Президент Дональд Трамп, архивное фото

США обдумывают такую месть, чтобы Китай позавидовал России

452
(обновлено 11:59 03.05.2020)
Идея о показательном и унизительном наказании Китая "за коронавирус" путем экспроприации одного триллиона долларов из китайских золотовалютных резервов, о которой мы уже писали, добралась до самых высоких кабинетов американской власти.

Если еще две недели назад столь экзотический подход обсуждался сенаторами-республиканцами и ведущими вечерних ток-шоу на американских политических каналах, то сейчас дело дошло до Белого дома, пишет в материале для РИА Новости Иван Данилов.

Как сообщает The Washington Post со ссылкой на источники из администрации Трампа, вопрос о том, чтобы "простить самим себе" все долги, которые Вашингтон набрал у Пекина, обсуждается в рамках стратегии принуждения Китая к выплате финансовой компенсации за ущерб, нанесенный коронавирусом. "Самовольное прощение" долга в данном случае может быть представлено американской аудитории как некая предоплата в этой компенсации: Пекин думал, что выдал Вашингтону деньги в кредит, а на самом деле он, оказывается, всего лишь заранее компенсировал ущерб за пандемию. Вероятно, по современному моральному кодексу заокеанских джентльменов, такой подход соответствует высоким идеалам нравственности и справедливости, строгому следованию которым так гордятся американские политики и их фанаты в России.

Впрочем, если верить официальным заявлениям американского руководства, то роль главного врага Китая и наиболее рационального мыслителя в администрации Трампа, оказывается, играет сам президент. Он как бы и за то, чтобы "наказать" Китай материально (за ошибки, которые допустили США при подготовке к эпидемии), однако — ввиду наличия определенного бизнес-опыта — против слишком рискованных решений, которые могут подвергнуть опасности статус американской валюты.

The Washington Post описывает весь спектр обсуждаемых мер: "По словам источников (знакомых с разработкой мер мести в адрес КНР. — Прим. авт.), в последние дни президент Трамп демонстрировал свой гнев помощникам в связи с действиями Китая, обвиняя страну в сокрытии информации о вирусе, и обсуждал принятие серьезных мер, которые, вероятно, приведут к ответным действиям со стороны Пекина.

В частном порядке Трамп и его помощники обсуждали вопрос о лишении Китая его "суверенного иммунитета" с целью дать возможность правительству или (жертвам эпидемии в США) подать в суд на Китай за ущерб. Джордж Сориал, который ранее занимал должность топ-менеджера в компании Trump Organization и участвует в групповом иске против Китая, заявил The Washington Post, что он и высокопоставленные чиновники Белого дома обсуждали ограничение "суверенного иммунитета" Китая. Эксперты по правовым вопросам говорят, что попытка ограничить "суверенный иммунитет" Китая будет крайне затруднительной и для этого могут потребоваться законодательные акты конгресса.

Некоторые представители администрации также обсуждали вопрос о том, чтобы США отменили часть своих долговых обязательств перед Китаем, сказали два источника, знающие о внутренних дискуссиях. Неизвестно, поддержал ли президент эту идею".

Сам президент позже прокомментировал ситуацию в довольно уклончивой манере, отметив, что "если начать играть в эти игры, то все сложно". И выразил беспокойство за "священность доллара" (sanctity of the dollar), вероятно, намекая на то, что селективный дефолт со стороны США может подорвать его использование в качестве главной мировой валюты. С другой стороны, Трамп тут же утешил собравшихся журналистов тем, что способ наказать Китай он обязательно найдет, упомянув другую идею — введение экстраординарно высоких тарифов на китайские товары с целью получить с КНР тот самый триллион. Вероятно, именно в эту сумму американский лидер и оценивает тот ущерб, который был нанесен американской экономике и его собственному рейтингу действиями или бездействием официального Пекина во время эпидемии.

Все это можно было бы списать на предвыборную риторику. Но если бы еще лет 15 назад кто-то рассказал эксперту по международному праву и финансам о том, что США будут вводить санкции против российских компаний и банков за то, что Россия якобы "аннексировала чужую территорию" и якобы "эффективно вмешалась в американские выборы", причем эти санкции будет вводить тот же президент, на стороне которого Россия якобы это вмешательство производила, — эксперт бы долго смеялся, посчитав это некой сатирой на американскую политику.

Однако все это сбылось, причем по историческим меркам очень быстро. А уж во время серьезных глобальных кризисов (а эпидемия — это действительно глобальный кризис) история может начать двигаться в том темпе, о котором известный политический деятель прошлого века сказал, что бывают десятилетия, за которые ничего не происходит, и бывают недели, за которые происходят десятилетия.

Стоит учитывать, что решение ограбить Китайскую Народную Республику примерно на 1,3 триллиона долларов, отменив росчерком президентского пера американские облигации, которые она держит, — не только экономическое, но и политическое. Наблюдая за трейлерами с трупами на площадях Нью-Йорка и заполняя (возможно, первый раз в жизни) заявление на пособие по безработице, имея непонятные перспективы в плане оплаты коммунальных платежей и ипотеки, десятки миллионов американских избирателей, которым осенью можно будет идти на президентские выборы, испытывают сильные негативные эмоции.

Если президент скажет, что он отменил долг перед страной, которая, по версии самого Трампа и по оценке многих американских журналистов, виновна в эпидемии, а сэкономленные деньги, например, раздаст уволенным нефтяникам-сланцевикам, то это будет мощный политический жест с хорошими электоральными бонусами.

С точки зрения управления рисками, в том числе политическими, сейчас может начаться медленный (чтобы не особо привлекать внимание Белого дома) вывод китайских валютных резервов из американских инструментов или, по крайней мере, сокращение их доли в резервах, потому что Трамп (и этому есть бесчисленные доказательства за последние несколько лет) может изменить свою официальную позицию в любой момент.

Как сообщает The Washington Post, "наказание Китая — это определенно то, к чему склоняется президент, заявил один из старших советников (Трампа)".

Уничтожение примерно трети золотовалютных резервов КНР — вполне серьезное наказание по любым меркам, тем более что первой реакцией на статью о возможном дефолте по "китайскому долгу" было ослабление курса юаня на межбанковских торгах. А уж если такое принудительное списание долга действительно состоится, то давление на китайскую валюту окажется несравнимо более серьезным.

В конце концов, Трампу может показаться, что пожертвовать статусом доллара ради личного переизбрания — это отличная идея. А еще в Белом доме может укорениться идея о том, что если Федрезерв и так покупает американские облигации с рынка, то внешние кредиторы США вообще не нужны: печатный станок и бюджет спасет, и госдолг оплатит, и доллар обеспечит. Именно такую уверенность — хотя она не соответствует экономической реальности — воспитывали американцы в своих иностранных союзниках, и ничто (кроме здравого смысла, который сейчас в дефиците) не мешает им в это поверить самим.

В данном контексте в очередной раз можно вспомнить поговорку о том, что нет худа без добра: антироссийские санкции заставили нашу страну заранее позаботиться о собственной финансовой стабильности, наращивании доли золота в золотовалютных запасах и минимизации уязвимостей перед внешним валютным финансированием. С учетом тех рисков и катастроф, которые могут произойти с мировой финансовой системой, если Вашингтон действительно развяжет против Пекина не только торговую, но и финансовую войну, все эти предосторожности со стороны России окажутся невероятно своевременными.

452
Теги:
Китай, Россия, США
По теме
"Тысяча долларов за баррель": американский план шокирует нефтяной рынок
СМИ узнали о новых военных закупках Минобороны Литвы
Газокомпрессорная станция газопровода Ямал–Европа, архивное фото

Сказ о потерянной прибыли. Польша рвется заглянуть в карман к "Газпрому"

183
(обновлено 13:29 27.05.2020)
Длительность договора о транзите газа в Европу была рассчитана именно так, чтобы инвестиции "Газпрома" в строительство МГП "Ямал – Европа" к моменту окончания договора были полностью завершены

На прошлой неделе истек срок договора о транзите российского газа через территорию Польши по магистральному газопроводу "Ямал – Европа", и с этого момента сотрудничество "Газпрома" и польской компании Gas-System S.A., оператора этого МГП, будет идти на основании всех правил Евросоюза, предусмотренных Третьим энергопакетом и его Газовой директивой. Вот так звучат сообщения множества информагентств, после чего комментаторы и эксперты переходят к обсуждению этих новых условий.

Но раз уж в ближайшем будущем в России пройдет голосование по поправкам в Конституцию, одной из которых станет статья о защите исторической правды, то именно этим мы и займемся – вспомним историю возникновения "Ямальского контракта", какие результаты получили Польша и Россия в результате его исполнения и как может измениться ситуация после его окончания.

Контракт, которого не было

Начать придется с того, что контракта как такового просто не было, название "Ямальский контракт" – досужая выдумка польских журналистов и не более того. В реальной жизни 25 августа 1993 года было подписано Соглашение между правительствами Российской Федерации и Республики Польша "О создании системы газопроводов для транзита российского газа через территорию РП и о поставках российского газа в РП".

На основании этого соглашения 17 мая 1995 года был подписан контракт на транспортировку российского газа в Западную Европу, стороны контракта – "Газпром Экспорт" и владелец польского участка МГП "Ямал – Европа", польская компания EuRoPolGas, которая на тот момент имела двух собственников: по 50 процентов акций принадлежали польской PGNiG и "Газпрому". Еще через год, 25 сентября 1996 года, был согласован и подписан долгосрочный контракт купли-продажи российского природного газа, стороны контракта – "Газпромэкспорт" и PGNiG.

29 октября 2010 года, после того как Евросоюз принял тот самый Третий энергопакет, правительства России и Польши подписали еще одно соглашение – о том, что функции оператора польского участка "Ямал – Европа" будет исполнять компания "Оператор транспортных газопроводов Газ-Система", она же Gas-System S.A. При этом право собственности на польский участок "Ямал – Европа" никто никому не передавал, им все так же является "ЕвРоПолГаз" – название компании вполне можно писать и так, поскольку это предусмотрено всеми перечисленными межправительственными соглашениями. (Кстати, это относится и к названию польской компании PGNiG – в межправительственных соглашениях на русском языке она имеет гордое название "Польске гурництво нафтовэ и газовництво".)

"Европа Россия Польша Газ" – говорящее название, не так ли? А вот сроки действия соглашений – разные. Соглашение о транзите закончилось 18 мая 2020 года, соглашение о поставках будет действовать до конца сентября 2022 года. Историческая правда, таким образом, заключается в следующем: никакого "Ямальского контракта" не существует, были подписаны два отдельных контракта – на транзит и на поставки газа в Польшу. Договор о транзите не подписывался с компанией-оператором Gas-System S.A., собственником МГП "Ямал – Европа" остается "ЕвРоПолГаз".

Исключительно для краткости изложения: по "ЕвРоПолГаз" Россия и Польша неоднократно подписывали дополнительные протоколы, на сегодня "Газпрому" принадлежит 48 процентов акций, при этом в совете директоров голоса разделены 50/50, потому любые стратегические решения принимаются только после выработки консенсуса. Прямое следствие: каким бы ни оказывался тариф на транзит в результате проведения аукционов на бронирование мощности, его необходимо умножать на коэффициент 0,52, поскольку 48 процентов прибыли, заработанной оператором, будет выплачено "Газпрому" как совладельцу.

Было время, когда Польша думала о собственной экономике

Продолжим "следствие". Традиционно принято считать, что пропускная мощность МГП "Ямал –Европа" составляет 33 миллиарда кубометров газа в год, однако и это не является правдой. 33 миллиарда кубометров – это мощность на входе в польский участок МГП "Ямал – Европа", именно такое максимальное количество газа поступает на входе в компрессорную станцию "Кондратки" из белорусского участка "Ямал – Европы". А вот на выходе с территории Польши, где установлена компрессорная станция "Мальнев", мощность меняется в меньшую сторону, причем значительно – до 24 миллиардов кубометров газа в год. Именно такую мощность имеет магистральный газопровод JAGAL, продолжение "Ямал – Европы" на территории Польши, и именно это было одной из главных причин, по которой руководство Польши в начале 1990-х с такой симпатией относилось к проекту строительства новой газовой магистрали.

Впервые в своей истории Польша получила возможность закупать российский газ, поступающий на ее территорию по кратчайшему маршруту, – во времена СССР и СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) газ в Польскую Народную Республику приходил через Украинскую Советскую Социалистическую Республику, что, вне зависимости от общественного строя, повышало себестоимость этого энергетического ресурса.

Разница в мощности польского участка на входе и на выходе "Ямал – Европы" составляет девять миллиардов кубометров в год – этот объем Польша и получала из России для собственного потребления. (Договор о поставках от 25 сентября 1996 года предусматривает максимальный объем поставок в десять миллиардов кубометров газа в год, недостающий объем Польша всегда может получить транзитом через Украину.)

Мало того – Польша, не вложив ни одного злотого в строительство своего участка "Ямал – Европы", получила перспективу получать прибыль за счет транзита. Именно перспективу, а не прибыль с момента начала работы газопровода – участники договора пришли к согласию о том, что до момента возврата вложенных инвестиций "ЕвРоПолГаз" (а затем Gas-System S.A. как оператор) будет получать от "Газпрома" сумму из расчета затрат на эксплуатацию и минимальную прибыль, но не более 21 миллиона злотых (5,4 миллиона долларов США).

Еще одно следствие: если вы, уважаемые читатели, видите или слышите разглагольствования польских политиков о том, что их страна за время работы МГП "Ямал – Европа" "упустила огромную прибыль", то имейте в виду – вас вводят в заблуждение. Длительность договора о транзите газа в Европу и была рассчитана так, чтобы инвестиции "Газпрома" в строительство МГП "Ямал – Европа" к моменту окончания договора были полностью завершены. Именно это и произошло 18 мая 2020 года: "Газпром" полностью вернул вложенное, и только теперь Польша может зарабатывать на транзите российского газа в Европу – за вычетом 48 процентов прибыли, которая принадлежит "Газпрому" как совладельцу польского участка МГП "Ямал – Европа".

Еще один миф, который пытаются культивировать польские политики, – то, что такие условия (48 процентов акций) "Газпром" получил только в Польше, унизив тем самым потомков гордой шляхты. Это тоже откровенная дезинформация, за примером далеко ходить не надо. Владельцем и оператором МГП JAGAL (для тех, кому сложно запомнить эту непростую аббревиатуру, с удовольствием даю полное название – Jamal-Gas-Anbindungsleitung) является немецкая компания Wingas, компанией оператором – немецкая компания Gasсade. С 2015 года 100 процентов акций Wingas принадлежат "Газпрому", Gascade на все 100 процентов является собственностью Wingas.

Что занимательно – ни разу в Германии никто не возмутился тем, что многие магистральные газопроводы является собственностью "Газпрома" и им же управляются, пусть и через замысловатую систему дочерних компаний. Причина – в прагматичности немцев: газ поступает без задержек, в нужных количествах и по приемлемым ценам, а потому нет никаких причин для политических интриг. Германию интересует ее экономика, а вот что интересует польских политиков – как говорится, Дуда его знает.

"Ничего личного – только бизнес"

Польша – известный противник проекта "Северный поток – 2", причем до конца прошлого года в качестве обоснования своего негативного отношения польские политики предъявляли интересы Украины. Версия звучала как "Россия направит весь газ через "Северный поток – 2", Украина перестанет получать прибыль за транзитные услуги, в связи с чем немедленно разорится, а потом всему Евросоюзу с этой бедой придется мучиться". Однако, вопреки ожиданиям многих, Украина и Россия смогли найти взаимоприемлемый вариант нового пятилетнего транзитного договора, и это, по иронии судьбы, стало для Польши "бумерангом".

С этого момента мечты польских политиков о том, что Польша получит возможность многократно повысить свой тариф на транзит российского газа, разбились о тариф, предусмотренный российско-украинским договором. 6 мая 2020 года Gas-System S.A. завершила аукцион на бронирование мощностей польского участка "Ямал – Европа" на третий квартал этого года. Название победителя не названо – польская компания решила сохранить интригу, все теряются в догадках: будет ли поставлять российский газ "Газпром" или все-таки "Газпром-экспорт".

Все евросоюзные мантры о том, что один поставщик имеет право бронировать не более 50 процентов мощности любого магистрального газопровода, в очередной раз оказались сотрясением воздуха – кроме "Газпрома", подавать газ в польский участок "Ямал – Европы" некому. Впрочем, как видим, корректно называть участок "Ямал – Европы" на территории Польши не "польским", а "польско-российским", поскольку это намного ближе к действительности.

По результатам аукциона его неназванный победитель, то есть "Газпром", забронировал 80 процентов мощности, стоимость транзита составила 6,8 доллара за тысячу кубометров, из которых, с учетом коэффициента 0,52, Польша получит 3,54 доллара и, разумеется, налоги, предусмотренные ее действующим законодательством. Но третий квартал, как известно, начинается 1 июля, потому на оставшиеся дни Gas-System S.A. продолжает проводить аукционы – на 12 часов, на сутки, на месяц и на квартал.

"Газпром", в свою очередь, не только получил самую привлекательную опцию по транзитным тарифам, но теперь имеет полное право не участвовать в этих аукционах – если посчитает, что, к примеру, экономически выгоднее поставлять газ через Украину, через "Северный поток", через "Голубой поток" или через "Турецкий поток". Ну, а для всех деятелей, которым мерещится в российском газе политическая подоплека, есть и дополнительная опция, которую в замечательном фильме "Бриллиантовая рука" озвучила героиня Ноны Мордюковой: "А тому, кто будет возмущаться, отключим газ".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

183
Теги:
газопровод, газ, Россия, Польша
Прохожий во Владимирском парке в Киеве во время карантина

Примазалась к ЕС: почему Литву должна насторожить ситуация на Украине

842
(обновлено 17:46 26.05.2020)
Спустя более пяти лет после восхваляемого на Западе Майдана даже не российские информационные источники, но в США признают реальность: согласно данным Брукингского института в Вашингтоне, Украина растратила свой, имеющийся в 1991 году, потенциал развития

Потерянный потенциал

Такой диагноз 20 мая поставил представитель упомянутого института Стивен Пайфер, который специализируется на вопросах безопасности и информации XXI века: "После распада СССР Украина имела образованную рабочую силу, одни из лучших пахотных земель в мире, стратегическую индустрию и географическую близость к реформированной Центральной Европе — но, к сожалению, не реализовала потенциал, предоставленный этими обстоятельствами".

Более того, Пайфер признал, что как реформы Леонида Кучмы в 1994 году, так и избрание президентом Виктора Ющенко в 2000 году, а также букет "цветных революций" на Украине в XXI веке были в этом отношении имитацией новых начинаний, которые ничего хорошего не принесли развитию страны.

Нынешний президент Украины Владимир Зеленский также не избежал критики со стороны американского аналитика: хотя он выиграл выборы в 2019 году с обещаниями "обуздать коррупцию", но не проявляет никакой инициативы в этом направлении — ни Петра Порошенко, ни других деятелей, известных уже не только на Украине, но и во всем мире как крупнейшие коррупционеры, Зеленский даже не собирается призывать к уголовной ответственности.

Как и в других бывших советских республиках, в 1991 году Украина имела огромную промышленную и сельскохозяйственную базы, хорошо развитые системы образования и здравоохранения. Кроме того, на Украине проживало более 50 миллионов человек. А на сегодняшний день экономические основы страны подорваны, инфраструктура истощена, а население сократилось на десять миллионов.

Западу Украина не нужна

Таким образом, Брукингский институт констатировал реальную ситуацию: Украина действительно растратила потенциал. Это не значит, что его вообще не осталось. Но многое было потеряно. С другой стороны, что особенного в Украине? Регресс ощущается во всех постсоветских странах. Просто как в России, так и в других странах в начале XXI века он так или иначе был замедлен, одним словом – стабилизирован. На Украине между тем упадок не теряет скорости. Следует спросить: почему?

Ровенская атомная электростанция в Кузнецовске, архивное фото
Фото: Пресс-служба президента Украины

Как и Украина, Литва потеряла некогда могущественную промышленность и сельское хозяйство. Регрессионные процессы также схожи. Но Литва опережает Украину по уровню жизни и таким образом является более стабильной. В этом отношении решающим моментом становится интеграция в ЕС. Правда, за высокую цену (то есть сдачу населения страны Западной Европе в виде дешевой, но квалифицированной рабочей силы) и за счет статуса периферии, словом — пограничья. Но золотой миллиард – это золотой миллиард, и примазаться к нему хотя бы на какое-то время (пока идут деньги ЕС – это точно) на самом деле удалось.

Однако для Украины такой путь закрыт по элементарной причине: в этом "западном клубе" даже с точки зрения периферийных зон количество мест ограничено. Литва же небольшое государство с населением менее трех миллионов жителей. А Украина хоть и лишилась части жителей, но еще имеет 40 миллионов. Некоторых из них, несомненно, ЕС освоит как дешевую рабочую силу (в течение последних нескольких лет так и происходит). Но остальных никто не возьмет – они просто не будут нужны, тем временем Украина, или что от нее останется, слишком велика, чтобы быть принятой в "западный клуб" избранных.

Кстати, слишком большой в этом отношении является и Россия, но, отверженная Западом, во главе с Владимиром Путиным она выбирает независимый вектор развития. Между тем Украина и в целом, и особенно из-за русофобской политики ее правящих слоев поставила себя в незавидное положение: не будучи в силах проскользнуть в западный мир (пусть и на его периферию) и враждебно настроившись по отношению к России, Украина деградирует на глазах.

Геополитический контекст

Другой момент – Майдан. О нем в связи с растраченным потенциалом Украины не так много разговоров. Но и Порошенко, и Яценюком осуществляемая политика приватизации, а также открытие границ с ЕС только усугубили проблемы. И этот, и другие случаи "цветных революций" необходимо рассматривать в реальном геополитическом контексте, а именно: как то, что Запад, особенно США, манипулировал внутриполитическими процессами Украины, чтобы расширить и укрепить антироссийский плацдарм, формируемый в Восточной Европе.

Не говоря уже о неонацистах, использованных в этом последнем перевороте, а также о возрождении фашизма на Украине в целом, следует отметить, что все "цветные революции", от первой до последней, были процессами, прямо или косвенно контролируемыми спецслужбами США, в ходе которых одна олигархическая группировка сменяла другую, как в старой доброй поговорке: "Дракон умер – да здравствует Дракон"…

Как бы странно это ни выглядело для зоологических националистов Украины и других стран Восточной Европы, единственный реальный способ, с помощью которого можно если не полностью реализовать прежний потенциал страны, то хотя бы сохранить то, что от него осталось, – это нормализация отношений с Россией и движение в сторону независимой, ориентированной на защиту национальных интересов политики. Однако ничего подобного на Украине пока не видно.

О чем это говорит Литве?

Но что общего это имеет с Литвой? В конце концов, как уже упоминалось, у нас ситуация намного лучше, так зачем беспокоиться? Надо понять, что мир очень изменчив. И ЕС, и НАТО, как нынешняя геополитическая конфигурация, не вечны. На данный момент Литва примазалась к Западу и с этой точки зрения поддерживает свое государственное существование. Однако если обстоятельства изменятся, страна может полностью попасть в подобную ситуацию, конечно, благодаря ее размеру — в гораздо меньших масштабах.

Случай Украины как нам, так и другим странам Восточной Европы показывает, что эти страны представляют интерес для Запада только как инструменты для достижения собственных экономических или геополитических интересов, то есть получить дешевую рабочую силу или сформировать указанный антироссийский блок, эпицентром которого может быть Польша.

Такая реальность может побудить трезво мыслящих сделать выводы о том, чем является и куда страну может привести политика "цветных революций", которую курируют США, а исполняют местные фашисты и различные "демократы". Для кого-то, без сомнения, это бизнес, но что с того обычному народу? На этот вопрос и отвечает случай Украины: ничего хорошего.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

842
Теги:
Украина, Литва, Евросоюз (ЕС)
По теме
Эксперты из Балтии обсудили ситуацию со свободой слова в Восточной Европе
Президент Литвы показал на видео вышиванку, подаренную ему Зеленским
Литва направила гумпомощь Украине, Грузии, Молдавии и Армении
Вильнюс - старый город

Карантин до середины июня: какие ограничения в Литве отменят или смягчат

5
(обновлено 15:20 27.05.2020)
Упрощение карантинного режима коснется проведения мероприятий, погранконтроля, времени работы кафе, казино и ночных клубов, авиасообщения и нахождения в общественных местах

ВИЛЬНЮС, 27 мая – Sputnik. Правительство Литвы продлило действие карантина до 16 июня, однако условия его соблюдения были смягчены. Решение было принято на заседании кабмина.

Смягчение карантинного режима повлияет на организацию мероприятий, погранконтроль, часы работы кафе, казино и ночных клубов, авиасообщение, встречи в общественных местах и командные спортивные игры.

Требования к мероприятиям

Начиная с июня на открытых пространствах могут одновременно находиться до 300 человек, а в закрытых помещениях – до 100. При этом допустимое расстояние между людьми зависит от типа площадки – на открытых пространствах оно должно быть не менее метра, а в закрытых помещениях – не менее двух метров.

Если эпидемиологическая ситуация в стране не ухудшится, число участников на открытых пространствах сможет возрасти с 16 июня – до 500, с 1 июля – до 700  и с 16 июля – до 900. При том же условии в закрытых помещениях с 16 июня смогут находиться до 150 человек, с 1 июля – до 200, с 16 июля – до 250, с 1 августа – до 300, с 16 августа – до 350.

Также кабмин снял действующее ограничение на проведение собраний в общественных местах максимум для пяти человек, не являющимися членами семьи.

Работа кафе, казино и ночных клубов

Часы  работы кафе и ночных клубов пролили на час – до 23:00. Работа казино и игровых автоматов, бинго-залов ограничиваться не будет при условии, если в этих заведениях не предоставляются услуги общественного питания.

Спортивные мероприятия

С начала июня разрешены командные игры для любителей – баскетбол и футбол на свежем воздухе, а также спортивные мероприятия со зрителями. В закрытых помещениях между зрителями должно соблюдаться безопасное расстояние в два метра, а на открытых пространствах – не менее метра.

Авиаперевозки

С 1 июня в Литву смогут прилетать граждане стран, входящий в Европейское экономическое пространство (ЕЭС), а также из Швейцарии, Великобритании и Северной Ирландии. Также в страну смогут вернуться из стран, где заболеваемость за последние 14 календарных дней не превышала 25 случаев на 100 тысяч человек.

Пограничный контроль

С 1 июня будет отменен пограничный контроль с Латвией – больше не будут осуществляться проверки, контрольно-пропускные пункты будут упразднены.

До 16 июня продлен временный внутренний пограничный контроль с проверкой лиц, въезжающих и выезжающих из Литвы на внутренней границе Европейского Союза: в международных аэропортах, Клайпедском государственном морском порту, пограничных контрольно-пропускных пунктах с Польшей "Калвария" и "Лаздияй". 

Ношение масок

С 1 июня носить защитные маски в общественных местах необязательно, однако это необходимо делать в местах, где собирается большое количество людей, а безопасные расстояния не могут быть гарантированы, что, в свою очередь, означает повышенный эпидемиологический риск. К таким местам относятся рынки и другие места общественной торговли, общественные мероприятия, экскурсии, места общественного транспорта и сам общественный транспорт.

Ситуация с коронавирусом в Литве и в мире

В Литве с начала пандемии выявлено почти 1650 случаев COVID-19, 68 человек скончались. По состоянию на среду болеют 389 человек, 1184 выздоровели.

Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку новой коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией. По последним данным ВОЗ, в мире зафиксировано свыше 5,4 миллиона случаев заболевания, умерли более 343 тысяч человек.

Время жизни коронавируса в различных условиях
© Sputnik /
Время жизни коронавируса в различных условиях
5
Теги:
коронавирус, карантин, Литва
Тема:
Вспышка нового коронавируса в разных странах
По теме
Масалович: Литве не следует спешить с введением "паспортов COVID-19"
Глава ULAC Литвы предложил ввести "паспорт COVID-19"
Стало известно, как изменился рынок вакансий в Литве из-за COVID-19
В Литве выявленное число заболевших COVID-19 почти достигло 1650