В Праге снесли памятник маршалу Коневу

Снос памятника Коневу: Восточная Европа больше не может обидеть Россию

163
(обновлено 12:04 13.04.2020)
МИД и Минобороны Чехии прокомментировали письмо главы российского военного ведомства чешскому коллеге Лубомиру Метнару, в котором Сергей Шойгу попросил передать России снесенный в районе Прага-6 памятник маршалу Коневу

Заявления чешских госструктур сводятся к трем главным пунктам, из которых становится очевидным дальнейшее развитие событий: а) ответ на обращение будет обязательно подготовлен; б) "перемещение" монумента не нарушает никаких двусторонних договоренностей и в) памятник — собственность района Прага-6, в связи с чем Минобороны не может решать судьбу того, что ему не принадлежит, пишет Ирина Алкснис в материале для РИА Новости.

Куда более живая реакция чешских властей последовала на другой вопрос журналистов — о возможном преследовании Москвой организаторов демонтажа. Представитель Минюста заверил, что Чехия точно никого не выдаст России.

Данная тема возникла неспроста, поскольку Владимир Путин несколько дней назад подписал федеральный закон об уголовной ответственности за уничтожение или повреждение воинских захоронений и памятников, увековечивающих память погибших при защите Отечества. Так что когда Мария Захарова назвала произошедшее в Праге преступлением, это было не эмоциональной вспышкой и красочным эпитетом, а констатацией того, как смотрит на ситуацию российский закон — что и подтвердило возбуждение Следственным комитетом соответствующего уголовного дела.

Идущая в последнее время атака Восточной Европы на мемориалы, посвященные подвигу Красной армии в годы Второй мировой войны, сильно отличается от того, что обычно представляют собой подобные процессы.

В сносе памятников почти всегда проявляется внутренняя жизнь страны в периоды острых кризисов. Это символический и идейный разрыв с прошлым, которое по тем или иным причинам горячо осуждается и отвергается. Наша страна дважды в прошлом веке пережила подобное: сначала после революции, а затем — к счастью, при куда меньшем размахе — в начале 1990-х. Теперь вот Запад в горячке либеральной политкорректности избавляется от ставших внезапно возмутительными и недопустимыми монументов, включая установленные Колумбу и американским отцам-основателям.

В Праге снесли памятник маршалу Коневу
© Sputnik / Эдуард Эрбен
В Праге снесли памятник маршалу Коневу

Но, очевидно, посягательства на советские воинские мемориалы в Польше, перенос Бронзового солдата в Таллине и демонтаж памятника Коневу — про другое. Не про внутреннюю жизнь соответствующих стран, а про их желание зацепить Россию: уязвить, оскорбить, унизить, спровоцировать на острую эмоциональную реакцию, с гордостью продемонстрировать в очередной раз позицию "не братья мы вам".

Правда, тут есть тонкость, которую наши восточноевропейские соседи никак не хотят заметить: причинить эмоциональную боль может только близкий. А они так давно доказывают обратное, так старательно топчутся на самых чувствительных российских мозолях, на долго жившем тезисе о "братских народах", что добились своего — Россия им поверила. Ну а раз не братья, то и переживать по поводу их действий особо нечего.

Российское общество воспринимает все эти скандалы под совершенно иным углом — в контексте исполнения долга перед предками, перед своими героями. И это тот случай, когда процесс по-своему важнее результата.

Ежегодно в стране уходят в экспедиции десятки поисковых отрядов. Каждый сезон они поднимают и хоронят с воинскими почестями останки сотен павших советских солдат. Кто-то может сказать, что это сизифов труд, поскольку всех в любом случае не найти и многие тысячи так и останутся лежать в безвестных могилах. Но смысл именно в том, что, продолжая эту работу, Россия отдает дань памяти абсолютно всем, отдавшим жизнь за родную землю.

Давно покойному маршалу Коневу, разумеется, все равно, что делают с его монументом нынешние чешские власти. Не все равно России, которая чувствует потребность и долг сделать максимум возможного для защиты памяти своего военачальника.

В отношении же восточных европейцев бурное негодование сменила невозмутимая работа профессионалов дипломатического и правового профиля. Государство по сравнению с человеком обладает очень серьезным преимуществом в виде куда более долгой памяти и длинных рук. Оттого и несколько нервная реакция чехов на последние действия Москвы: русские в режиме последовательной подготовки и спокойного ожидания пугают больше, чем в состоянии громкой ярости, выдающей боль и бессилие.

Что же касается эмоционального отклика российского общества на действия чехов и прочих соседей по западной границе в отношении захоронений, мемориалов и памятников Красной армии, то он, конечно, есть — но все больше сближается с тем, чего удостоились исламисты, почти двадцать лет назад уничтожившие статуи Будды в Бамианской долине Афганистана.

163
Теги:
Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Россия, Чехия
Женский марш Подруга за подругу в Минске

Поляки готовят "план Маршалла" для Белоруссии. Украина подтвердит

75
(обновлено 12:42 19.09.2020)
Польша вырабатывает "план Маршалла" для спасения белорусской экономики. Само собой, после того как в соседней стране будет произведена смена режима. И само собой, деньги должна вкладывать не Польша.

Это следует из помпезных заявлений польского премьер-министра Матеуша Моравецкого, прозвучавших на текущей неделе. В ходе трехчасового расширенного заседания польского правительства совместно с тамошней оппозицией он заявил, что на ближайшем заседании глав Евросоюза предложит от имени "Вышеградской четверки" план экономической поддержки Белоруссии. Но поддержка поступит после того, как там будут проведены "свободные выборы" (читай: выборы, результат которых устроит Варшаву), пишет в материале для РИА Новости Владимир Корнилов.

Это заявление взбудоражило и польские СМИ, и белорусскую оппозицию. Казалось бы, буквально на днях Светлана Тихановская и ее Координационный совет гневно отвергали любые намеки на то, что они могут согласиться на финансирование извне. Оппозиция публично призвала все страны и институции воздержаться от заявлений об оказании помощи Белоруссии. "Координационный совет не примет никакой иностранной помощи и не будет прямо или косвенно принимать участие в ее распределении", — прозвучало в официальном обращении этого органа. Что не мешало, правда, его лидерам обещать участникам забастовочного движения финансирование из невесть откуда взявшихся фондов.

Но как только замаячил польский "план Маршалла", белорусские оппозиционеры дружно начали генерировать привычные для всех майданов мантры в стиле "Заграница нам поможет". Тихановская после встречи с Моравецким радостно заявила, что польские власти "высказали готовность в будущем, после проведения новых и прозрачных выборов, оказывать нам всякую поддержку, инвестировать в нас и оказывать финансовую помощь на начальных этапах нашего экономического развития".

А еще один знаковый лидер Координационного совета Павел Латушко, комментируя выделение Белоруссии российского кредита в 1,5 миллиарда долларов, уже даже начал рассуждать, какая сумма "спасет отцов белорусской демократии". Оказывается, "реальная финансовая помощь" со стороны Запада должна будет составить три-четыре миллиарда. И торг здесь неуместен, как вы понимаете.

Поразительнее всего, что это произносится одновременно с призывами тех же самых людей фактически разрушать белорусскую экономику. В своей колонке для Washington Post Тихановская вновь заявила о том, что некие "мы" будут финансово поддерживать бастующих рабочих (помните, ее Совет публично отрекся от какого бы то ни было распределения финансов?). И тут же призвала весь мир бойкотировать продукцию государственных заводов Белоруссии. Если кто-то последует данному призыву, это может означать остановку и крах предприятий, на которых держится экономика республики. И никакая эфемерная финансовая помощь в светлом будущем не вернет их к жизни. Но белорусам, судя по заявлениям их оппозиционеров, не стоит беспокоиться: заграница ведь поможет. Она ведь всегда помогает "демократическим" режимам после побед "цветных революций", правда?

А если кто не верит, он же может обратиться за примером к соседней Украине. Ведь ее экономику после победы Майдана тоже спасали с помощью столь же амбициозного плана. Белорусам стоит вспомнить, как осенью 2017 года в сейме Литвы торжественно, под множество камер, в присутствии дипломатов ведущих стран мира был презентован "план Маршалла для Украины". Инициированный бывшим премьер-министром этой страны Андрюсом Кубилюсом, проект действительно поражал воображение своей масштабностью. Планировалось в течение десяти лет вкладывать в развитие украинской экономики по пять миллиардов долларов ежегодно. Благодаря чему рост экономики Украины должен был в течение каждого года составлять шесть-восемь процентов. Да с такими темпами Украина к 2027 году (срок окончания данного плана) должна выйти в мировые экономические лидеры.

Помнится, вокруг этого прожекта царило необычайное возбуждение в украинских и некоторых европейских СМИ. Правда, его сторонников необычайно раздражал вопрос, кто же будет давать все эти немалые средства. Не великая же Литва, которая сама прочно сидит на дотациях Евросоюза. Нет, конечно, деньги должен был выделять Евросоюз. Да вот почему-то до сих пор не выделил. Украинская экономика падает, о "плане Маршалла", с такой помпой презентованном в литовском парламенте, как-то уже и позабыли.

А что же архитектор этих "нью-Васюков" для Украины? Кубилюс сейчас депутат Европарламента и, не поверите, активно призывает Европу создать "план Маршалла" для все той же Белоруссии. Причем если сравнить его публикации о прожектах для Украины трехлетней давности и для Белоруссии сейчас, то и особую разницу тяжело будет найти. Все те же призывы к обузданию "имперской" России, все те же заявления об исторической миссии Литвы в спасении "демократии" у соседей.

Причем спроси сейчас у Кубилюса, какова судьба его плана для Украины, — наверняка обидится. Ведь не ко времени же вспоминать сейчас тот нереализованный прожект, когда срочно надо заниматься другим, более важным и более актуальным. Всем здравым людям понятно, что его судьба будет такой же. Неудивительно, что подобные планы вселенского масштаба порождают государства, сидящие на европейских дотациях, — ясно ведь, что Моравецкий не собирается обеспечивать будущий рост промышленности своего соседа и экономического конкурента, что бы он ни обещал самопровозглашенному "национальному лидеру Белоруссии". Поляки скорее ввергнут белорусскую экономику в бездну, чем будут подкармливать ее в ущерб собственным производителям.

В свое время бывший президент Польши Лех Валенса в интервью немецкой Die Zeit довольно откровенно указал место украинцам: "Мы должны сказать Украине, что она может производить все зерно Европы, но не машины. Машины должна делать Польша". Замените в той фразе "зерно" на "картофель" — и это будет цель поляков относительно Белоруссии. Хорошо бы эту цитату приводить рабочим БелАЗа, МАЗа, МТЗ и прочих промышленных гигантов, которых лидеры белорусских протестов с территории Польши постоянно призывают к забастовкам. Глядишь, многие поймут, чьи экономические интересы продвигают протестные Telegram-каналы, мечтающие об остановке или бойкоте этих предприятий. Уж точно не белорусские.

Нет никаких сомнений в том, что польский "план Маршалла" для Белоруссии окажется таким же пшиком, как и литовский прожект для Украины. Потому что не на спасение постсоветских республик они направлены. Для своего внутреннего потребления польские политики и эксперты особо и не скрывают, что это вовсе не об экономике, что это всего лишь демонстрация белорусам пути, альтернативного сотрудничеству с Россией. Мол, Москва вам выделила выгодный кредит в самый нужный момент, а мы в ответ даем понять, что предоставим гораздо больше. Может быть. Когда-нибудь в будущем. Если не верите, спросите у Украины. Ей ведь тоже пообещали до 2027 года 50 миллиардов долларов. Кстати, Остап Бендер, по странному стечению обстоятельств, обещал доверчивым слушателям проведение "Международного Васюкинского турнира" тоже на 27-й год. Итог всем известен. Главное — потом не задавать лишних вопросов о том, где же обещанные Нью-Васюки.

75
Теги:
Украина, Польша, Белоруссия
Тема:
Ситуация после выборов президента Белоруссии
По теме
Козин: Литва, Польша и Украина могут устроить провокации Белоруссии
Журавлев: закрытие границ с Литвой может быть полезно для ситуации в Минске
Литва пригрозила Белоруссии ответным закрытием границ
Панорама Вильнюса, архивное фото

А где Литва? Вильнюс не могут найти на карте даже в ЕС

169
(обновлено 18:14 18.09.2020)
Кабинет министров одобрил стратегию презентации Литвы за границей на ближайшее десятилетие. В документе говорится, что после реализации стратегии в 2030 году Литва наконец станет узнаваемой в мире.

Узнаваемой, по мнению стратегов, в качестве "открытой и надежной страной с умной экономикой, где талант способствует решению глобальных проблем, а благоприятные условия в стране приглашают инвестировать, создавать и накапливать опыт в естественной среде".

По словам создателей стратегии, отныне литовским учреждениям больше не придется думать о том, как представить Литву миру. В стратегии также уточняются четыре ценности литовского общества: свобода творчества, совершенствование, настойчивость и связь с природой. Эти важные для литовского государства ценности и области объединены в общем позиционировании – "Открытость для совместного творчества".

Это не первая стратегия презентации Литвы за границей после восстановления независимости. Раньше были видения, миссии, слоганы и литовские "товарные знаки". Были созданы различные литовские имиджевые комиссии, стратегические советы и службы. В самом правительстве и при правительстве. Бесчисленные консультанты по имиджу из-за рубежа рассказывали, как Литве представить себя миру. Не за бесплатно, конечно же. За деньги литовских налогоплательщиков. И не маленькие.

При разработке этой имиджевой стратегии Литовский стратегический совет, членами которого являются представители бизнеса, коммуникационных ассоциаций, министерств и других учреждений, предоставил замечания рекомендательного характера.

Комиссия при правительстве Литовской Республики – Стратегический совет имиджа Литвы (далее – Стратегический совет) была учреждена постановлением правительства 9 января 2019 года. Персональный состав Стратегического совета утвержден самим премьер-министром. Стратегический совет может при необходимости привлекать независимых экспертов, представителей государственных и муниципальных учреждений и органов, а также других организаций.

И привлек. Традиционно.

На этот раз стратегия по заказу правительства была подготовлена ​​группой хозяйствующих субъектов UAB New Agency, UAB Synthesis Consulting Group, MB Blue Oceans PR и UAB SuperYou. По данным правительства, над стратегией работали один из самых известных составителей методологий бренда и рейтингов Саймон Анхольт и эстонский маркетолог Ева-Кристийна Пономарев.

По словам вице-канцлера правительства Лукаса Савицкаса, Литва ежегодно в имиджевых целях выделяет около 4,5 миллиона евро. По словам Савицкаса, эта стратегия не предусматривает дополнительных инвестиций, а сама подготовка стратегии стоила всего около 160 тысяч евро.

Осуществление стратегии будет координировать группа по имиджу Литвы при канцелярии правительства. Существует и такая. Кроме того, в ближайшее время планируется объявить конкурс визуальной идентичности. Таким образом, имидж Литвы станет дороже. На сколько? Никто не знает. Однако уже сейчас предлагается создать имидж литовского бренда и активно использовать его в презентациях, на бланках документов, стендах, брошюрах, буклетах, подарочных пакетах, плакатах, визитках и так далее.

Стратегия рекомендует обновить сайт lietuva.lt и превратить его в главный имиджевый канал, где систематически будет предоставляться самая важная информация о Литве.

Сайт lietuva.lt – наследие другой литовской имиджевой кампании под названием Lietuvos DNR.

Напомним, что координатор презентации страны за рубежом – отдел имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики – утвержден на заседании правительственной комиссии по портфелю стратегических проектов под председательством премьер-министра Саулюса Сквернялиса, которое прошло еще 25 июня 2018 года. Основная функция отдела – координация имиджа Литвы за рубежом. В то время в отделе работало четыре специалиста. Сегодня уже работает семь.

Тогда, два года назад, правительственная канцелярия у компании Videvita Vilnius за десять тысяч евро приобрела создание творческой идеи # LietuvosDNR, подготовку плана коммуникации и создание видео- и аудиоклипов.

Интернет или балет? А может, лазеры? Как мы представим Литву миру? Эти и другие вопросы кампании Lietuvos DNR пригласили обсудить общественность. Гражданам Литвы было предложено выражать свое мнение и предлагать идеи в социальных сетях, используя хештег #LietuvosDNR.

Но традиционно энтузиазм быстро угас.

Теперь, чтобы повысить осведомленность о стране, снова призывают как можно шире использовать социальные сети, готовить пресс-релизы для целевых СМИ, организовывать журналистские туры в Литву, приемы для них в посольствах и участвовать в международных мероприятиях. Ничего оригинального. Рутина.

Тем не менее стратегия также рекомендует рассмотреть возможность создания новой организации, своего рода кузницы идей, которая объединила бы внешних экспертов из имиджевого и экономического секторов, а также представителей учреждений. Она должна предлагать, рекомендовать и реализовывать символические акции и имиджевые программы. Но это пока что всего лишь слова в тексте стратегии.

Создатели стратегии признают, что осведомленность о Литве в мире в целом невысока.

Опрос относительно осведомленности и репутации показал, что 28 процентов иностранных граждан о Литве знают больше, чем просто название и географическое положение.

Качественное исследование показало, что в странах, экономически и геополитически важных для Литвы, осведомленность о ней ниже среднего: семь процентов респондентов во Франции знают о Литве, 20 процентов – в Великобритании и 25 процентов – в Германии. За пределами Европы осведомленность о Литве также низкая, лучший результат в Израиле – 26 процентов.

Кстати, на эти исследования правительство потратило более четверти миллиона евро. За 264,3 тысячи евро исследование провели институт KOG, компания Norstat LT и государственное учреждение Socialinių inovacijų institutas.

Низкая осведомленность о стране за рубежом, возникающие в результате этого стереотипы и негативные оценки мешают Литве выглядеть красивой и привлекательной. Таким образом, несмотря на различные органы власти, ответственные за имидж Литвы, Литву представляют кто только может, кто умеет – самостоятельно и по доброй воле. И это привлекает внимание и признание.

В прошлом году Вильнюс даже получил "Оскар" в области туризма за рекламную кампанию "Точка G Европы".

Вильнюсская туристическая маркетинговая кампания "Вильнюс – точка G Европы" была признана лучшей на престижной международной премии International Travel & Tourism Awards в Лондоне. Тогда в категории лучших городских маркетинговых кампаний Вильнюс обогнал Лас-Вегас, Ливерпуль и Даллас.

"Вильнюс – точка G Европы" привлекла внимание мировых СМИ к литовской столице и побудила их рассказать не только о самой рекламе, но и о Вильнюсе как туристическом направлении. Вильнюс появлялся на страницах самых солидных изданий Великобритании, Франции и других стран, даже в шоу американского комика Джона Оливера, у которого миллионы поклонников по всему миру.

Эту кампанию создали Юргис Раманаускас, Скайсте Кауринайте и Угнюс Микшта из Вильнюса, которые учились в школе рекламы Atomic Garden.

По словам Раманаускаса, никто не знает, где на самом деле находится Вильнюс, но как только узнают и приезжают, все остаются очень довольными и буквально влюбляются в город. Идея и возникла из разговоров с иностранцами. "Поэтому, когда мы поняли, что есть место, о котором никто не знает, но когда его находят, все остаются очень довольными, то аналогия с точкой G возникла как бы сама по себе", – сказал Раманаускас.

Хотя эта кампания вызвала много споров, налогоплательщикам она не стоила ни копейки. И была реализована без помощи отдела имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики, Стратегического совета имиджа Литвы и других учреждений, поддерживаемых налогоплательщиками.

Многие литовцы за рубежом сталкиваются с вопросом: "Что такое Литва?" Путешественник Йокубас Лаукайтис, побывавший в самых экзотических уголках мира, задумался, как быстро и эффективно ответить на этот вопрос – так, чтобы все не только знали, что такое Литва, но и хотели ее посетить.

Два года назад он это сделал: снял видео, в котором рассказывается вся правда о Литве. Фильм Йокубас Лаукайтис создал за собственные средства и тоже без государственной имиджевой стратегии. На сегодняшний день видео просмотрели 1 230 661 раз.

Сколько еще раз и на сколько денег налогоплательщиков будут разрабатываться стратегии презентации Литвы за границей, известно только самим распорядителям этих денег. Однако очевидно, что неправительственные инициативы пока несравнимо эффективнее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

169
Теги:
стратегия, реклама, положительный имидж, Правительство Литвы, Литва
По теме
Мэр Вильнюса назвал Карбаускиса "наследником колхоза" из-за спора о пляже
В Лондоне рекламу "Вильнюс – точка G Европы" признали лучшей в мире
Городской пейзаж Вильнюса, вид с балкона

В Литве немного выросла стоимость недвижимости

0
(обновлено 18:45 19.09.2020)
За квартал изменение составило чуть больше процента, а за год цена подскочила на целых семь процентов

ВИЛЬНЮС, 19 сен – Sputnik. Цены на жилье в Литве во втором квартале выросли на 2,2 процента по сравнению с первыми тремя месяцами года, сообщает Департамент статистики республики.

Так, новостройки подорожали на один процент. Стоимость однокомнатных и двухкомнатных домов увеличилась на 1,7 процента. При этом квартиры в многоквартирных домах выросли в цене всего на 0,8 процента.

Также увеличилась на 2,7 процента стоимость жилья более раннего строительства. Однокомнатные и двухкомнатные дома подорожали на 5,6 процента, а квартиры в многоквартирных домах – на 1,8 процента.

Что касается изменений за год, то цены на жилье по сравнению со вторым кварталом 2019-го выросли на семь процентов.

Жилье в новостройках стало стоить на 5,8 процента больше. Из них однокомнатные и двухкомнатные дома вросли в цене на 15,1 процента, квартиры – на 2,4 процента.

Стоимость жилья более ранней постройки подскочила на 7,5 процента. Из них квартиры в многоквартирных домах – на 8,9 процента, однокомнатные и двухкомнатные дома – на 7,1 процента.

Во втором квартале 2020 года по сравнению с первым кварталом рост цен на собственное жилье, рассчитанный по индексу цен на собственное жилье (SUBKI), составил 0,6 процента.

Ранее Sputnik Литва писал, что общий уровень цен на квартиры в городах Литвы за последние 12 месяцев вырос на 4,2 процента (годовой рост составил 4,9 процента в июле 2020 года).

0
Теги:
недвижимость, Литва
По теме
Тихановская рассказала, о чем говорила бы с Путиным
Пожарные в Литве потушили 60 пожаров за выходные