Газодобывающее предприятие компании Укргаздобыча в Стрыйском районе Львовской области, архивное фото

Украине выгодна большая доля российского газа в ЕС, но она об этом не знает

449
(обновлено 11:48 25.03.2019)
Борис Марцинкевич
Отсутствие конструктивного подхода со стороны "Нафтогаза" к переговорам с "Газпромом" и есть самая большая угроза для перспектив украинского транзита и судьбы газотранспортной системы Украины

Многие новостные агентства 21 марта опубликовали фрагменты интервью агентству "РБК-Украина" главы государственной украинской компании "Нафтогаз" Андрея Коболева. По его словам, "Газпром" начал официально уведомлять страны, которые граничат с Украиной или зависят от газотранспортной системы Украины, о прекращении транзита газа по этому маршруту с начала 2020 года".

Чтобы понять, можно ли доверять информации какого-то источника, всегда используется один и тот же метод — нужно поискать информацию о том же событии в других источниках. Совпадет — можно верить, не совпадет — нельзя, ничего сложного.

У Украины не так много соседей, да и стран, которые зависят от ее газотранспортной системы, отнюдь не бесконечное количество. Тщательная проверка показывает, что действительно — есть информация, похожая на рассказ господина Коболева, но речь идет не о письмах и странах, а о стране и о письме в единственном числе.

Болгария и "Трансбалканский коридор"

Министр энергетики Болгарии Теменужка Петкова 12 марта в интервью болгарскому телевидению сообщила о получении официального письма от "Газпром Экспорта" о прекращении с 1 января 2020 года транзита газа через "Трансбалканский коридор", по которому российский газ через территорию Украины поступал в Турцию. Правда, сам "Газпром Экспорт" информацию госпожи Петковой не подтвердил, но хотя бы становится понятно, о чем речь.

Если госпожа Петкова не ошиблась, то не сложно предсказать, какие еще страны получат письма "Газпром Экспорта" на ту же тему. Трансбалканский коридор, начинаясь в России, проходит по территории Украины, Молдавии, Румынии и через Болгарию приходит в Турцию. И дело, разумеется, именно в Турции, "украиноцентричность" господина Коболева сослужила ему плохую службу.

Турция является вторым по закупаемым объемам природного газа партнером "Газпрома", первое место прочно занимает Германия. Собственные месторождения газа у Турции имеются, за их счет страна может удовлетворить три процента собственного спроса, то есть зависимость от импорта этого ресурса колоссальная. Годовое потребление в 2017 году — около 50 миллиардов кубометров, при этом объем импорта газа из России составил 29,02 миллиардов кубометров. На сегодняшний день российский газ в Турцию поступает по "Трансбалканскому коридору" и по магистральному газопроводу "Голубой поток" мощностью 16 миллиардов кубометров газа в год.

В 2018 году в экономике Турции произошло сразу несколько важных событий. Напомню, что летом 2018-го в Турции случился кризис, сопровождавшийся значительным падением курса лиры и рецессией в промышленности, один из результатов — падение спроса на природный газ на шесть процентов в годовом исчислении. При этом в ноябре 2018 года были закончены морские части маршрутов сразу двух новых магистральных газопроводов — "Турецкого потока" из России и "Трансанатолийского коридора" из Азербайджана.

Мощность "Трансанатолийского коридора" — 16 миллиардов кубометров газа в год, из которых шесть предназначены для турецких потребителей, а еще десять миллиардов кубометров — для транзита по "Трансадриатическому потоку" в Грецию и далее до Италии. Уже в начале марта турецкие газовые компании начали переговоры с "Газпромом" о необходимости смягчения условий пункта контракта о поставках газа, содержащего положение "бери и/или плати", что для этих компаний совершенно логично — объем поставок российского газа снизился до 24 миллиардов кубометров. О результатах переговоров открытой информации нет, зато есть заявление Теменужки Петковой.

"Голубой" и "Турецкий" потоки

Вывод из всего сказанного может быть только один: "Газпром" и его турецкие партнеры явно пришли к какому-то соглашению. Припоминаем, что до конца 2019 года будет принята в эксплуатацию первая нитка "Турецкого потока" мощностью 15,75 миллиарда кубометров газа в год — это та нитка, по которой газ пойдет турецким потребителям.

Арифметика крайне несложная: поставок по "Голубому потоку" и по первой нитке "Турецкого" в 2020 году будет вполне достаточно для удовлетворения спроса на газ в Турции. Эти две магистрали не проходят по территориям других стран, то есть не требуют транзитных платежей. А вот за поставки по "Трансбалканскому коридору", о котором говорила госпожа Петкова, "Газпром" платит Украине, Молдавии и Болгарии. Очевидно, что "Газпрому" в данной ситуации такие расходы совершенно ни к чему — ничего личного, только бизнес. Зачем платить за транзит, если совершенно спокойно можно обойтись без этого?

Если исходить из того, что в 2018 году "Голубой поток" работал на 100 процентов мощности, то по "Трансбалканскому коридору" транзитом через три страны прошло всего восемь миллиардов кубометров российского газа. Именно на этот объем и сократится транзит российского газа через газотранспортную систему Украины. Больно, но не смертельно — ведь в 2018 году "Газпром" отправил через ГТС Украины более 70 миллиардов кубометров газа.

Можно это называть, вслед за господином Коболевым, "газовой войной России против Украины"? Да ничего подобного — речь идет всего лишь об оптимизации схемы зарубежных поставок "Газпрома". Между прочим, падение транзита через ГТС Украины на эти восемь миллиардов — далеко не факт. Увеличится объем потребления газа в Румынии и/или в Болгарии — "Газпром" увеличит объем поставок для этих стран. Так что вопрос о том, насколько велики будут финансовые потери "Нафтогаза", остается открытым — конечно, в том случае, если Украина и Россия придут к соглашению о продолжении транзита.

Газовые магистрали Европы

Этот транзит нужен не только Украине — он нужен "Газпрому" и его европейским партнерам, причем независимо от того, будет ли до конца года завершено строительство "Турецкого потока" и "Северного потока – 2". "СП-2" не будет работать на 100 процентов мощности до того времени, пока не построят целых три наземных газопровода, по которым российский газ будет добираться до конечной точки своего путешествия в австрийском газовом хабе "Баумгартен".

Первый из этих МГП называется EUGAL (Europäische Gas-Anbindungsleitung, "Европейский соединительный газопровод") продолжительностью 485 километров, от побережья Германии до Дойчнойдорфа на границе с Чехией. Чтобы не строить газопровод вокруг территории Чехии, которая "клином" вдается в территорию Германии, чешская компания Net4Gas построит вторую нитку МГП Gaselle — от границы с Германией до, как ни странно, границы с Германией, такая вот причуда европейской политической карты.

В Баварии Gaselle будет продолжен третьим по счету МГП — MIDAL Suid, который и закончится в "Баумгартене", для чего опять же требуется проложить вторую нитку. Завершится все это строительство не ранее конца 2021 года, то есть как минимум до этого времени "Газпрому" необходимо сохранить украинский транзит.

Европейские и украинские газовые перспективы

"Как минимум" — это не оговорка, есть несколько моментов, связанных с этим. Газовая отрасль тоже имеет традиции, одна из которых — длительность договора о транзите не менее десяти лет, и именно на таком сроке нового договора о транзите между Россией и Украиной настаивал представитель Европейской комиссии на трехсторонних консультациях в июле прошлого года и в январе 2019-го.

Второй момент: спрос на природный газ в странах ЕС продолжает расти, а объем его добычи на территории Европы — снижаться. На международной энергетической конференции, проходившей в итальянской Вероне в октябре 2018 года, глава "Газпром Экспорт" Елена Бурмистрова говорила о том, что возглавляемая ею компания уже получила среднесрочные заказы от европейских потребителей в объеме, который на 50 миллиардов кубометров в год превышает возможности существующей системы магистральных газопроводов. Это сравнимо с годовой мощностью строящегося "Северного потока – 2", которая составляет 55 миллиардов кубометров в год.

В этом нет ничего удивительного — по оценкам многих экспертов, к 2030 году спрос на газ в Европе в годовом исчислении вырастет на 70 миллиардов кубометров, а объем собственной добычи снизится на 30 миллиардов, то есть к этому времени спрос на импорт газа вырастет в общей сложности на 100 миллиардов кубометров газа в год. Ситуация для Европы усугубляется тем, что еще два основных поставщика, государственные компании Алжира и Норвегии, не имеют возможностей увеличить объемы поставок, а стоимость СПГ, производимого в США, на европейском газовом рынке на 25-35 процентов выше тех цен, которые может предложить "Газпром".

Особо стоит подчеркнуть, что такая ситуация сложилась не из-за мифического желания России "доминировать на европейском газовом рынке", — у Алжира и Норвегии на протяжении последнего десятилетия не произошло ни одного открытия крупных месторождений, а выработка на старых переходит в заключительную стадию. Газ, из которого производится СПГ в США, добывается сланцевым методом, который дороже добычи на традиционных месторождениях в России.

Самое парадоксальное в этой ситуации то, что Украина объективно заинтересована в увеличении сегмента России на европейском газовом рынке — чем больше будет объем поставок "Газпрома", тем большее количество газа может идти в Европу через ГТС Украины. Отсутствие конструктивного подхода со стороны "Нафтогаза" к переговорам с "Газпромом" и есть самая большая угроза для перспектив украинского транзита и судьбы газотранспортной системы Украины. Недостоверная информация, распространяемая господином Коболевым, — к сожалению, еще одно доказательство того, что руководство "Нафтогаза" заинтересовано не во взаимовыгодном сотрудничестве, а в нагнетании конфронтационной обстановки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Стоимость газа для населения: рейтинг стран Европы – 2018
© Sputnik /
Стоимость газа для населения: рейтинг стран Европы – 2018
449
Теги:
Евросоюз (ЕС), "Нафтогаз Украины", "Газпром", Россия, Украина
Загрузка...

Орбита Sputnik