большим секретом оказалась и поддержка "СП-2" Финляндией, анализ поведения руководства Литвы показал его абсурдность с любой точки зрения. Есть еще парочка "молчаливых" стран — не поддерживая проект "СП-2" вслух, они тем не менее молча прилагают усилия для того, чтобы магистраль прошла под водами Балтийского моря в предусмотренный срок.

Компанию Engie, входящую в состав "пятерки финансистов "СП-2", мы привыкли называть французской, но это справедливо только с формальной точки зрения. Engie — это ребрендинг названия, которое говорило о том, что на самом деле представляет эта компания. До лета 2015 года она называлась GDF Suez SA, поскольку в 2008-м она была создана путем слияния государственной французской компании GDF и государственной бельгийской компании Suez, при этом контрольный пакет акций был передан французскому участнику.

Следуя политике ЕС, компания выставила основной пакет акций в свободное обращение, но и 28,1 процента акций в руках правительства Франции вполне достаточно, чтобы продолжать считать Engie государственной. На сегодня Engie — один из крупнейших производителей электроэнергии, она владеет и управляет электростанциями общей мощностью 103 гигаватт, в ее собственности около 30 тысяч километров магистральных газопроводов и более 175 тысяч километров газораспределительных сетей, обеспечивающих газом 76 процентов населения Франции и около 67 процентов населения Бельгии.

Engie — это около 250 тысяч сотрудников, средняя годовая прибыль порядка 10 миллиардов евро, это собственник регазификационных терминалов совокупной мощностью 17 миллиардов кубометров газа в год. А еще Engie — это 125 (сто двадцать пять — прописью, как подтверждение, что я не путаюсь в цифрах) лет сотрудничества, участие в первом "Северном потоке" и 15 процентов объема всей торговли между Францией и Россией. Традиции сотрудничества с российскими компаниями Engie хранит бережно, смена генерального директора, когда в 2016 году на место Жерара Местралле пришла Изабель Кошер, в этом отношении никаких изменений не принесла.

Производством СПГ пусть занимаются те, у кого газа много

До лета 2018 года Engie часть своих активов, которые составляют порядка 200 миллиардов долларов, держала в виде заводов по сжижению СПГ и флота танкеров-газовозов, но 21 августа 2018-го эта часть бизнеса была продана Total. Нельзя сказать, что Engie вообще отказалась от работы с СПГ, все терминалы для его приема остались в ее собственности — бизнес должен быть диверсифицирован, но руководство компании посчитало, что если у нее нет собственных месторождений, то маржинальность производства и перевозок СПГ никогда не будет привлекательна. А терминалы всегда пригодятся, предложений о поставках постепенно становится все больше.

Трубоукладочное судно Solitaire ведет работы в финских территориальных водах, Северный поток 2 - Sputnik Литва
"Слон и Моська" на новый лад: как президент Литвы с главой Shell сражалась

К примеру, в ближайшие годы завод по сжижению природного газа мощностью 11 миллионов тонн СПГ в год, может появиться не так уж далеко от Франции, что позволит оперативно приобретать его на спотовом рынке, если вдруг возникнет в том острая необходимость, не тратя слишком больших денег на транспортировку — российское побережье Финского залива в Ленинградской области практически рядом, не за океаном. Да и цену "Газпром" сможет предложить привлекательную — услуга, как говорится, за услугу.

По какой причине главный политик Литвы не желает посоветовать генеральному директору Engie бросить затею со строительством "Северного потока – 2", плюнув на вложенный миллиард долларов, на то, что сумма штрафа может оказаться равной еще одному миллиарду? Трудно сказать… Может быть, потому, что Изабель Кошер, в отличие от Алексея Миллера, Марио Мерена, Бена ван Бердена, Клауса Шефера (руководители "Газпрома", Wintershall, Royal Dutch Shell и Uniper соответственно), при беседе с госпожой Грибаускайте может высказать что-нибудь по-женски теплое?

Что касается угроз США ввести санкции против участников проекта "СП-2", то выше уже написано — в собственности Engie находятся регазификационные терминалы вдоль побережья Франции и Бельгии общей мощностью 17 миллиардов кубометров в год, связанные сетями газораспределения практически со всей Европой. Эти терминалы, конечно, могут принимать СПГ, произведенный на территории США, но могут ведь и не принимать — ремонты, переучет, "ушла на базу, буду, когда вернусь".

Рыночные отношения — дело хорошее, но производство есть производство, на нем всегда проблем хватает. Сенат призывает отказаться от "СП-2", Европарламент подтягивается, Грибаускайте перед своим очередным выступлением на ту же тему сначала изучает, нет ли среди слушателей мадам Кошер, — никому не скучно, все при деле, включая аналитиков, которые изучают выступления всей этой публики. Ну а количество уложенных километров магистрального газопровода "Северный поток – 2" с каждым днем становится все больше. Караван судов, везущих новые и новые трубы, движется без остановок по Балтийскому морю, а кто и какие звуки издает на берегу — так ли важно?

© Sputnik"Северный поток – 2": маршрут и преимущества
Газа мало — помолчите: почему президент Литвы опасается главы Engie - Sputnik Литва
"Северный поток – 2": маршрут и преимущества

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0