Проспект имени Гедеминаса, архивное фото

"Государство всеобщего благосостояния" споткнулось о сытых мещан Литвы

283
(обновлено 12:59 10.09.2019)
Хотя разговоры о бедности, которая не покидает Литву даже с ростом ВВП, звучат непрерывно, некоторые апологеты нашего общества находят повод для радости: мол, за последние пять лет число состоятельных домохозяйств в Вильнюсе увеличилось аж на 45 процентов

Данные взяты из результатов исследования, опубликованного Euromonitor International. В нем представлен рейтинг 30 городов Восточной Европы (включая Россию) по количеству богатых людей. Богатыми считаются семьи, чей годовой доход составляет 150 тысяч долларов США (135 тысяч евро).

Большинство таких домохозяйств насчитывается в Москве (142,7 тысячи), Санкт-Петербурге (24,1) и Праге (16,5). Между тем в Вильнюсе за указанные пять лет, то есть с 2013 по 2018 год, количество таких семей увеличилось с 3,1 до 4,5 тысячи, а до 2023 года прогнозируется их рост еще на 56 процентов. С таким результатом в этой тридцатке столица Литвы занимает 19 место.

Растущая покупательная способность             

По словам экономиста Каспараса Адомайтиса, приведенные цифры напрямую связаны с ростом ВВП Литвы в 2013-2018 годах (в последнее время оценивается в 3,5 процента). Например, общий доход домохозяйств в Литве увеличился в целом на 17 процентов. О том, что покупательная способность некоторых людей действительно возросла, свидетельствуют как экономические показатели, так и картина повседневной жизни общества.

Вот компания Du broliai, которая продает одежду класса люкс, последние несколько лет наблюдает значительное увеличение трафика клиентов. Более того, если раньше значительную часть покупателей составляли иностранцы, сейчас инициативу перенимают литовцы (их уже около 70-80 процентов). Для них предметы роскоши, по словам менеджера Du broliai Андрюса Янкаускаса, "это то же самое, что вам или нам иметь дома горячую воду".

Кроме того, растущая покупательная способность некоторой части общества, как отмечает директор компании Real Data Арнольдас Антанавичюс, отражается и на приобретении объектов недвижимости. "Если шесть лет назад самая популярная покупка была между 40 и 60 тысячами евро, то сейчас мы наблюдаем тенденцию от 60 до 80 тысяч и выше", — рассказывал он о растущем аппетите некоторых жителей Вильнюса на рынке недвижимости.

Кто богатеет, а кто беднеет…

Однако богатеют не все. Несмотря на то, что в абсолютной нищете сейчас проживает только 11 процентов населения Литвы, на границе риска бедности оказалась одна четвертая жителей страны, чье положение в обществе маргинальное (или может стать таковым). Поэтому указанные выше цифры, отражающие обогащение "верхов" и близких к ним кругов, не говорят о всеобщем улучшении жизни.

Откуда и каким образом  в Литве растет потребление (показатель ВВП не соответствует реальному материальному продукту общества), это другой вопрос. Но факт в том, что оно растет. Как и то, что растет соответствующий класс, который превосходит другие по своей покупательной способности. Не только предприниматели с конкретным капиталом, но и хорошо оплачиваемый обслуживающий персонал.

Особенно рост заметен после волн эмиграции, последовавших за "ночной налоговой реформой" 2008 года и событиями 16 января 2009 года, когда большая часть литовского общества перебралась на Запад. Между тем возможности, которые дают деньги ЕС, за последние несколько лет позволили закрепиться в стране слою мещан, обслуживающих "верхи", которые принадлежат к так называемому upper middle class.

Среди этого класса преобладают поведение, образ жизни и культура, отражающие "западные ценности". А его представители — это, как правило, сторонники консерваторов и либералов: не только электорат, но и активные участники, либо материально, либо иным образом заинтересованные в продолжении нынешней траектории экономического и политического развития Литвы.

Подоходный налог и "государство всеобщего благосостояния"

Именно этот слой должен поддерживаться государством. Так считает Иева Воляшкайте, работающая в Институте свободного рынка. Ее возмущают инициативы некоторых членов Сейма облагать дополнительным налогом лиц, чьи доходы превышают пять средних зарплат (по нынешним данным, это 1289,0 × 5 = 6445 евро "на бумаге", или 817,8 × 5 = 4089 евро "на руки").

Несмотря на то, что такие законы действуют в Скандинавии, подобное вряд ли скоро произойдет в Литве. Корзинка недостаточно велика, и так называемая литовская элита вместе со своими прислужниками вряд ли захочет отдать ее значительную часть людям, оставшимся на окраине. По доброй воле этого точно не произойдет.

Поэтому опасения Воляшкайте вряд ли обоснованы. Кстати, как и предвыборные обещания вступившего летом на пост президента Гитанаса Науседы о предполагаемом "государстве всеобщего благосостояния" (как, например, упомянутая Скандинавия), осуществление которых без необходимой материальной базы, а вместе с тем и без прогрессивной политики подоходного налога, трудно себе представить.

На самом деле поведение Воляшкайте многое говорит о психологии рассматриваемого слоя. Они действительно живут тепло, удобно и уютно, в то время как большинство нищенствует. Им повезло, они поднялись на вершину литовского общества. Но им этого мало. И любые мысли о хотя бы частичном подрезании их "мещанских" крыльев, будь то прогрессивный налог или еще что-то в этом роде, они встречают чуть ли не как приступное нападение.

Историческая перспектива

Так или иначе, необходимо учитывать общий контекст. Да, ВВП и так называемый обеспеченный слой растут. Но бедность не уходит. А вместе с ней неизбежно приближается и демографическая яма, которую ООН прогнозирует Литве. Поэтому, при взгляде на ситуацию как на совокупный социальный процесс, становится ясно, что перспективы сомнительны. То же касается самой элиты и ее сытых мещан.

Но нужно помнить, что, например, до Великой французской революции 1789 года тамошнее дворянство тоже жило в роскоши. Оно не испытывало недостатка ни в чем, разве что в адекватной оценки ситуации. Чем все это закончилось — мы знаем из истории. А чем все закончится для сегодняшних литовских панов — покажет будущее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

283
Теги:
Литва
Панорама Вильнюса, архивное фото

А где Литва? Вильнюс не могут найти на карте даже в ЕС

75
(обновлено 18:14 18.09.2020)
Кабинет министров одобрил стратегию презентации Литвы за границей на ближайшее десятилетие. В документе говорится, что после реализации стратегии в 2030 году Литва наконец станет узнаваемой в мире.

Узнаваемой, по мнению стратегов, в качестве "открытой и надежной страной с умной экономикой, где талант способствует решению глобальных проблем, а благоприятные условия в стране приглашают инвестировать, создавать и накапливать опыт в естественной среде".

По словам создателей стратегии, отныне литовским учреждениям больше не придется думать о том, как представить Литву миру. В стратегии также уточняются четыре ценности литовского общества: свобода творчества, совершенствование, настойчивость и связь с природой. Эти важные для литовского государства ценности и области объединены в общем позиционировании – "Открытость для совместного творчества".

Это не первая стратегия презентации Литвы за границей после восстановления независимости. Раньше были видения, миссии, слоганы и литовские "товарные знаки". Были созданы различные литовские имиджевые комиссии, стратегические советы и службы. В самом правительстве и при правительстве. Бесчисленные консультанты по имиджу из-за рубежа рассказывали, как Литве представить себя миру. Не за бесплатно, конечно же. За деньги литовских налогоплательщиков. И не маленькие.

При разработке этой имиджевой стратегии Литовский стратегический совет, членами которого являются представители бизнеса, коммуникационных ассоциаций, министерств и других учреждений, предоставил замечания рекомендательного характера.

Комиссия при правительстве Литовской Республики – Стратегический совет имиджа Литвы (далее – Стратегический совет) была учреждена постановлением правительства 9 января 2019 года. Персональный состав Стратегического совета утвержден самим премьер-министром. Стратегический совет может при необходимости привлекать независимых экспертов, представителей государственных и муниципальных учреждений и органов, а также других организаций.

И привлек. Традиционно.

На этот раз стратегия по заказу правительства была подготовлена ​​группой хозяйствующих субъектов UAB New Agency, UAB Synthesis Consulting Group, MB Blue Oceans PR и UAB SuperYou. По данным правительства, над стратегией работали один из самых известных составителей методологий бренда и рейтингов Саймон Анхольт и эстонский маркетолог Ева-Кристийна Пономарев.

По словам вице-канцлера правительства Лукаса Савицкаса, Литва ежегодно в имиджевых целях выделяет около 4,5 миллиона евро. По словам Савицкаса, эта стратегия не предусматривает дополнительных инвестиций, а сама подготовка стратегии стоила всего около 160 тысяч евро.

Осуществление стратегии будет координировать группа по имиджу Литвы при канцелярии правительства. Существует и такая. Кроме того, в ближайшее время планируется объявить конкурс визуальной идентичности. Таким образом, имидж Литвы станет дороже. На сколько? Никто не знает. Однако уже сейчас предлагается создать имидж литовского бренда и активно использовать его в презентациях, на бланках документов, стендах, брошюрах, буклетах, подарочных пакетах, плакатах, визитках и так далее.

Стратегия рекомендует обновить сайт lietuva.lt и превратить его в главный имиджевый канал, где систематически будет предоставляться самая важная информация о Литве.

Сайт lietuva.lt – наследие другой литовской имиджевой кампании под названием Lietuvos DNR.

Напомним, что координатор презентации страны за рубежом – отдел имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики – утвержден на заседании правительственной комиссии по портфелю стратегических проектов под председательством премьер-министра Саулюса Сквернялиса, которое прошло еще 25 июня 2018 года. Основная функция отдела – координация имиджа Литвы за рубежом. В то время в отделе работало четыре специалиста. Сегодня уже работает семь.

Тогда, два года назад, правительственная канцелярия у компании Videvita Vilnius за десять тысяч евро приобрела создание творческой идеи # LietuvosDNR, подготовку плана коммуникации и создание видео- и аудиоклипов.

Интернет или балет? А может, лазеры? Как мы представим Литву миру? Эти и другие вопросы кампании Lietuvos DNR пригласили обсудить общественность. Гражданам Литвы было предложено выражать свое мнение и предлагать идеи в социальных сетях, используя хештег #LietuvosDNR.

Но традиционно энтузиазм быстро угас.

Теперь, чтобы повысить осведомленность о стране, снова призывают как можно шире использовать социальные сети, готовить пресс-релизы для целевых СМИ, организовывать журналистские туры в Литву, приемы для них в посольствах и участвовать в международных мероприятиях. Ничего оригинального. Рутина.

Тем не менее стратегия также рекомендует рассмотреть возможность создания новой организации, своего рода кузницы идей, которая объединила бы внешних экспертов из имиджевого и экономического секторов, а также представителей учреждений. Она должна предлагать, рекомендовать и реализовывать символические акции и имиджевые программы. Но это пока что всего лишь слова в тексте стратегии.

Создатели стратегии признают, что осведомленность о Литве в мире в целом невысока.

Опрос относительно осведомленности и репутации показал, что 28 процентов иностранных граждан о Литве знают больше, чем просто название и географическое положение.

Качественное исследование показало, что в странах, экономически и геополитически важных для Литвы, осведомленность о ней ниже среднего: семь процентов респондентов во Франции знают о Литве, 20 процентов – в Великобритании и 25 процентов – в Германии. За пределами Европы осведомленность о Литве также низкая, лучший результат в Израиле – 26 процентов.

Кстати, на эти исследования правительство потратило более четверти миллиона евро. За 264,3 тысячи евро исследование провели институт KOG, компания Norstat LT и государственное учреждение Socialinių inovacijų institutas.

Низкая осведомленность о стране за рубежом, возникающие в результате этого стереотипы и негативные оценки мешают Литве выглядеть красивой и привлекательной. Таким образом, несмотря на различные органы власти, ответственные за имидж Литвы, Литву представляют кто только может, кто умеет – самостоятельно и по доброй воле. И это привлекает внимание и признание.

В прошлом году Вильнюс даже получил "Оскар" в области туризма за рекламную кампанию "Точка G Европы".

Вильнюсская туристическая маркетинговая кампания "Вильнюс – точка G Европы" была признана лучшей на престижной международной премии International Travel & Tourism Awards в Лондоне. Тогда в категории лучших городских маркетинговых кампаний Вильнюс обогнал Лас-Вегас, Ливерпуль и Даллас.

"Вильнюс – точка G Европы" привлекла внимание мировых СМИ к литовской столице и побудила их рассказать не только о самой рекламе, но и о Вильнюсе как туристическом направлении. Вильнюс появлялся на страницах самых солидных изданий Великобритании, Франции и других стран, даже в шоу американского комика Джона Оливера, у которого миллионы поклонников по всему миру.

Эту кампанию создали Юргис Раманаускас, Скайсте Кауринайте и Угнюс Микшта из Вильнюса, которые учились в школе рекламы Atomic Garden.

По словам Раманаускаса, никто не знает, где на самом деле находится Вильнюс, но как только узнают и приезжают, все остаются очень довольными и буквально влюбляются в город. Идея и возникла из разговоров с иностранцами. "Поэтому, когда мы поняли, что есть место, о котором никто не знает, но когда его находят, все остаются очень довольными, то аналогия с точкой G возникла как бы сама по себе", – сказал Раманаускас.

Хотя эта кампания вызвала много споров, налогоплательщикам она не стоила ни копейки. И была реализована без помощи отдела имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики, Стратегического совета имиджа Литвы и других учреждений, поддерживаемых налогоплательщиками.

Многие литовцы за рубежом сталкиваются с вопросом: "Что такое Литва?" Путешественник Йокубас Лаукайтис, побывавший в самых экзотических уголках мира, задумался, как быстро и эффективно ответить на этот вопрос – так, чтобы все не только знали, что такое Литва, но и хотели ее посетить.

Два года назад он это сделал: снял видео, в котором рассказывается вся правда о Литве. Фильм Йокубас Лаукайтис создал за собственные средства и тоже без государственной имиджевой стратегии. На сегодняшний день видео просмотрели 1 230 661 раз.

Сколько еще раз и на сколько денег налогоплательщиков будут разрабатываться стратегии презентации Литвы за границей, известно только самим распорядителям этих денег. Однако очевидно, что неправительственные инициативы пока несравнимо эффективнее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

75
Теги:
стратегия, реклама, положительный имидж, Правительство Литвы, Литва
По теме
Мэр Вильнюса назвал Карбаускиса "наследником колхоза" из-за спора о пляже
В Лондоне рекламу "Вильнюс – точка G Европы" признали лучшей в мире
Вид города Вильнюса

Цена приказа: чем рискует Литва в большой игре против России

650
(обновлено 11:55 18.09.2020)
Напряженность в отношениях Европы с Россией в последнее время нарастает. Последствия для Литвы могут быть печальными

Запад с большой тревогой ждал встречи президентов России и Белоруссии. Говорили, что Александр Лукашенко собирается отдать/продать свою страну Владимиру Путину и скоро произойдет аншлюс – все, что осталось, это отдать приказ российским "зеленым человечкам", которые уже были в Белоруссии.

Встреча прошла спокойно. О единой валюте, например, даже не было речи. Более того, Россия вывела резерв, который был готов помочь правоохранительным органам соседней страны. Однако истерия в Европе продолжается – Москву призывают не вмешиваться в дела Белоруссии, но при этом так называемый министр иностранных дел ЕС Жозеф Боррель заявляет, что Лукашенко – нелегитимный президент.

Другими словами, ЕС требует, чтобы Россия оставила Минск в покое, но в то же время сам поступает наоборот и делает это очень агрессивно. Еще больше "чудес" в истории с "отравлением" Алексея Навального.

Глава внешней разведки России Сергей Нарышкин (то есть не человек из ниоткуда) говорит, что до отъезда оппозиционера в Германию в его организме не было яда. Но против его слов – слово Ангелы Меркель. Решение простое: Запад должен предоставить четкие доказательства своей правоты, чтобы Москву можно было прижать к стенке.

Но никто их не предъявляет, и обычно сдержанный и корректный министр иностранных дел России Сергей Лавров все чаще делает крайне жесткие заявления о поведении европейских партнеров. Это означает, что отношения Европы с Россией внезапно перешли в стадию "игры без правил", и это плохой знак, потому что такая игра имеет негативные последствия для всех ее участников, и чем она жестче – тем они хуже.

В связи с этим возникает естественный вопрос: европейцы, в основном немцы, сошли с ума (потому что только сумасшедший может по собственной инициативе на основании очень спорных причин начать целенаправленно подрывать основы стратегического сотрудничества, в том числе в области энергетики, с одной из крупнейших мировых держав)?

Нет, они не сошли с ума. Только подумайте, что напоминает их поведение. Правильно – стиль американцев, которые в последнее время игнорируют любые правила и просто делают то, что хотят. Следовательно, можно предположить, что определенные силы в Вашингтоне (так называемые демократы-глобалисты-атлантисты) заварили кашу белорусской революции, "отравления" Навального, санкций против "Северного потока – 2" и так далее, что, по сути, является максимумом их возможностей (боевой пик), чтобы раз и навсегда настроить Европу, и в частности Германию, против России.

Только представьте, какие рычаги пришлось использовать, чтобы Меркель сделала заявление о "бесспорном отравлении Навального", которое поставило Берлин в очень неловкое положение, из которого будет сложно выбраться не только ему, но и Евросоюзу в целом.

Конечный результат этой "битвы за Европу", по мнению экспертов, пока не ясен – антироссийское давление уже огромно, но, например, Австрия заявила, что не стоит спешить в случае Навального и "Северного потока". Другими словами, в Старом Свете еще есть серьезные силы, готовые попытаться противостоять тем, кто хочет опустить железный занавес между ним и Россией. Кто выиграет – посмотрим.

Что в этом случае важно понять Литве? Она находится в авангарде критиков "белорусского режима" и "российского империализма". Иными словами, она активно способствует росту напряженности в отношениях Европы с Москвой. Однако не всегда учитываются возможные последствия такой политики.

Есть старая добрая поговорка: бояре дерутся – у холопов чубы трещат. Другими словами, если санкционная война между ЕС и Россией обострится, больше всего пострадают малые государства блока, которые в принципе менее устойчивы к убыткам. И надо понимать, что ответ Москвы странам Балтии может быть гораздо более болезненным, чем ответ Минска.

Дополнительным звоночком для Литвы является то, что конкретно ее негативный образ укоренился в российском политическом и информационном дискурсе. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя события в Белоруссии, заявил: "Мы не позволим вмешиваться никаким американцам, литовцам, полякам или немцам". То есть литовцы сразу после американцев.

А до этого министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил: "Наши литовские соседи перешли, по-моему, все грани приличия в требованиях, которые они выдвигают. У нас есть основания полагать, что они с госпожой Светланой Тихановской работают совсем не демократическими методами и методами, в которых не сильно проявляется уважение к суверенитету Республики Беларусь".

Иными словами, Литва в контексте противостояния ЕС с Россией может пострадать не только как небольшое государство, но и как один из главных инициаторов этого противостояния и его наиболее активных участников, в том числе на белорусском направлении. Но политическая элита страны, наверное, даже не задумывается об этом. Некогда волноваться о национальных интересах и оценивать риски для экономики страны, главное – выполнить указ "старшего брата".

Подводя итог, можно сказать, что определенные силы (вероятно, в Америке) бросили в битву за Европу практически все возможные политические, экономические и информационные резервы. В результате напряженность в отношениях последней с Россией приближается к опасному рубежу. После того как его переступят, "пленных никто брать не будет", и в этой игре без правил больше всего могут пострадать такие маленькие и слепо выполняющие чужие указы государства, как Литва.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

650
Теги:
Европа, Россия, Литва
По теме
Белоруссия усилит границы с Литвой, Польшей и Украиной
Бажан: на ситуацию с торгпредством России могло повлиять поведение Литвы
Преподобный Лука Глубокореченский

Луков день: что можно и что нельзя делать 20 сентября

0
(обновлено 18:05 18.09.2020)
Этот день считался грустным праздником, так как заканчивалось бабье лето. Сам лук ассоциировался со слезами

20 сентября (7 сентября по старому стилю) православные христиане почитают память святого Луки Каппадокийского, игумена Глубокореченского.

Святой Лука Глубокореченский происходил из Ликаонии. Он был монахом, а позднее игуменом Спасовой обители, которая получила название "Глубокие реки". Этот монастырь был известен строгой подвижнической жизнью ее насельников.

Лука всю жизнь прожил при монастыре. Скончался преподобный в конце Х века, в возрасте чуть более 90 лет.

На Руси со дня святого Луки повсеместно начиналась уборка лука. Сбор лукового урожая продолжался в течение недели и сопровождался различными ритуалами.

Например, употребление в пищу лука из нового урожая было запрещено до дня, пока последняя луковица не будет собрана. В противном случае считалось, что весь собранный урожай овоща будет испорчен. Хозяйки тщательно оберегали луковые грядки от воров и недоброжелателей. В некоторых краях на луковой неделе запрещалось жечь луковую шелуху. В народе верили, что это приведет к порче луковиц.

Луков день считался грустным праздником, так как заканчивалось бабье лето. Сам лук ассоциировался со слезами, потому что при его резке часто плакали. Считалось, что преподобный Лука специально насылал горький плач, чтобы девушки могли проплакаться над луком перед вступлением во взрослую жизнь.

Лук славился своими полезными свойствами, и на Луков день хозяйки обязательно готовили блюда на основе этого овоща. Особым деликатесом считались фаршированные мясом луковицы, также на праздничных столах красовались луковые супы, выпечка, оладьи, блинчики.

Крестьяне по виду и качеству луковиц определяли, какой будет зима: "Если шелухи на луковицах много, то зима будет холодной".

0
Теги:
Религиозные праздники, религия, народные традиции, традиция, церковь, православные, православие