"Новый герой" Шкирпа: как логика властей Литвы работает против человечности

© Photo : Facebook / Vilniaus miesto savivaldybėПлощадь Лукишкес в Вильнюсе, архивное фото
Площадь Лукишкес в Вильнюсе, архивное фото  - Sputnik Литва
Подписаться
Кто знаком с Литвой, тот знает и гору Гедиминаса, и стоящую на ней башню, один из важнейших национальных символов. Но не каждый литовец и даже не каждый житель Вильнюса знает, что возле горы, параллельно речке Вильне, расположилась скромная улица — аллея Казиса Шкирпы. Неизвестно им и то, кто же такой Шкирпа. Но именно эта личность и аллея, названная в его честь, породили острую дискуссию

Приспешник гитлеровцев

Причина дискуссии — сам Шкирпа. С одной стороны, его прославляют как одного из родоначальников Литовской армии. Более того, он был среди тех, кто в 1919 году поднял над горой Гедиминаса триколор. Отсюда — и название упомянутой аллеи. В этом смысле Шкирпа — пример, литовский патриот, отвечающий всем современным идеологическим требованиям.

К 70-й годовщине освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцим) Красной Армией, архивное фото - Sputnik Литва
В Литве новым "национальным героем" стал священник батальона смерти

Однако есть и оборотная сторона — и это деятельность Шкирпы в годы Второй мировой войны. В то время он выполнял дипломатические функции в Берлине вплоть до краха режима Антанаса Сметоны, и именно оттуда он начал организовывать Литовский фронт активистов (ЛФА). По сути это была не просто антисоветская, а фашистская организация, которая проповедовала адаптированный литовский вариант гитлеровской идеологии. Помимо всего прочего, эта организация агитировала за расправу не только с инакомыслящими, но и конкретно с жителями Литвы еврейской национальности.

Летом 1941 года, как только в Литву вошла армия нацистской Германии, ЛФА стал основным ее помощником. Помогая немецким оккупантам, деятели ЛФА успели не только истребить тысячи просоветских литовских граждан, но и уничтожить 90 процентов литовских евреев. Нет смысла сомневаться — ЛФА совершенно открыто провозглашал и антикоммунизм, и антисемитизм. И во всем этом роль первой скрипки досталась Шкирпе.

Спор из-за Шкирпы

Без сомнения для литовских националистов Шкирпа — герой. А поскольку именно такие настроения распространились в 1990-е, неудивительно, что многим улицам тогда присваивали похожие имена (например, улицы Смятонос, 23 июня и прочие). Ведь это полностью соответствовало классической националистической идеологической модели, приверженцам которой не стыдно следовать принципам открытой нацистской апологетики.

Однако сейчас, когда Литва является частью Евросоюза, декларирующего либерально-демократические ценности, возникают противоречия. Часть правящих переориентировалась с национализма на либерализм. А в связи с тем, что в таких условиях нужно выдерживать ауру "цивилизованности" и "толерантности", для Шкирпы и ему подобных может остаться маловато места.

Именно такой позиции и придерживается мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс. По инициативе его команды в повестку дня самоуправления внесли пункт о переименовании аллеи Шкирпы в аллею Триколора (отсылка к упомянутому поднятию флага на горе Гедиминаса в 1919 году). Между тем многие, начиная от патриарха консерваторов Витаутаса Ландсбергиса, заканчивая Витаутасом Раджвилисом, который курирует молодежное сборище с неофашистскими идеями Pro patria, защищают название аллеи, впрочем, как и самого Шкирпу.

Истоки антисоветской апологетики нацизма

Со стороны сакрализация подобных Шкирпе деятелей выглядит скандально. И последствия такой пропаганды стали очевидными после госпереворота на Украине в 2014 году. Именно там последователи еще одного нацистского прихвостня Бандеры совершенно открыто убивают ни в чем неповинных людей.

Сильвия Фоти, внучка Ионаса Норейки, архивное фото - Sputnik Литва
Внучка Норейки создала петицию с призывом лишить деда почестей в Литве

Стоит понимать, что подобный подход к истории в настоящее время является характерным для всех стран Балтии. Например, в Латвии и Эстонии с поддержкой властей ежегодно проводятся мероприятия в честь бывших эсэсовцев. А оправдывается это тем, что даже гитлеризм является меньшим злом по сравнению с "ужасным, сталинским" Советским Союзом.

Даже если не затрагивать еврейскую тему, эта интерпретация истории основана на весьма сомнительной концепции "советского геноцида" и на полном умалчивании (или даже отрицании) намерений гитлеровцев в отношении самих народов Прибалтики. Например, в соответствии с генеральным планом "Ост" при подготовке Прибалтики к немецкой колонизации предполагалось избавиться от 85 процентов литовцев, 50 процентов латышей и 50 процентов эстонцев. Зная это, националистически настроенного Шкирпу и подобных ему должно расценивать если не как преступников, то, по крайней мере, как полезных идиотов. А поскольку единственной альтернативой планам Рейха тогда была победа в войне Советского Союза — более чем понятно, кто спас не только оставшихся евреев, но и самих литовцев от наблюдающегося уничтожения.

Однако наши придворные историки не могут этого признать. Им мешает это сделать не что иное, как антисоветскость на государственном уровне. Не ней основаны и спекуляции (о "меньшем зле" и подобное), которые оправдывают и Шкирпу, и других нацистских прислужников в период 1941-1944 годов. И с этой антисоветской точки зрения наши литовские либералы ничем не отличаются от националистов.

Если изменить название, суть останется неизменной

Важно не забывать об этом, особенно в том случае, если мэрия Вильнюса все же решит переименовать аллею Шкирпы. Конечно, это будет приветствоваться. Однако было бы большой ошибкой думать, что это коренным образом изменит литовскую "историческую политику", которую разделяют и националисты, и либералы. У них просто консенсус по этому вопросу.

Например, и либерал Шимашюс, и Pro patria одобрили бы идею снести памятник Пятрасу Цвирке в центре Вильнюса. Только если последние свое одобрение выказывали бы с помощью лозунгов о воображаемой угрозе "азиатского большевизма", то Шимашюс свою позицию аргументировал бы знаком равенства между Цвиркой и Шкирпой. Хотя между ними — самая настоящая идейная, ценностная и историческая пропасть. Так что в обоих случаях получился бы какой-то абсурд.

Абсурд, причиной которого стало бы искаженное антисоветскостью понимание истории. Пока не изменится это самое понимание, не изменится и суть дела. С переименованием улиц или без таковых. А чтобы изменить это понимание, нужна открытая, неограниченная цензурой дискуссия по всем вопросам, даже по тем, которые касаются советского периода нашей истории.

И только тогда, когда появится объективная оценка прошлого, удастся победить ставшую догмой антисоветскость и по достоинству оценить, кто герой, а кто преступник. И только тогда можно будет пресечь апологетику нацизма, ставшую следствием антисоветскости. Когда? Неизвестно. Но одно очевидно: чем скорее — тем лучше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

© Sputnik«Лесные братья» в Прибалтике в 1940-1950 гг.
Новый герой Шкирпа: как логика властей Литвы работает против человечности - Sputnik Литва
«Лесные братья» в Прибалтике в 1940-1950 гг.
Лента новостей
0