Регазификационное судно Маршал Василевский, архивное фото

"Маршал Василевский" идет в атаку: Литва не сможет отказаться от СПГ из РФ

14814
(обновлено 17:44 31.05.2019)
Игорь Юшков
На рынке сжиженного газа в Балтийском регионе появляются малотоннажные СПГ-заводы, и российский СПГ выигрывает конкуренцию с крупнотоннажными заводами других стран, так как имеет короткое транспортное плечо

Российский газ вызвал очередной скандал в Литве.

Вроде бы совсем недавно литовские власти вздохнули спокойно, ведь они окончательно встали на путь отказа от кровожадного "тиранического газа" из российской трубы и вот-вот придут не просто к нейтральному СПГ, а к "демократическому" СПГ из США, который, по заявлениям американского замминистра энергетики Марка Менезиса, несет в себе "молекулы свободы".

Но вот незадача: на терминал в Клайпеде вдруг стал приходить СПГ из России. Получается, гонишь российский газ в дверь, а он в окно?

Дешевый газ нужен всем

Если оставить шутки в стороне, то ситуация показывает, что как бы власти ни старались навязать потребителям газ определенных поставщиков, мотивируя это важными политическими причинами, экономические соображения рано или поздно возобладают.

Так получается и с Литвой. В 2014 году она взяла в аренду регазификационный терминал, не скрывая, что закупка СПГ будет обходиться дороже, чем российский трубопроводный газ. Даже название судна Independence ("Независимость") указывало на политическое значение данного проекта. Проблемой оказалось то, что ни одна компания не захотела покупать СПГ с этого терминала, так как это невыгодно.

Пришлось законодательно обязать это делать. И даже при этом литовский терминал фактически простаивает. При приемной мощности терминала в четыре миллиарда кубометров газа в год в 2017-м он принял 1,156 миллиарда, а в 2018-м — 0,816 миллиарда кубометров СПГ.

Причиной непопулярности СПГ-терминала является высокая стоимость газа на данном направлении. Большую часть года СПГ уходит на азиатские рынки, так как там цены выше. Если европейский потребитель хочет получить здесь СПГ, он должен фактически перекупить его у азиатских конкурентов, то есть заплатить столь же высокую цену.

А теперь на рынке СПГ Балтийского региона появляются малотоннажные СПГ-заводы. В 2016 году был построен завод в Псковской области, который фактически весь газ продает эстонской компании Eesti Gaas, а она заправляет этим газом круизные суда на Балтийском море (до побережья СПГ доставляется автотранспортом). В 2019 году заработал СПГ-завод в Высоцке — оттуда СПГ уже поступил почти во все приемные терминалы Балтийского моря. Проще сказать, куда газ этого предприятия еще не поступил: польский терминал в Свиноуйсьце и российский Калининград.

В Литву прибыло уже три танкера с российским СПГ. Какой именно объем российского газа отгружается Вильнюсу, сказать сложно. Из Высоцка СПГ вывозят танкеры, предназначенные для перевозки 660 тысяч тонн газа, но они, как правило, доставляют груз в два-три терминала. Покупателем российского СПГ в Литве, вероятно, является компания по производству химических удобрений Achema. Дешевый газ позволяет ей снизить себестоимость производимых удобрений.

Российского СПГ будет больше

Российский СПГ на Балтике выигрывает конкуренцию с крупнотоннажными заводами других стран, так как имеет короткое транспортное плечо. Кроме того, крупные производители (из той же Норвегии) имеют возможность отправлять свой СПГ на отдаленные рынки, в частности в Азию. А российские малотоннажные СПГ-заводы изначально ориентированы именно на местный рынок, поэтому ценообразование на их продукцию в меньшей степени завязано с азиатским рынком.

С политической точки зрения Литву ожидает ухудшение ситуации с СПГ. Конъюнктурой уже пытается воспользоваться "Газпром", начав продавать СПГ с плавучего регазификационного терминала в Калининграде "Маршал Василевский". Судно используется как СПГ-хранилище и стремится продать содержащийся в нем газ, пока в регионе есть спрос. Видимо, "Газпром" рассчитывает закупать СПГ в период низких цен и продавать при их повышении.

Далее мощности российских малотоннажных СПГ-заводов будут нарастать. В 2019 году "Газпром" запустит СПГ-завод на базе газокомпрессорной станции "Портовая" (Ленинградская область). В 2020-м будет запущена вторая очередь СПГ-завода в Высоцке, и суммарная мощность предприятия составит 1,1 миллиона тонн в год. Причем все российские предприятия на Балтике берут газ из единой системы газоснабжения, покупая его у "Газпрома" (хотя формально 51 процент в том же "Криогаз-Высоцке" принадлежит компании "Новатэк").

Впрочем, чисто "новатэковский" газ в Литву также может поступать. Поставщик электроэнергии и газа Lietuvos energijos tiekimas (LET) 31 января 2019 года подписал договор с Total Gas & Power Limited о покупке одной партии СПГ. При этом западноевропейская компания закупает часть СПГ с российского завода "Ямал СПГ".

Ситуация с поставкой в Литву российского СПГ еще раз опровергает тезис о том, что в Европе якобы никому не нужен российский газ. И потребителям, и экономике в целом нужно дешевое сырье. А наилучшую цену предлагают российские компании. Именно поэтому в "Северном потоке – 2" участвуют пять европейских компаний, и российский газ, по трубопроводам и в виде СПГ, покупают почти все страны Европы.

Тот, кто верит в необходимость покупать "демократический газ" с "молекулами свободы", в конечном итоге останется без денег — а значит, и без свободы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

14814
Теги:
СПГ-терминал, Балтийское море, Прибалтика, Литва, Россия, СПГ
Тема:
Терминал СПГ в Калининграде (13)
По теме
Тоннаж имеет значение: как Россия будет завоевывать рынок СПГ в Европе
Газ с Ямала и его "поход на восток" как старт коммерческой эксплуатации СМП
СПГ не помог: прибыль литовской Achemos grupe сократилась почти вдвое
Загрузка...

Орбита Sputnik