Почтовый поезд из Китая в Литве

"Троянский поезд" прибыл. В Литве пытаются изменить "китайскую реальность"

1877
(обновлено 12:18 18.04.2020)
Поезд Китайской Народной Республики, несмотря на усилия литовских стражей национальной безопасности, прибыл в Литву. Доставлены почтовые отправления. Не только для Литвы, но и для других стран Европейского союза

"Почта Литвы" радостно поделилась этой новостью. В сообщении говорится, что впервые в истории в Европу в пасхальные выходные прибыл поезд из Китая, груз которого состоит только из почтовых отправлений. Этот поезд остановился в Литве, на Вильнюсском интермодальном терминале. Посылки, привезенные в 42 почтовых контейнерах, предназначены не только для Литвы, но и для ЕС. Их по всей Европе распределит AО "Почта Литвы" (Lietuvos Paštas).

Подготовка к этому шла не один год. Несмотря на стражей литовской национальной безопасности. Вот что говорит Аста Сунгайлене, генеральный директор "Почты Литвы": "Мы начали сотрудничество с "Почтой Китая" в области железнодорожных почтовых перевозок в июле 2019 года, однако объем получаемых посылок был значительно ниже. Во время всемирного карантина многие международные почтовые процессы остановились, однако этот проект сотрудничества набирает обороты – "Почта Китая" в Литву шлет не одиночные контейнеры, но целый поезд. Впервые в истории из Китая в Европу отправляется поезд только с почтой. "Почте Литвы" выпала исключительная роль – мы будем нести ответственность за распределение посылок, привезенных этим историческим поездом, по всей Европе".

В течение девяти суток посылки будут доставлены автомобильным транспортом в 30 европейских стран. Большинство посылок отправятся в Германию, Великобританию, Францию, Испанию и Венгрию. Два отдельных контейнера останутся для литовских потребителей. "Почта Литвы" доставит посылки из Вильнюса другим европейским почтовым операторам, чтобы они могли доставлять их получателям в своих странах.

Сообщается, что от этой деятельности дополнительный доход получит не только "Почта Литвы", но и другие компании в секторе логистики, включая "Литовские железные дороги" и международных грузоперевозчиков. По словам Сунгайлене, в ближайших планах – больше таких поездов из Китая.

Меморандум о более тесном сотрудничестве "Почты Литвы" и "Почты Китая" между Министерством транспорта и коммуникаций Литвы и Государственным почтовым бюро Китая был подписан в апреле 2018 года. В тот раз договорились о развитии нового маршрута – о транспортировке почтовых отправлений по железной дороге из города Чунцин в Китае в Вильнюс.

До сих пор поставки из Китая в основном доставлялись в Европу авиапочтой, поскольку это самый быстрый способ доставки. Но в связи с ужесточением требований к безопасности воздушного транспорта и желанием уменьшить загрязнение окружающей среды и транспортные расходы "Почта Китая" задалась целью значительную долю посылок доставлять по железной дороге.

Китайская Народная Республика расширяет влияние по всему миру и не спрашивает мнения ни Второго департамента оперативных служб при Министерстве обороны, ни Департамента государственной безопасности Литвы. Что остается делать последним? Не терять бдительности. Предупреждать.

В соответствии с положениями статей 8 и 26 закона о разведке общественности была предоставлена ​​незасекреченная оценка угроз и факторов риска для национальной безопасности от обоих разведывательных ведомств.

В сводке оценки 2020 года говорится, что "Китай расширяет свое влияние по всему миру, используя экономические рычаги, обеспечивает и поддержку из других государств по политическим вопросам, важным для Пекина. Стремление Китая к технологическому преимуществу и активное проникновение инвестиций увеличивает уязвимость других стран и риск потери контроля над инфраструктурой. Противостояние России и Запада в международной политике побуждает Москву согласовывать интересы с Китаем. Эти страны поддерживают тесные политические и военные отношения, согласовывают позиции по отдельным международным вопросам".

В Литву из КНР прилетел уже не один самолет. На самолетах доставляют медицинские средства для борьбы с коронавирусом. Несмотря на предупреждения литовских стражей национальной безопасности и прогнозы политологов-пропагандистов.

Помощь России и Китая другим странам в борьбе с коронавирусом является лишь еще одним политическим инструментом для расширения их влияния в мире, утверждают литовские эксперты. По их словам, страны, которые представляют наибольшую угрозу для Запада и Литвы – Россия и Китай, – могут воспользоваться вирусным кризисом для дальнейшего ослабления Запада. Поэтому, по мнению экспертов, гуманитарную помощь из этих стран следует принимать с особой осторожностью.

Однако даже эти эксперты признают, что большой солидарности между странами ЕС в кризисной ситуации пока не видно. Италия, которая наиболее сильно пострадала от коронавируса, ощущает серьезную нехватку солидарности в ЕС. Если это начнут замечать и другие члены союза, утверждают эксперты, то евроскептицизм в Европе может усилиться.

Главный аналитик Вильнюсского института политического анализа Марюс Лауринавичюс утверждает, что гуманитарная помощь Китая европейским странам является лишь инструментом укрепления его мощи. По словам Лауринавичюса, Китай оказывает гуманитарную помощь на основе двусторонних соглашений с правительствами других стран, а не через международные организации и фонды.

"Для Литвы гуманитарная помощь Китая является очевидным политическим троянским конем", – сказал Лауринавичюс. Господин аналитик много говорит, СМИ охотно цитируют его. А почему бы господину аналитику не броситься наперерез "троянскому поезду" и не остановить реальность? Ради национальной безопасности…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

1877
Теги:
коронавирус, Китай, Литва
Тема:
Вспышка нового коронавируса в разных странах (1233)
По теме
Эксперт напомнил, как Эр-Рияд "в одно лицо скушал" нефтяной пирог Китая
Придумали что смогли. Операция ФСБ "Роутер" и другие сказки спецслужб Литвы
Солонников: в НАТО и ЕС пытаются свалить на РФ любые собственные промахи
Член комитета национальной безопасности и обороны сейма Литвы Лауринас Касчунас, архивное фото

Отечество не для всех. У консерваторов Литвы свой "патриотизм"

40
(обновлено 17:28 29.05.2020)
Штатный русофоб Лауринас Касчюнас недоволен – только на этот раз не предполагаемым нападением русских, а недостаточной подготовкой Литвы к возможности такого нападения. По его словам, нам не хватает "патриотического воспитания". Но что это в его представлении?

Над этим вопросом Касчюнас размышлял в недавно опубликованной в литовских СМИ статье "Кто и почему не хочет воспитывать патриотов Литвы?", основной тезис которой заключается в том, что в литовских школах нет эффективного патриотического, гражданского воспитания, кроме того, большинство представителей власти даже не считают это приоритетом – поэтому мы не подготовлены должным образом к нападению русских…

Чем недоволен Касчюнас

На самом деле, те, кто знает так называемые уроки "гражданства", а также общую атмосферу в литовских школах, не должны удивляться подобным замечаниям: эти предметы носят лишь формальный характер, они скучны и нелепы – подобно безнадежно догматизированному учению марксизма-ленинизма в Советском Союзе брежневского периода. Одним словом, никто больше не верит в сам предмет, но преподает, потому что это предусмотрено в программах.

Казалось бы, Касчюнас хочет, чтобы патриотическое воспитание сегодняшней Литвы обрело новое дыхание. Теоретически звучит красиво. Тем более что без соответствующего морального настроя, без необходимой психологии оборону страны сложно представить. А такого настроя точно нет.

После событий 2014 года (то есть евромайдана на Украине, начала войны на Донбассе и так далее) русофобия в Литве действительно получила беспрецедентный импульс. Пропаганде, распространяемой "верхами", верили и до сих пор верят многие люди. Но реальной готовности воевать против России – в материальном, военно-техническом или моральном смысле – ни в обществе, ни в армии нет. Громче всех кричащие "русофобы-патриоты" кричат ​​по карьерным соображениям.

Одним словом, в этом отношении в Литве гораздо больше показухи, чем реального содержания. Касчюнас, наверное, это понимает и, как и положено "патриоту", из-за этого по-своему переживает. Но почему "патриот" в кавычках? Разве он не любит Литву? Разве в нем не говорят самые благородные чувства человека, любящего Родину?

Содержание "патриотизма" Касчюнаса

Субъективно Касчюнас, возможно, и искренен. Но его "патриотизм" основан прежде всего на отрицании – отрицании всего, что является русским, и отрицании всего, что является советским. Одним словом, основан на русофобии и антисоветизме. А это по меньшей мере проблематично, потому что история Литвы неотделима от истории России. Не только в отрицательном, но и в положительном смысле. Более того, величайших достижений Литва и литовская нация добились в составе Советского Союза, в Советской Литве.

Без советскости от Литвы XX века мало что остается: такие литературные классики, как Людас Гира, Саломея Нерис, Пятрас Цвирка; такие художники, как Юозас Микенас; музыканты, такие как Балис Дварионас; а также восстановление Тракайского и Вильнюсского замков, массовое народное образование, не говоря уже об электрификации страны и создании современной промышленности и сельского хозяйства – все это неотделимо от СССР и ЛССР как составной ее части.

Остаются мифы, претендующие на положительное содержание: сказка о независимой (но фактически бывшей марионеткой Запада и превратившейся в фашистскую диктатуру) Литовской Республике 1918-1940 годов, о "советской оккупации" и о борьбе "лесных братьев" против гражданских литовцев как главных врагов и предателей Литвы. Одним словом, мифы, на которых основана сегодняшняя Литва – русофобская, антисоветская Литва Витаутаса Ландсбергиса.

В этом отношении видение "патриотизма" Касчюнаса пустое или, точнее, деструктивное. У него нет реального положительного содержания, только ненависть к "большому злу", которым считают Советский Союз и Россию. Между тем какую "любовь к Литве" – если под словом "Литва" будем подразумевать самих людей этой страны – излучает этот и похожий на него "рыцарь" "Союза Отечества – Христианских демократов Литвы" (СО-ХДЛ), показывает неолиберальная социально-экономическая политика этой партии, ориентированная почти исключительно на обслуживание интересов крупных капиталистов и олигархов.

Апологет нацистов?

Одним словом, "патриотизм" Касчюнаса основан на фальсифицированной истории. В этом отношении призывы последнего усилить "патриотическое воспитание" в Литве равносильны стремлению развивать и так уже существующую фабрику манкуртов – просто под "национальной" вывеской. К чему приводит такой "патриотизм", продемонстрировала Украина, где ведомые аналогичными идеями поклонники Степана Бандеры и даже Гитлера безнаказанно терроризируют и при необходимости убивают граждан, которые им не угодные.

Вы скажете, что Касчюнас другой? У нас нет стопроцентного ответа, но многолетняя активность и риторика этого человека позволяют утверждать, что если и другой, то только внешне, словом – косметически, но по сути один и тот же. Наконец, на видеозаписи собрания Комитета Сейма по национальной безопасности и обороне (КНБО), которая вышла в общественный эфир на прошлой неделе, ясно видно, как политически близкий Касчюнасу Аудрис Шимас из "Союза крестьян и зеленых Литвы" (СКЗЛ) приветствует как гитлеровец – вытянув правую руку вперед.

Выглядит смешно и, конечно, не отражает официальную позицию ни КНБО, ни СКЗЛ, ни самого Шимаса, но в то же время много говорит о настроениях в этих слоях, в контексте которых и следует рассматривать призывы Касчюнаса усиливать "патриотическое воспитание". Только беда, что с истинным патриотизмом – любовью к своей нации, к собственной стране – этот сумасшедший суррогат на самом деле не имеет ничего общего.

И как его вернуть обратно? Прежде всего необходимо взглянуть на историю по-деловому и избавиться от вышеупомянутых мифов, поскольку из-за того, что они господствуют в сознании общества, Литва была и будет только периферией западного мира, тонущей в болоте русофобской, антисоветской шизофрении. Потом последуют другие шаги. Между тем неспособность или просто отказ изменить курс в долгосрочной перспективе может дорого стоить как Литве, так и литовской нации.

К чему ведет такой "патриотизм", наглядно продемонстрировал Гитлер. Тем не менее по сей день можно видеть, как его идеи реабилитируются. Иногда под "национальной", иногда под "демократической" маской, но суть от этого не меняется. В этом отношении деятельность Касчюнаса, а также других сторонников "исторической политики" Литвы объективно означает "мягкую" реабилитацию нацизма.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

40
Теги:
Лауринас Касчюнас, Союз Отечества — Христианские демократы Литвы (СО-ХДЛ), Литва
По теме
Выход из матрицы лжи. Как сохранить в Литве правду о Великой Отечественной
Военно-дипломатическое комбо. МИД и МО Литвы обновили русофобские мантры
Шульцас: в Литве правозащитников преследуют непостижимым уму образом
Газокомпрессорная станция Несвижская в Белоруссии газопровода Ямал–Европа, архивное фото

Приведение в чувство. "Газпром" знает, как утихомирить транзитеров

159
(обновлено 17:13 29.05.2020)
Польские политики внезапно обнаружили, что сами загнали себя в ловушку. Настал момент снимать сливки в вопросе газопровода "Ямал – Европа", но не получается. При попытке Gas-System поднять тариф до неприемлемой величины концерн даже не будет выяснять отношения

Агентство "Интерфакс" 13 мая опубликовало собственные расчеты по результатам работы "Газпрома" в первом квартале 2020 года. Официальные данные самой компании пока не появились, поэтому данные "Интерфакса" – предварительные. По мнению агентства, газовый концерн закончил квартал с серьезными убытками – 306,2331 миллиарда рублей против прибыли в 199,469 миллиарда рублей за такой же период 2019 года. Насколько эти расчеты совпадут с бухгалтерской отчетностью "Газпрома", мы узнаем в ближайшее время, но вполне определенные выводы можно сделать уже сейчас.

Газовый концерн попал в "идеальный шторм" – перед началом отопительного сезона подземные хранилища газа на территории Европы были заполнены значительно выше среднего, зима в Европе выдалась мягкой, а с начала марта европейские страны начали разворачивать карантинные меры против пандемии COVID-19. Одновременно три фактора влияют на снижение спроса на газ и "пробуждают" четвертый фактор – рост объемов газа на спотовом рынке, что неизбежно приводит к падению цен.

"Идеальный шторм" для поставщиков газа в Европу

Волатильность газовых цен – прямое следствие применения на практике всех положений Газовой директивы Третьего энергопакета ЕС. Принудительный анбандлинг, разделение вертикально интегрированных компаний, привел к тому, что зачастую владельцами газа и владельцами ПХГ оказываются разные, независимые друг от друга предприятия.

Европейские компании покупают газ перед наступлением отопительного сезона и отправляют его в не принадлежащие им ПХГ на основании договоров аренды свободных объемов хранилищ. Расчет идет на то, что в зимнее время спрос на газ вырастет вместе с ценами – и вот тогда то, что находилось на хранении, можно будет продать с ощутимой прибылью.

Высокие зимние температуры не позволили осуществить эти нехитрые комбинации, и теперь таким владельцам газа приходится решать арифметические задачки: что выгоднее – продать по бросовой цене или продолжать платить за аренду объемов ПХГ в надежде, что комбинация станет возможна в следующий отопительный сезон. Но зима когда еще будет, какой будет погода, сейчас тоже не угадаешь – и на спотовый рынок поступают все новые и новые объемы газа. А рынок находится в кризисном состоянии: карантинные меры привели к резкому снижению спроса на электроэнергию, нынешний отопительный сезон уже закончился, потому цены продолжают скользить вниз.

По оценкам руководителей "Газпрома", в этом году объемы поставок российского газа в Европу снизятся до 160-165 миллиардов кубометров – это на 20 процентов меньше показателей 2019 года и соответствует уровню 2012-го. Ничего оптимистичного в этом нет, но давайте зафиксируем этот прогноз: объем поставок "Газпрома" в Европу в этом году составит около 165 миллиардов кубометров.

Отмечу, что в такой сложной ситуации оказался не только "Газпром", но и остальные поставщики газа в Европу. Вот так, к примеру, идут дела у наших самых нетрадиционных партнеров.

2 марта 2020 года: испанские компании Repsol SA и Endesa SA отказались от 200 миллионов кубометров газа, которые по долгосрочным контрактам полагалось приобрести у американской Cheniere Energy. При этом обе испанские компании согласились оплатить штрафы в соответствии с принципом "сжижай или плати".

23 апреля 2020 года: десять различных европейских компаний отменили 22 июньские поставки СПГ из США. По данным Reuters, от поставок отказались такие компании, как Shell, Total, Uniper и Enel. Все компании оплатили тарифы за снижение, но от приобретения СПГ отказались.

22 мая 2020 года, Bloomberg: "Покупатели СПГ из Европы и Азии могут отменить покупку 35-45 партий сжиженного газа из США во второй месяц лета. Покупатели заявляют, что штрафов они боятся меньше, чем получить сжиженный газ, который потом негде будет хранить".

СПГ – это ведь не нефть, которую можно хранить в танкерах достаточно продолжительное время, при температуре в -161 градус, как бы хитроумно ни был устроен "термос", испарение неизбежно. Оплачивать фрахт танкера-газовоза, в резервуарах которого твоего товара с каждым днем все меньше, – сомнительное удовольствие, штраф дешевле обойдется. Так что проблемы со сбытом не только у "Газпрома", их хватает и у всех остальных.

Арифметика газовых труб и поставок газа

Однако, как бы ни было грустно, сложившаяся ситуация занимательна тем, что мы уже сейчас наблюдаем то, что должно было произойти несколько позже. "Газпром" ожидает, что в этом году европейские потребители купят около 165 миллиардов кубометров газа, остается проанализировать, каким образом это количество может быть транспортировано до территории Европы.

Консорциум немецких компаний уже завершил первую нитку сухопутного продолжения "Северного потока – 2" – магистральный газопровод EUGAL проложен параллельно МГП OPAL, поставки по которому Еврокомиссия ограничила 50 процентами его мощности. Не нарушая никаких законов, "Газпром" использует первую нитку EUGAL, в результате СП-1 работает на полной мощности в 55 миллиардов кубометров газа в год.

В соответствии с подписанным в декабре 2019 года пятилетним договором с украинскими компаниями "Газпром" в этом году может поставить через газотранспортную систему Украины 65 миллиардов кубометров газа. Мощность МГП "Ямал – Европа", проходящего через территории Белоруссии и Польши, – 33 миллиарда кубометров газа в год. Спокойно и уверенно работает "Голубой поток" мощностью 16 миллиардов кубометров газа в год. Еще не достроена вторая нитка "Турецкого потока", но по первой газ уже идет – по ней можно поставить 15,75 миллиарда кубометров за год.

Финляндия, Эстония, Латвия и Литва традиционно получают газ по советской системе газопроводов "Сияние Севера" – этот квартет обычно приобретает около шести-семи миллиардов кубометров газа за год, в зависимости от зимней погоды и от того, сколько именно СПГ для Литвы поставит французский Total. Total, хоть и зарегистрирован во Франции, давно стал международным трейдером, поэтому никто не удивляется тому, что СПГ в Клайпеду приходит то из Норвегии, то с Ямала – тут уж как французам экономически выгодней, так и будет.

Все магистрали вспомнили, остается сложить приведенные цифры. У меня получается 190 миллиардов кубометров, поскольку числа после запятой не учитываю, а "Сияние Севера" считаю загруженным на шесть миллиардов кубометров. Итого: транспортные возможности "Газпрома" выше, чем объем, который предстоит поставить в течение года. То, что это не радостно, – очевидно, но есть и другая сторона медали: "Газпром" добился "свободы маневра", избавившись от необходимости выяснять отношения с каждой из стран-транзитеров, если им вздумается изменить условия договора, поднять тариф на прокачку, начать выяснять политические отношения.

"Свобода маневра" для "Газпрома"

190 миллиардов кубометров транспортных мощностей и 165 миллиардов кубометров, которые предстоит поставить, – казалось бы, разница не велика, всего 25 миллиардов кубометров. Но в эти 25 миллиардов, к примеру, "помещается" весь оставшийся до конца года объем для МГП "Ямал – Европа", долгосрочный контракт с Польшей по которому закончился 18 мая 2020 года. С этого дня работа с оператором этого газопровода идет в строгом соответствии с процедурой, предписанной обновленной Газовой директивой ЕС: оператор польского участка "Ямал – Европа", польская компания Gas-System S.A., выставляет на аукцион договоры о бронировании мощности газопровода сроками на 12 часов, сутки, неделю, месяц, квартал. А дальше как на любом другом аукционе – либо претендент на покупку появится, либо предмет торга ни у кого интереса не вызовет.

И польские политики внезапно обнаружили, что сами загнали себя в ловушку. Им очень хочется, чтобы "Газпром" платил как можно больше денег за транзит, ведь до того момента, пока долгосрочный контракт о транзите продолжался, Gas-System ежегодно получала фиксированную сумму, согласованную в межправительственном соглашении России и Польши, – чуть более пяти миллионов долларов. Причина известна: польская сторона не вкладывала деньги в строительство польского участка МГП "Ямал – Европа", все необходимые инвестиции были сделаны "Газпромом", и российская компания все эти годы возвращала вложенное.

Настал момент снимать сливки, но не получается – при попытке Gas-System поднять тариф на прокачку до неприемлемой для "Газпрома" величины российский концерн даже не будет выяснять отношения, а просто не появится ни на одном аукционе по бронированию мощностей. Аукцион на третий квартал 2020 года состоялся – "Газпром" будет платить 6,38 доллара за 1000 кубометров газа, который будет проходить по польскому участку "Ямал – Европа", то есть в четыре раза меньше, чем "Газпром" платит за транзит через ГТС Украины. Мало того, поляки и этих денег не увидят, поскольку 48 процентов акций компании EuRoPolGas, владеющей польским участком "Ямал – Европы", принадлежит "Газпрому". Но нет никаких демаршей от польской компании, никакого недовольства не звучит – все в порядке, всех все устраивает.

Свободные транзитные мощности оказались рыночным механизмом для приведения в чувство всех, кто тащит в экономические отношения с "Газпромом" политику и политиканство. И самое замечательное, что этот механизм будет действовать и в следующем году, поскольку в 2021-м будет работать вторая нитка "Турецкого потока" – 15,75 миллиарда кубометров в год – и начнется эксплуатация "Северного потока – 2". Даже в том случае, если швейцарская компания Nord Stream 2 AG не сумеет выиграть в суде у Федерального сетевого оператора спор об ограничении мощности СП-2 и эта магистраль будет работать только на половину мощности, транзитные мощности "Газпрома" увеличатся еще на 27,5 миллиарда кубометров газа в год.

Трудно сказать, планировалась ли такая ситуация заранее или это случайное стечение обстоятельств, но есть надежда, что "свобода маневра", которая появилась у "Газпрома" на ближайшие полтора года, будет способствовать тому, чтобы страны-транзитеры научились в первую очередь думать об экономике, оставив политику в стороне.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

159
Теги:
транзит, "Газпром", Россия, газ
Газпром, логотип, архивное фото

"Газпром" назвал сумму долга Белоруссии за газ

0
(обновлено 18:52 29.05.2020)
Глава компании Алексей Миллер заявил, что после урегулирования задолженности российская сторона будет готова назначить переговоры по условиям поставки топлива с 1 января 2021 года

ВИЛЬНЮС, 29 мая – Sputnik. "Газпром" будет готов начать переговоры по поставкам газа в Белоруссию на период с 2021 года после урегулирования вопроса с долгом страны за газ в 165,6 миллиона долларов (свыше 148 миллионов евро), сообщает РИА Новости со ссылкой на председателя правления компании Алексея Миллера.

"Общая сумма белорусской задолженности за поставки российского газа на сегодня составляет 165 миллионов 570 тысяч долларов США. Сразу, как только будет полностью урегулирована задолженность, российская сторона будет готова назначить переговоры по условиям поставки газа с 1 января 2021 года", – сообщил глава "Газпрома".

Миллер добавил, что письмо направлено министру энергетики Белоруссии Виктору Каранкевичу.

В начале апреля белорусский министр заявил, что российской компании отправили запрос о снижении цены. Тогда же президент Белоруссии Александр Лукашенко высказал мнение, что с учетом логистики российский газ должен стоить от 40 до 45 долларов.

В конце прошлого месяца глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что даже в условиях нынешнего падения цен на энергоносители обязательства по контрактам сохраняются. Когда эти соглашения заключались, прописанная цена на энергоресурсы была ниже рыночной, напомнил дипломат.

Этот спор тормозит также процесс принятия единой формулы цены на газ в ЕАЭС.

0
Теги:
Белоруссия, газ, "Газпром", Россия
По теме
Правосудов: "Северный поток – 2" достроят и запустят вопреки мнению США
За что Польшу оставили без русского газа и что будет дальше
Приведение в чувство. "Газпром" знает, как утихомирить транзитеров