Прибытие  двух танкеров со сжиженным газом проекта Ямал СПГ в Китай, архивное фото

СПГ в кредит: почему Россия обгонит США на европейском рынке

2139
(обновлено 13:44 01.04.2019)
Борис Марцинкевич
США не являются участником газового рынка, все действующие и реализуемые проекты — частная инициатива. И законодательство США — такое, какое оно есть: СПГ-проекты не могут получить налоговые льготы, владельцы заводов не имеют собственных месторождений, природный газ как сырье для СПГ они имеют право покупать только на бирже Henry Hub

Одна из версий, при помощи которой стараются объяснить недовольство руководства США идущим у них на глазах строительством морского магистрального газопровода "Северный поток – 2", — оказывается, таким способом США пытаются внедрить на европейский газовый рынок "американский СПГ". Анализ этой версии большого труда не составляет — все факты, все цифры известны, нужно просто разложить их по порядку.

Что именно пытаются заместить власти Штатов? Правильно — поставки российского трубопроводного газа, экспорт которого в Европу в 2018 году составил 201,5 миллиарда кубометров. Именно эту версию настойчиво повторяют многие СМИ и целый ряд аналитиков.

Такое количество газа в обычном состоянии можно получить из 146 миллионов тонн СПГ. С учетом потерь при транспортировке через Атлантический океан и регазификации, которые составляют порядка четырех процентов, на территории США должно производиться 152 миллиона тонн СПГ. При этом — никакой диверсификации, все до последнего литра должно идти исключительно на европейский рынок.

Крупнейший производитель СПГ в мире — Катар, государственные компании которого производят около 80 миллионов тонн СПГ в год, государственные компании которого имеют собственный флот танкеров-газовозов. Дважды повторенное слово "государственные" — не опечатка, к этому моменту мы еще вернемся.

Производство СПГ на территории США сегодня и завтра

По состоянию на 1 января 2019 года на территории США действовали три завода по сжижению природного газа. Компания Cheniere Energy ввела в эксплуатацию четыре производственных линии на заводе Sabine Pass мощностью по 4,5 миллиона тонн СПГ каждая, общая мощность таким образом — 18 миллионов тонн.

В конце года та же компания начала отгрузку СПГ со второго своего проекта — завода Corpus Christi (на всякий случай — никакой связи с Римской католической церковью, это просто название залива, на берегу которого расположен завод), и начала работать первая производственная линия мощностью 4,5 миллиона тонн. Третий действующий в США экспортный СПГ-проект — Cove Point компании Dominion мощностью 5,5 миллиона тонн.

Итого — 28 миллионов тонн, что в пять раз меньше объема, необходимого для замещения российского газа на европейском рынке. В 2019 году должны быть введены пятая линия на Sabine Pass и вторая — на Corpus Christi, есть шансы, что будут построены первые линии Cameron LNG и Freeport LNG, обе опять же по 4,5 миллиона тонн. В этом случае объем производства вырастет до 37 миллионов тонн. Вам кажется, что в таком темпе этот вариант начнет становиться более вероятным? Есть, однако, нюансы.

Cove Point построен на кредитные средства, и его порой называют "корейско-индийским", поскольку компании из этих стран подписали с Dominion контракты сроком на 12 лет на 5,3 миллиона тонн СПГ в год. Индия и Корея — страны, у которых трубопроводного газа нет вообще, поэтому на европейский рынок эти объемы просто не попадут.

На СПГ обеих линий Corpus Christi долгосрочные контракты уже заключены, и это снова зарубежные компании, которые распоряжениям правительства США не подчиняются — они будут поставлять СПГ туда, где в конкретный момент будет выше цена, где можно получить большую прибыль. Из 18 миллионов тонн СПГ, которые способен производить Sabine Pass, 17 миллионов расписаны по долгосрочным и среднесрочным контрактам длительностью от семи до 12 лет. И точно такие же условия — долгосрочные контракты как залог получения кредитных средств на строительство — у Cameron и Freeport.

Представить себе, что частные компании, строящие заводы, будут работать по указанию президента США, могут только писатели, работающие в жанре антинаучной фантастики. Проза жизни незатейлива — США никогда не смогут организовать "Американский поток", способный заместить трубопроводные поставки "Газпрома", за неимением возможности создать необходимое количество СПГ-заводов.

Почему так, а не иначе? Да по очень простой причине: государство США не является участником газового рынка, все действующие и реализуемые проекты — частная инициатива. И законодательство США — такое, какое оно есть: СПГ-проекты не могут получить налоговые льготы или еще какие-то преференции, владельцы заводов не имеют собственных месторождений, природный газ как сырье для СПГ они имеют право покупать только на национальной газовой бирже Henry Hub и никак иначе. Именно поэтому при упоминании Катара было подчеркнуто — там это государственный бизнес со всеми вытекающими отсюда следствиями: катарские компании сами добывают природный газ, сами его сжижают, сами доставляют на собственных газовозах.

Что нам стоит 150 кораблей построить?

Про газовозы — тоже неслучайно, поскольку количество собственных газовозов у американских компаний, владеющих СПГ-заводами, равно нулю. Даже при совершенно фантастическом решении руководства США конфисковать все СПГ-заводы у частников (ага, "социалистическая революция" в отдельно взятой за определенное место отрасли экономики, на то она и фантастика) доставлять СПГ в Европу придется на газовозах, которые удастся зафрахтовать у судовладельческих компаний. Сколько их потребуется? Калькулятор позволяет посчитать и это.

Самый распространенный тип танкеров-газовозов имеет объем 170 тысяч кубометров, в которые помещается 100 тысяч тонн СПГ. Длительность рейса от берегов Техаса до побережья Англии — 14 суток, в обе стороны — 28. Добавляем сутки погрузки и выгрузки, получаем один рейс в месяц, 11 рейсов в год (текущие ремонты, погодные условия на море и прочие задержки при таможенных процедурах) или 1,1 миллиона тонн за год.

Для перевозки 152 миллионов тонн требуется 140 газовозов, стоимость производства такого газовоза при нынешних ценах — 250 миллионов долларов, в 2018 году судоверфи построили 36 танкеров, в 2019-м планируется 37. Вот только заказов из США — нет, это заказы мировых трейдинговых компаний других стран. Вообразить, что все кораблестроители будут обслуживать только и исключительно американские компании, у которых обнаружится на такую программу 35 миллиардов долларов, — это тоже антинаучная фантастика. Проза жизни незатейлива — по транспорту США теоретически могут организовать "Американский поток", способный заместить трубопроводные поставки "Газпрома" за 10-15 лет, если только не начнут строить судостроительные мощности на своей территории.

Очень несложный анализ показывает — версия о том, что США сопротивляются "Северному потоку – 2" для того, чтобы заместить российский трубопроводный газ, попросту несостоятельна, у нее нет обоснований. Если ко всему перечисленному добавить вопрос цены — СПГ из США на европейском газовом рынке на 25-30 процентов дороже российского трубопроводного, — то это становится еще более очевидно.

Прежде, чем разбираться с тем, кто именно придумал эту версию и по какой причине она столь усердно навязывается общественному мнению, стоит посмотреть еще и на то, способна ли Европа принять на своем побережье такое количество СПГ, которое позволило бы отказаться от сотрудничества с "Газпромом". Есть и сопутствующий вопрос: принимая на побережье 200 миллиардов кубометров газа, обладает ли европейская газотранспортная система технической возможностью распределить этот газ по всем своим потребителям? Если да — то почему ЕС этого не делает, если нет — сколько времени и денег потребуется, чтобы такая возможность появилась?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

2139
Теги:
терминал СПГ, СПГ-терминал, СПГ, США, Россия
Загрузка...

Орбита Sputnik