Здание Литовской прокуратуры в Вильнюсе

Кто и как "пилит" литовскую казну

607
(обновлено 15:54 13.05.2020)
Министр транспорта и коммуникаций Ярослав Наркевич сообщил, что по результатам аудита одного из проектов госпредприятия "Литовские железные дороги" (Lietuvos gelezinkeliai) требуется вмешательство прокуратуры

В самой прокуратуре заявили о задержании более десятка человек, в том числе сотрудников прокуратуры и спецслужб, подозреваемых в коррупции. Что это: результаты серьезной борьбы правящей власти с коррупцией или подготовка к предвыборной схватке накануне парламентских выборов?

Однажды, лет -цать назад, автор колонки спросил у своего друга – американского миллионера: "Вот ты живешь в Литве, дом шикарный купил, хозяйством обзавелся. Бизнес нефтяной имеешь по всему миру. А почему бы тебе не вложить деньги в литовскую экономику?" И знаете, что он мне ответил? "Проблем номер один Литвы – коррупция! И в эту страну я не вложу и цента!" – сказал как отрезал и добавил, что страна и простой народ ему нравятся, но иметь финансовые дела с властью он не желает. 

И поведал мне сей американский магнат о том, как местные воротилы бизнеса и политики на бумажных салфетках ресторанов рисовали ему "схемы 200-процентного вложения денег" в их предприятия. А в разговорах фигурировали слова "откат", "благодарность судьям и прокурорам" и "спонсорская поддержка определенных политических партий". По словам потенциальных "партнеров", на вложенные в эти схемы десять миллионов долларов через пару лет денег вернется в два-три раза больше. Этот же американский миллионер мне поведал, как подобные схемы предлагали ему и на Украине в период, когда там премьером была Юля Тимошенко. И автор колонки надолго запомнил эти слова и все последующие годы находил им подтверждение.

Оказывается, сегодня не надо таскать чемоданами евро и долларов в высокие кабинеты власти. Чтобы твой бизнес процветал в Литве и к нему не было никаких претензий, надо вовремя оказывать спонсорскую поддержку тем ведущим политическим партиям и кандидатам в депутаты и президенты, на кого укажут "добрые люди". Иногда таких бывает несколько. Помните, как гордо нынешний президент Гитанас Науседа вернул спонсорские пожертвования компании Grigeo, вокруг которой разгорелся скандал из-за спуска нечистот – отходов производства – в Куршский залив?

А еще надо стать акционером или даже владельцем профильной компании таких крупных отраслей экономики, как, к примеру, энергетика или транспорт. Будешь в обойме элиты – получишь многомиллионные контракты, а на работу устроишь родственников и друзей воротил политики.

Вот собралась Литва построить новую атомную станцию (Висагинскую АЭС), и деньги под этот проект из казны полились рекой. Помните скандальные компании "ЛеоЛТ" и "Висагинская АЭС"? А смотрящим за распределением этого потока был назначен ответственный – Рокас Масюлис, лучший министр (2014–2016) всех времен, по словам литовских консерваторов. А затем, странным образом, он стал министром транспорта в новом правительстве "крестьян" и соцдемов в 2016 году. А как известно, многие инфраструктурные проекты транспортного сектора финансируются из средств ЕС. Представляете, какие деньги там крутятся? Это вам не за обед в ресторане расплатиться.

И когда на пост министра транспорта был назначен несистемный Ярослав Наркевич от вошедшей в коалицию "Избирательно акции поляков Литвы – Союза христианских семей" (ИАПЛ-СХС), помните, какой визг разразился? С чего бы это?

И вот Ярослав Наркевич приоткрыл завесу над причиной того визга своих политических оппонентов. Он рассказал, что в его ведомстве был проведен первый этап аудита проекта электрификации участка железной дороги Кайшядорис – Клайпеда и Вильнюсского железнодорожного узла. И были выявлены неприятные для прошлого руководства министерства вещи. Несколько участков железной дороги были объединены в один проект электрификации необоснованно, а это, по словам Наркевича, увеличило сроки проекта и повысило его стоимость. Понимаете, о чем речь?

"В понедельник я передал материалы аудита в прокуратуру. Как мы считаем, есть чем заняться <…> Первый этап этого проекта электрификации состоялся с нарушениями определенных правовых актов, также был выбран экономически невыгодный способ, при котором три участка были объединены в один. Только из-за этого объединения конкурс проходил на два года дольше, чем планировалось, а цена превысила намеченную на 100 миллионов евро", – заявил во время пресс-конференции в Сейме министр Наркевич.

Как можно догадаться, подобные факты нецелевого использования, а попросту говоря воровства, денег из бюджета можно выявить почти во всех министерствах и ведомствах. Стоит только захотеть. Вот и специальная парламентская Комиссия по расследованию деятельности предыдущих правительств консерваторов (2008–2012) и социал-демократов (2012–2016) продолжает изыскания. Надеемся, что до осенних парламентских выборов будут озвучены хотя бы предварительные итоги ее работы. Желательно с конкретными фактами и фамилиями. Иначе народ не поймет всей это шумихи с арестами судей, прокуроров и адвокатов за прошедший год.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

607
Теги:
Генпрокуратура Литвы, коррупция
По теме
Прокуратура Литвы раскрыла количество подозреваемых в деле Grigeo
Главе Grigeo предъявили подозрения в загрязнении Балтики
Нефтяной станок-качалка

Нефтяной рынок в ритме танго: ошибки дорого обходятся Саудовской Аравии

31
(обновлено 10:26 25.05.2020)
В 1998 году в России вышел первый альбом проекта "Песни нашего века", в котором была прекрасная песня "Весеннее танго". Ее припев наверняка известен многим: "Приходит время – люди головы теряют / И это время называется весна"

Весна, люди головы теряют

Припомнили? Какое отношение эта песня имеет к энергетической отрасли? Мне тоже казалось, что связь минимальна – только по ее автору, доктору физико-математических наук Валерию Александровичу Миляеву, одному из ведущих специалистов по неравновесным токам в германии при низких температурах. Но пришла весна 2020 года, и стало очевидно, что Валерий Миляев "Весеннее танго" писал о… нефтяниках Саудовской Аравии.

Вот март: "11 марта руководство компании Saudi Aramco сообщило о директиве Министерства энергетики Саудовской Аравии, предписывающей увеличить производственные мощности компании с 12 до 13 миллиона баррелей нефти в сутки". "12 марта предложения от Saudi Aramco по нефти сорта Arab Light, превышающие стандартные объемы на 200 процентов и по ценам ниже цен нефти сорта Urals почти на 20 процентов, получили компании Shell, BP, Total, Repsol и Cepsa"."29 марта Saudi Aramco подтвердила планы нарастить добычу нефти с 1 апреля, когда истекает срок соглашения ОПЕК+, до 12,3 миллиона баррелей в сутки".

А вот май: "11 мая Министерство энергетики Саудовской Аравии поручило Saudi Aramco сократить добычу нефти в июне на один миллион баррелей в сутки в дополнение к сокращению, которое королевство обязалось осуществить в рамках последнего соглашения ОПЕК+ от 12 апреля 2020 года. Таким образом, размер сокращения добычи, которого будет придерживаться Саудовская Аравия, по сравнению с объемом добычи в апреле, составит около 4,8 миллиона баррелей в сутки. Добыча нефти королевством в июне после целевого и добровольного сокращения составит 7,492 миллиона баррелей в сутки".

Ну, не могут серьезные политики, руководители крупнейшей в мире нефтяной компании выкидывать такие коленца по доброй воле! Наверняка после майского заявления саудовские представители нефтяной отрасли расходились с совещания, вполголоса напевая припев из "Весеннего танго". Интересно, как он звучит на арабском языке?..

Март – снеговые горы тают вместе с ценой барреля

Теперь о том же, но серьезнее. Напомним, что в феврале 2020 года, с развитием в Китае эпидемии коронавируса, который еще даже не получил названия, на мировых сырьевых биржах котировки нефти интенсивно пошли вниз – с 70-72 долларов за баррель нефти Brent в январе до 49 долларов за баррель в конце февраля. Как показала статистика, опубликованная позже, в феврале спад в промышленности Китая составил 13 процентов, при этом миллионы людей находились под действием жестких карантинных мер, в связи с чем "на якорь" встали миллионы легковых автомобилей.

Уже в феврале Саудовская Аравия стала настаивать на проведении внеочередной встречи министров стран – участниц ОПЕК+ с целью принятия экстренных мер. Встреча состоялась 5 марта в Вене. Сейчас это кажется почти фантастикой, но министры действительно встретились, а не общались друг с другом, сидя в своих кабинетах перед экранами мониторов, – такие удивительные были времена.

Предложение со стороны Королевства Саудовская Аравия (КСА) носило ультимативный характер: с 1 апреля дополнительно совокупно снизить объем добычи на 1,5 миллиона баррелей в сутки, из которых один миллион баррелей возьмут на себя страны – члены ОПЕК, а страны, в него не входящие, но участвующие в соглашении ОПЕК+, – 500 тысяч баррелей в сутки. Предложение России было куда более осторожным: сохранить с 1 апреля сокращение в объеме 1,7 миллиона баррелей в сутки, как это было предусмотрено декабрьскими договоренностями, взять дополнительную паузу, чтобы точнее оценить воздействие эпидемии на рынок нефти, и только после этого принимать новые меры.

Два предложения столкнулись, выбив сноп искр, – представители КСА отказывались от такого поэтапного подхода и требовали снижать добычу без промедления. В результате Александр Новак, министр энергетики России, покинул Вену, отказавшись соглашаться с ультиматумом Саудовской Аравии. Мировые биржи отреагировали мгновенно, баррель уже на первых торгах потерял в цене вдвое. Одновременно в российских СМИ раздался хор голосов, крайне недовольных поведением России на венском совещании и предрекавших неизбежное сокрушительное поражение в начавшейся "ценовой войне".

Руководители российского энергетического сектора тем не менее оставались спокойны и никаких резких мер не предпринимали. Удивительно, но никто из комментаторов не обратил внимания на то, что именно 11 марта, когда Saudi Aramco официально объявила о предстоящем с 1 апреля наращивании объемов добычи, было опубликовано еще одно, не менее официальное заявление.

Именно 11 марта ВОЗ, Всемирная организация здравоохранения, объявила коронавирусную инфекцию пандемией, и с этого момента государства по всей планете одно за другим начали противоэпидемические мероприятия. Произошло именно то, в чем Россия безуспешно пыталась убедить участников совещания в Вене, – COVID-19 принялся разрушать мировой рынок нефти.

Руководство КСА отказывалось воспринимать действительность – они рвались в бой, стремясь захватить традиционные рынки российских нефтяных компаний. Наблюдать за этим можно было только с восхищением от демонстрируемых безумия и отваги: государство, бюджет которого на 85 процентов зависит от нефтяного сектора, государство, бюджет-2020 которого был "сведен" исходя из базовой цены барреля в 80 долларов, в лихой атаке рушило цены по всему миру. А мир остался равнодушен – COVID-19 оказался в разы важнее, чем любые предложения Saudi Aramco по дополнительным объемам и скидкам.

Танкеры, залитые "под горлышко" саудовской нефтью, замирали в неподвижности у приемных терминалов – спрос на нее упал почти на 30 процентов. Рост наблюдался только в одном секторе – фрахт нефтеналивных танкеров становился дороже с каждым днем, поскольку компании-судовладельцы прекрасно понимали, что их корабли из средства доставки товара превращаются в плавучие емкости для хранения.

КСА не публиковало данные по степени заполненности резервуаров для хранения нефти, но вряд ли будет ошибкой считать, что этот показатель оказался максимально приближенным к 100 процентам. Конечно, Saudi Aramco посетила большая коммерческая удача – не кто-нибудь, а сама Белоруссия приобрела у нее партию Arab Light, но эти 80 тысяч баррелей существенно помогли только "Литовским железным дорогам", которые обеспечили доставку нефти от причалов Клайпеды до белорусских заводов.

Разгулялись – веселились. Подсчитали – прослезились

Следующим действием "нефтяной трагедии 2020 года" стали экстренные совещания министров ОПЕК+, прошедшие уже в удаленном режиме, 10 и 12 апреля. Именно к этому моменту, когда окончательно, в цифрах, стало понятно, каким оказалось влияние COVID-19 на нефтяной рынок, настал тот самый момент, о котором в марте говорил Александр Новак. Сработал именно российский алгоритм: сначала оценить влияние пандемии, а уже потом принимать необходимые решения, но об этом почти никто в СМИ даже не пытался говорить– интереснее было нарастить вал критики в адрес руководства страны.

Новый мотив был не менее абсурден: "Россия в марте отказалась снижать объем добычи на 300 тысяч баррелей в сутки, а теперь вынуждена была согласиться на квоту в 1,9 миллиона баррелей в сутки". Интересные люди, создается впечатление, что они обитают на удаленной от Земли планете, с которой про пандемию вообще ничего не видно. Для обитателей нашей планеты было очевидно: если четыре миллиарда человек находятся под карантинными мерами, остановлены тысячи промышленных предприятий, в разы сократились все виды транспортировки, выигравших среди нефтедобывающих стран не могло быть по определению. Вопрос ставился совершенно иначе: "Что мы можем сделать, чтобы не проиграть вообще все?" Если бы ОПЕК+ в апреле не смогла выработать новое соглашение, обвал рынка был бы лавинообразным, мир увидел бы отрицательные цены уже не на фьючерсы, а на физическую нефть.

Решение, на которое вынуждено было пойти КСА 11 мая, – своеобразное похмелье после апрельского всплеска эмоций. Заполнены наземные хранилища, приходится оплачивать фрахт танкеров, которые никак не удается освободить от их обесценившегося груза невостребованного товара. То, что КСА снизило объем добычи, скорее всего, не скажется на объеме продаж – нефти добыто столько, что емкости придется освобождать как можно быстрее, чтобы не допустить полной остановки добычи.

11 мая 2020 года итоги грубейших ошибок, допущенных в апреле, подвело не только Министерство энергетики, но и Министерство финансов КСА. Глава ведомства Мухаммед аль-Джадаан официально заявил, что с 1 июня в стране будет повышен НДС – в три раза, с пяти до 15 процентов. С этой же даты будет прекращена выплата пособия прожиточного минимума. "Такие меры болезненны, но необходимы для поддержания финансовой и экономической стабильности в среднесрочной и долгосрочной перспективе… и преодоления беспрецедентного коронавирусного кризиса с наименьшим возможным ущербом". Других методов у господина аль-Джадаана не осталось: курс риала жестко привязан к курсу доллара, а золотовалютные резервы Саудовской Аравии только за апрель сократились на 27 миллиардов долларов. Популярность песни Валерия Миляева продолжает расти.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

31
Теги:
Литва, Россия, Саудовская Аравия, нефть
По теме
В Литву прибыл танкер с саудовской нефтью для Белоруссии
"Дружба" дружбой, а нефть – врозь. Почему Минску не добиться правды в Литве
Юшков: для США крайне важны резкое сокращение добычи нефти и рост цен
Ровенская атомная электростанция в Кузнецовске, архивное фото

Украина планирует "атомный рывок"

234
(обновлено 16:49 24.05.2020)
Власти страны не собираются решать существующую проблему старения АЭС. В итоге в перспективе пяти-десяти лет у Украины могут просто отобрать контроль над ее атомным сектором, а электрогенерация в стране просто рухнет

На Украине не утихает скандал вокруг сокращения производства дешевой атомной электроэнергии на фоне увеличения производства дорогой зеленой и тепловой. Эта же тенденция нашла отражение и в новом прогнозном балансе электроэнергии на 2020 год, утвержденном в конце апреля украинским Минэнерго, пишет в материале РИА Новости Сергей Левченко.

Подливает масла в огонь тот факт, что исполняющей обязанности министра энергетики незадолго до утверждения этого баланса в обход Рады была назначена креатура Рината Ахметова Ольга Буславец. Назначил ее на эту должность работавший ранее на Рината Ахметова премьер-министр Денис Шмыгаль. А сам Ринат Ахметов является фактически монополистом в тепловой генерации (контролирует около 80% мощностей) и значимым игроком в зеленой генерации (контролирует около 25% мощностей).

А тут еще и медиаресурсы главного украинского олигарха стали дружно рассказывать о том, что к 2025 году Украине придется вывести из эксплуатации три атомных энергоблока. К ним подключилась и Ольга Буславец, заявившая в придачу о пересмотре развития атомной отрасли (а по сути — о его прекращении) и о грядущих финансовых проблемах в связи со скорым снятием блоков АЭС с эксплуатации.

На самом деле этот медиашум направлен на оправдание удовлетворения повышенных аппетитов Рината Ахметов на рынке электроэнергии. Что же касается реально существующей проблемы старения АЭС, то никто ее решать на Украине не собирается: калифы на час, сменяющие друг дуга во главе украинского правительства, будут откладывать этот вопрос на потом. И если не вмешаются внешние кураторы, то когда-нибудь это может стать проблемой уже не только для Украины.

Прежде всего — о текущей работе украинских АЭС. С конца апреля в работе находятся лишь десять из 15 блоков. Причем работают они не на полную мощность: из-за балансовых ограничений со стороны оператора энергосистемы. В итоге в последнее время выработка электроэнергии на АЭС сократилась с зимних 250-260 до 175 миллионов киловатт-часов. И это объясняется далеко не только снижением потребления, потому что доля атомной энергии в общем производстве снизилась с 55% до 45% (подробнее о причинах смотрите здесь).

Предположения о том, что останавливают блоки, работающие на топливе ТВЭЛ, в пользу тех, которые работают на топливе Westinghouse TBC-WR, лишены оснований. Например, на 12:00 21 мая не работали оба блока, в реакторах которых используются только сборки TBC-WR. Еще на трех остановленных блоках применяется топливо обоих производителей. Из десяти работающих блоков девять используют исключительно топливо ТВЭЛ и только один смешанный вариант с преобладанием TBC-WR. Что, впрочем, не отменяет того факта, что руководство Украины продавливает постепенный переход своих АЭС на более дорогое американское топливо исходя из политических мотивов.

К моменту развала СССР Украине достался мощнейший комплекс АЭС, состоявший из 14 энергоблоков (три блока были достроены позднее), из которых 12 были "миллионниками". К тому же он был практически новым: самым старым был блок № 1 Чернобыльской АЭС, сданный в эксплуатацию в 1977 году. После закрытия по указанию Леонида Кучмы двух блоков ЧАЭС самым старым стал блок № 1 Ровенской АЭС, введенный в эксплуатацию в 1980 году.

Именно этот блок первым прошел процедуру продления срока эксплуатации в 2010 году. С тех пор подобную процедуру прошли уже 11 из 15 блоков, сейчас она проводится на блоке № 5 Запорожской АЭС. Для трех блоков срок эксплуатации продлен на 20 лет, для остальных — на десять.

Согласно консервативным советским стандартам и в связи с отсутствием опыта эксплуатации для атомных энергоблоков был заложен скромный эксплуатационный срок в 30 лет. Но выяснилось, что незаменяемые части конструкции (в частности, корпус реактора) могут прослужить и гораздо дольше — при проведении должных работ по реконструкции и модернизации оборудования, а также контроле за состоянием корпуса. В России сейчас эксплуатацию блоков с реакторами РБМК продлевают на 15 лет, а с реакторами ВВЭР — на 25-30. Но у Украины нет соответствующих технологий — в частности, технологии сухого отжига корпуса реактора.

Поэтому эксплуатация первого блока, по которому был продлен срок на десять лет, и правда может завершиться уже в 2023 году, а до конца 2025 года продленный срок истечет еще для трех блоков. Тут Ольга Буславец формально права. Но на Украине имеется утвержденный в конце 2015 года согласованный с МАГАТЭ документ под названием "Концепция снятия с эксплуатации атомных электростанций". И согласно этому документу до 2025 года даже по пессимистичному сценарию не запланировано снятие с эксплуатации ни одного блока. По плану все блоки будут эксплуатироваться минимум 45-50 лет. Так что тут Буславец лукавит. Другое дело, что даже согласно пессимистичному сценарию концепции уже в 2021-2025 годах должен быть построен первый новый блок, а в две последующие пятилетки их должно появиться пять и шесть соответственно. И совершенно очевидно, что эти планы в постмайданной Украине выполнены не будут: для этого нет ни времени, ни денег. С точки зрения здравого смысла отсутствие замещающих мощностей явно не повод для скорейшего закрытия имеющихся. Но надо понимать, что речь идет об Украине.

Есть еще финансовая сторона дела. Буславец права в том, что денег нет даже на снятие с эксплуатации одного блока. После развала СССР Украина варварски отнеслась к доставшемуся наследию: атомную энергию государство выкупало по заниженному тарифу, позволяя хорошо зарабатывать олигархам на тепловой генерации, которая, кстати, тоже молодой не является. Только в 2006 году "Энергоатом" обязали отчислять на будущие процедуры снятия с эксплуатации по 280 миллионов гривен в год. В 2015 году отчисления увеличили до 780 миллионов. В итоге на сегодня удалось накопить "аж" пять миллиардов гривен, или менее 200 миллионов долларов. Но, даже по чрезвычайно оптимистичному прогнозу "Энергоатома", снятие одного блока с эксплуатации будет стоить 300-370 миллионов долларов. В реальности потребуется раза в два больше.

В сложившейся ситуации разумным видится ряд мер. Во-первых, минимизировать простои АЭС, повысив коэффициент использования установленной мощности, что позволит снизить себестоимость — для этого надо решить проблему зеленой генерации и умерить аппетиты Рината Ахметова. Во-вторых, обязать "Энергоатом" увеличить отчисления на будущие снятия с эксплуатации энергоблоков, в том числе и путем увеличения цены выкупаемой у АЭС электроэнергии. В-третьих, отказаться от закупок более дорого топлива и пойти на переговоры с "Росатомом" — единственным, кто сможет предложить финансово щадящие и технически удобные решения по строительству новых блоков для Украины.

Но практически со стопроцентной уверенностью можно говорить о том, что ничего из перечисленного сделано не будет. А ситуация в украинской атомной энергетике продолжит развиваться по сегодняшнему сценарию с откладыванием решения проблем на завтра. В итоге в перспективе пяти-десяти лет у Украины могут просто отобрать контроль над ее атомным сектором. А электрогенерация в стране просто рухнет.

234
Теги:
АЭС, энергетика, Украина
Граница между Латвией и Литвой, архивное фото

Между Литвой и Латвией увеличился поток туристов во время карантина

0
(обновлено 11:53 25.05.2020)
Из одной балтийской республики в другую можно попасть через четыре пограничных пункта. В настоящее время жители стран Балтии и Польши могут путешествовать между государствами

ВИЛЬНЮС, 25 мая - Sputnik. Потоки туристов между Литвой и Латвией увеличились на прошлой неделе, сообщает пресс-служба Министерства внутренних дел.

На прошлой неделе среднее число прибывающих в день составляло около 4,4 тысячи, а количество отправлений составляло около 6,5 тысячи, поэтому общий поток составлял около 9,9 тысячи в обоих направлениях.

Раньше наиболее интенсивное движение проходило через пограничный контрольно-пропускной пункт Салочяй-Гренстале, сейчас это в основном через пункт Калвяй-Мейтене.

Министр внутренних дел Рита Тамашуниене отметила, что очевидно, что открытие четвертого пункта на литовско-латвийской границе было необходимо.

Среднее количество прибытий и отправлений на всех границах (включая перевозчиков) с 15 мая - в среднем около 19 тысяч в день по будням и около 20 тысяч по выходным.

С 18 мая на границе с Латвией открылись четыре пограничных пункта: Салочяй - Гренстале, Бутинге - Руцава, Смелине - Медуми и Калвяй - Метине. Всего с 4 мая граждане Литвы могут выезжать через все открытые пункты пропуска, всего их 11.

С 21 мая Польша разрешила транзит через свою страну, которая распространяется на граждан Европейского Союза, Европейского экономического пространства и Швейцарии. Проезд возможен без остановок, а транзит через территорию Польши занимает 12 часов.

С 11 мая польским гражданам разрешено приезжать в Литву для деловых, рабочих и научных целей, литовские граждане также могут ездить в Польшу, и граждане обеих стран не будут подвергаться 14-дневной самоизоляции. Гражданам этих стран также не нужно быть в изоляции во время поездок во все страны Балтии.

В Литве действует режим карантина. По последним данным, он продлен до 31 мая, однако власти республики не исключают возможность его продления.
Всего в республике более 1620 заболевших COVID-19, выздоровели 1138 человек, 63 пациента умерли.

Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку новой коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией. По последним данным ВОЗ, в мире зафиксировано более 5,4 миллиона случаев заболевания, умерли более 345 тысяч человек.

Все, что вам нужно знать о помощи после карантина
© Sputnik /
Все, что вам нужно знать о помощи после карантина
0
Теги:
МВД Литвы, путешествия, карантин, Латвия, Литва
Тема:
Вспышка нового коронавируса в разных странах