Газокомпрессорная станция газопровода Ямал–Европа, архивное фото

Сказ о потерянной прибыли. Польша рвется заглянуть в карман к "Газпрому"

5621
(обновлено 17:37 29.05.2020)
Длительность договора о транзите газа в Европу была рассчитана именно так, чтобы инвестиции "Газпрома" в строительство МГП "Ямал – Европа" к моменту окончания договора были полностью завершены

На прошлой неделе истек срок договора о транзите российского газа через территорию Польши по магистральному газопроводу "Ямал – Европа", и с этого момента сотрудничество "Газпрома" и польской компании Gas-System S.A., оператора этого МГП, будет идти на основании всех правил Евросоюза, предусмотренных Третьим энергопакетом и его Газовой директивой. Вот так звучат сообщения множества информагентств, после чего комментаторы и эксперты переходят к обсуждению этих новых условий.

Но раз уж в ближайшем будущем в России пройдет голосование по поправкам в Конституцию, одной из которых станет статья о защите исторической правды, то именно этим мы и займемся – вспомним историю возникновения "Ямальского контракта", какие результаты получили Польша и Россия в результате его исполнения и как может измениться ситуация после его окончания.

Контракт, которого не было

Начать придется с того, что контракта как такового просто не было, название "Ямальский контракт" – досужая выдумка польских журналистов и не более того. В реальной жизни 25 августа 1993 года было подписано Соглашение между правительствами Российской Федерации и Республики Польша "О создании системы газопроводов для транзита российского газа через территорию РП и о поставках российского газа в РП".

На основании этого соглашения 17 мая 1995 года был подписан контракт на транспортировку российского газа в Западную Европу, стороны контракта – "Газпром Экспорт" и владелец польского участка МГП "Ямал – Европа", польская компания EuRoPolGas, которая на тот момент имела двух собственников: по 50 процентов акций принадлежали польской PGNiG и "Газпрому". Еще через год, 25 сентября 1996 года, был согласован и подписан долгосрочный контракт купли-продажи российского природного газа, стороны контракта – "Газпромэкспорт" и PGNiG.

29 октября 2010 года, после того как Евросоюз принял тот самый Третий энергопакет, правительства России и Польши подписали еще одно соглашение – о том, что функции оператора польского участка "Ямал – Европа" будет исполнять компания "Оператор транспортных газопроводов Газ-Система", она же Gas-System S.A. При этом право собственности на польский участок "Ямал – Европа" никто никому не передавал, им все так же является "ЕвРоПолГаз" – название компании вполне можно писать и так, поскольку это предусмотрено всеми перечисленными межправительственными соглашениями. (Кстати, это относится и к названию польской компании PGNiG – в межправительственных соглашениях на русском языке она имеет гордое название "Польске гурництво нафтовэ и газовництво".)

"Европа Россия Польша Газ" – говорящее название, не так ли? А вот сроки действия соглашений – разные. Соглашение о транзите закончилось 18 мая 2020 года, соглашение о поставках будет действовать до конца сентября 2022 года. Историческая правда, таким образом, заключается в следующем: никакого "Ямальского контракта" не существует, были подписаны два отдельных контракта – на транзит и на поставки газа в Польшу. Договор о транзите не подписывался с компанией-оператором Gas-System S.A., собственником МГП "Ямал – Европа" остается "ЕвРоПолГаз".

Исключительно для краткости изложения: по "ЕвРоПолГаз" Россия и Польша неоднократно подписывали дополнительные протоколы, на сегодня "Газпрому" принадлежит 48 процентов акций, при этом в совете директоров голоса разделены 50/50, потому любые стратегические решения принимаются только после выработки консенсуса. Прямое следствие: каким бы ни оказывался тариф на транзит в результате проведения аукционов на бронирование мощности, его необходимо умножать на коэффициент 0,52, поскольку 48 процентов прибыли, заработанной оператором, будет выплачено "Газпрому" как совладельцу.

Было время, когда Польша думала о собственной экономике

Продолжим "следствие". Традиционно принято считать, что пропускная мощность МГП "Ямал –Европа" составляет 33 миллиарда кубометров газа в год, однако и это не является правдой. 33 миллиарда кубометров – это мощность на входе в польский участок МГП "Ямал – Европа", именно такое максимальное количество газа поступает на входе в компрессорную станцию "Кондратки" из белорусского участка "Ямал – Европы". А вот на выходе с территории Польши, где установлена компрессорная станция "Мальнев", мощность меняется в меньшую сторону, причем значительно – до 24 миллиардов кубометров газа в год. Именно такую мощность имеет магистральный газопровод JAGAL, продолжение "Ямал – Европы" на территории Польши, и именно это было одной из главных причин, по которой руководство Польши в начале 1990-х с такой симпатией относилось к проекту строительства новой газовой магистрали.

Впервые в своей истории Польша получила возможность закупать российский газ, поступающий на ее территорию по кратчайшему маршруту, – во времена СССР и СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) газ в Польскую Народную Республику приходил через Украинскую Советскую Социалистическую Республику, что, вне зависимости от общественного строя, повышало себестоимость этого энергетического ресурса.

Разница в мощности польского участка на входе и на выходе "Ямал – Европы" составляет девять миллиардов кубометров в год – этот объем Польша и получала из России для собственного потребления. (Договор о поставках от 25 сентября 1996 года предусматривает максимальный объем поставок в десять миллиардов кубометров газа в год, недостающий объем Польша всегда может получить транзитом через Украину.)

Мало того – Польша, не вложив ни одного злотого в строительство своего участка "Ямал – Европы", получила перспективу получать прибыль за счет транзита. Именно перспективу, а не прибыль с момента начала работы газопровода – участники договора пришли к согласию о том, что до момента возврата вложенных инвестиций "ЕвРоПолГаз" (а затем Gas-System S.A. как оператор) будет получать от "Газпрома" сумму из расчета затрат на эксплуатацию и минимальную прибыль, но не более 21 миллиона злотых (5,4 миллиона долларов США).

Еще одно следствие: если вы, уважаемые читатели, видите или слышите разглагольствования польских политиков о том, что их страна за время работы МГП "Ямал – Европа" "упустила огромную прибыль", то имейте в виду – вас вводят в заблуждение. Длительность договора о транзите газа в Европу и была рассчитана так, чтобы инвестиции "Газпрома" в строительство МГП "Ямал – Европа" к моменту окончания договора были полностью завершены. Именно это и произошло 18 мая 2020 года: "Газпром" полностью вернул вложенное, и только теперь Польша может зарабатывать на транзите российского газа в Европу – за вычетом 48 процентов прибыли, которая принадлежит "Газпрому" как совладельцу польского участка МГП "Ямал – Европа".

Еще один миф, который пытаются культивировать польские политики, – то, что такие условия (48 процентов акций) "Газпром" получил только в Польше, унизив тем самым потомков гордой шляхты. Это тоже откровенная дезинформация, за примером далеко ходить не надо. Владельцем и оператором МГП JAGAL (для тех, кому сложно запомнить эту непростую аббревиатуру, с удовольствием даю полное название – Jamal-Gas-Anbindungsleitung) является немецкая компания Wingas, компанией оператором – немецкая компания Gasсade. С 2015 года 100 процентов акций Wingas принадлежат "Газпрому", Gascade на все 100 процентов является собственностью Wingas.

Что занимательно – ни разу в Германии никто не возмутился тем, что многие магистральные газопроводы является собственностью "Газпрома" и им же управляются, пусть и через замысловатую систему дочерних компаний. Причина – в прагматичности немцев: газ поступает без задержек, в нужных количествах и по приемлемым ценам, а потому нет никаких причин для политических интриг. Германию интересует ее экономика, а вот что интересует польских политиков – как говорится, Дуда его знает.

"Ничего личного – только бизнес"

Польша – известный противник проекта "Северный поток – 2", причем до конца прошлого года в качестве обоснования своего негативного отношения польские политики предъявляли интересы Украины. Версия звучала как "Россия направит весь газ через "Северный поток – 2", Украина перестанет получать прибыль за транзитные услуги, в связи с чем немедленно разорится, а потом всему Евросоюзу с этой бедой придется мучиться". Однако, вопреки ожиданиям многих, Украина и Россия смогли найти взаимоприемлемый вариант нового пятилетнего транзитного договора, и это, по иронии судьбы, стало для Польши "бумерангом".

С этого момента мечты польских политиков о том, что Польша получит возможность многократно повысить свой тариф на транзит российского газа, разбились о тариф, предусмотренный российско-украинским договором. 6 мая 2020 года Gas-System S.A. завершила аукцион на бронирование мощностей польского участка "Ямал – Европа" на третий квартал этого года. Название победителя не названо – польская компания решила сохранить интригу, все теряются в догадках: будет ли поставлять российский газ "Газпром" или все-таки "Газпром-экспорт".

Все евросоюзные мантры о том, что один поставщик имеет право бронировать не более 50 процентов мощности любого магистрального газопровода, в очередной раз оказались сотрясением воздуха – кроме "Газпрома", подавать газ в польский участок "Ямал – Европы" некому. Впрочем, как видим, корректно называть участок "Ямал – Европы" на территории Польши не "польским", а "польско-российским", поскольку это намного ближе к действительности.

По результатам аукциона его неназванный победитель, то есть "Газпром", забронировал 80 процентов мощности, стоимость транзита составила 6,8 доллара за тысячу кубометров, из которых, с учетом коэффициента 0,52, Польша получит 3,54 доллара и, разумеется, налоги, предусмотренные ее действующим законодательством. Но третий квартал, как известно, начинается 1 июля, потому на оставшиеся дни Gas-System S.A. продолжает проводить аукционы – на 12 часов, на сутки, на месяц и на квартал.

"Газпром", в свою очередь, не только получил самую привлекательную опцию по транзитным тарифам, но теперь имеет полное право не участвовать в этих аукционах – если посчитает, что, к примеру, экономически выгоднее поставлять газ через Украину, через "Северный поток", через "Голубой поток" или через "Турецкий поток". Ну, а для всех деятелей, которым мерещится в российском газе политическая подоплека, есть и дополнительная опция, которую в замечательном фильме "Бриллиантовая рука" озвучила героиня Ноны Мордюковой: "А тому, кто будет возмущаться, отключим газ".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

5621
Теги:
газопровод, газ, Россия, Польша
Панорама Вильнюса, архивное фото

А где Литва? Вильнюс не могут найти на карте даже в ЕС

41
(обновлено 18:14 18.09.2020)
Кабинет министров одобрил стратегию презентации Литвы за границей на ближайшее десятилетие. В документе говорится, что после реализации стратегии в 2030 году Литва наконец станет узнаваемой в мире.

Узнаваемой, по мнению стратегов, в качестве "открытой и надежной страной с умной экономикой, где талант способствует решению глобальных проблем, а благоприятные условия в стране приглашают инвестировать, создавать и накапливать опыт в естественной среде".

По словам создателей стратегии, отныне литовским учреждениям больше не придется думать о том, как представить Литву миру. В стратегии также уточняются четыре ценности литовского общества: свобода творчества, совершенствование, настойчивость и связь с природой. Эти важные для литовского государства ценности и области объединены в общем позиционировании – "Открытость для совместного творчества".

Это не первая стратегия презентации Литвы за границей после восстановления независимости. Раньше были видения, миссии, слоганы и литовские "товарные знаки". Были созданы различные литовские имиджевые комиссии, стратегические советы и службы. В самом правительстве и при правительстве. Бесчисленные консультанты по имиджу из-за рубежа рассказывали, как Литве представить себя миру. Не за бесплатно, конечно же. За деньги литовских налогоплательщиков. И не маленькие.

При разработке этой имиджевой стратегии Литовский стратегический совет, членами которого являются представители бизнеса, коммуникационных ассоциаций, министерств и других учреждений, предоставил замечания рекомендательного характера.

Комиссия при правительстве Литовской Республики – Стратегический совет имиджа Литвы (далее – Стратегический совет) была учреждена постановлением правительства 9 января 2019 года. Персональный состав Стратегического совета утвержден самим премьер-министром. Стратегический совет может при необходимости привлекать независимых экспертов, представителей государственных и муниципальных учреждений и органов, а также других организаций.

И привлек. Традиционно.

На этот раз стратегия по заказу правительства была подготовлена ​​группой хозяйствующих субъектов UAB New Agency, UAB Synthesis Consulting Group, MB Blue Oceans PR и UAB SuperYou. По данным правительства, над стратегией работали один из самых известных составителей методологий бренда и рейтингов Саймон Анхольт и эстонский маркетолог Ева-Кристийна Пономарев.

По словам вице-канцлера правительства Лукаса Савицкаса, Литва ежегодно в имиджевых целях выделяет около 4,5 миллиона евро. По словам Савицкаса, эта стратегия не предусматривает дополнительных инвестиций, а сама подготовка стратегии стоила всего около 160 тысяч евро.

Осуществление стратегии будет координировать группа по имиджу Литвы при канцелярии правительства. Существует и такая. Кроме того, в ближайшее время планируется объявить конкурс визуальной идентичности. Таким образом, имидж Литвы станет дороже. На сколько? Никто не знает. Однако уже сейчас предлагается создать имидж литовского бренда и активно использовать его в презентациях, на бланках документов, стендах, брошюрах, буклетах, подарочных пакетах, плакатах, визитках и так далее.

Стратегия рекомендует обновить сайт lietuva.lt и превратить его в главный имиджевый канал, где систематически будет предоставляться самая важная информация о Литве.

Сайт lietuva.lt – наследие другой литовской имиджевой кампании под названием Lietuvos DNR.

Напомним, что координатор презентации страны за рубежом – отдел имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики – утвержден на заседании правительственной комиссии по портфелю стратегических проектов под председательством премьер-министра Саулюса Сквернялиса, которое прошло еще 25 июня 2018 года. Основная функция отдела – координация имиджа Литвы за рубежом. В то время в отделе работало четыре специалиста. Сегодня уже работает семь.

Тогда, два года назад, правительственная канцелярия у компании Videvita Vilnius за десять тысяч евро приобрела создание творческой идеи # LietuvosDNR, подготовку плана коммуникации и создание видео- и аудиоклипов.

Интернет или балет? А может, лазеры? Как мы представим Литву миру? Эти и другие вопросы кампании Lietuvos DNR пригласили обсудить общественность. Гражданам Литвы было предложено выражать свое мнение и предлагать идеи в социальных сетях, используя хештег #LietuvosDNR.

Но традиционно энтузиазм быстро угас.

Теперь, чтобы повысить осведомленность о стране, снова призывают как можно шире использовать социальные сети, готовить пресс-релизы для целевых СМИ, организовывать журналистские туры в Литву, приемы для них в посольствах и участвовать в международных мероприятиях. Ничего оригинального. Рутина.

Тем не менее стратегия также рекомендует рассмотреть возможность создания новой организации, своего рода кузницы идей, которая объединила бы внешних экспертов из имиджевого и экономического секторов, а также представителей учреждений. Она должна предлагать, рекомендовать и реализовывать символические акции и имиджевые программы. Но это пока что всего лишь слова в тексте стратегии.

Создатели стратегии признают, что осведомленность о Литве в мире в целом невысока.

Опрос относительно осведомленности и репутации показал, что 28 процентов иностранных граждан о Литве знают больше, чем просто название и географическое положение.

Качественное исследование показало, что в странах, экономически и геополитически важных для Литвы, осведомленность о ней ниже среднего: семь процентов респондентов во Франции знают о Литве, 20 процентов – в Великобритании и 25 процентов – в Германии. За пределами Европы осведомленность о Литве также низкая, лучший результат в Израиле – 26 процентов.

Кстати, на эти исследования правительство потратило более четверти миллиона евро. За 264,3 тысячи евро исследование провели институт KOG, компания Norstat LT и государственное учреждение Socialinių inovacijų institutas.

Низкая осведомленность о стране за рубежом, возникающие в результате этого стереотипы и негативные оценки мешают Литве выглядеть красивой и привлекательной. Таким образом, несмотря на различные органы власти, ответственные за имидж Литвы, Литву представляют кто только может, кто умеет – самостоятельно и по доброй воле. И это привлекает внимание и признание.

В прошлом году Вильнюс даже получил "Оскар" в области туризма за рекламную кампанию "Точка G Европы".

Вильнюсская туристическая маркетинговая кампания "Вильнюс – точка G Европы" была признана лучшей на престижной международной премии International Travel & Tourism Awards в Лондоне. Тогда в категории лучших городских маркетинговых кампаний Вильнюс обогнал Лас-Вегас, Ливерпуль и Даллас.

"Вильнюс – точка G Европы" привлекла внимание мировых СМИ к литовской столице и побудила их рассказать не только о самой рекламе, но и о Вильнюсе как туристическом направлении. Вильнюс появлялся на страницах самых солидных изданий Великобритании, Франции и других стран, даже в шоу американского комика Джона Оливера, у которого миллионы поклонников по всему миру.

Эту кампанию создали Юргис Раманаускас, Скайсте Кауринайте и Угнюс Микшта из Вильнюса, которые учились в школе рекламы Atomic Garden.

По словам Раманаускаса, никто не знает, где на самом деле находится Вильнюс, но как только узнают и приезжают, все остаются очень довольными и буквально влюбляются в город. Идея и возникла из разговоров с иностранцами. "Поэтому, когда мы поняли, что есть место, о котором никто не знает, но когда его находят, все остаются очень довольными, то аналогия с точкой G возникла как бы сама по себе", – сказал Раманаускас.

Хотя эта кампания вызвала много споров, налогоплательщикам она не стоила ни копейки. И была реализована без помощи отдела имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики, Стратегического совета имиджа Литвы и других учреждений, поддерживаемых налогоплательщиками.

Многие литовцы за рубежом сталкиваются с вопросом: "Что такое Литва?" Путешественник Йокубас Лаукайтис, побывавший в самых экзотических уголках мира, задумался, как быстро и эффективно ответить на этот вопрос – так, чтобы все не только знали, что такое Литва, но и хотели ее посетить.

Два года назад он это сделал: снял видео, в котором рассказывается вся правда о Литве. Фильм Йокубас Лаукайтис создал за собственные средства и тоже без государственной имиджевой стратегии. На сегодняшний день видео просмотрели 1 230 661 раз.

Сколько еще раз и на сколько денег налогоплательщиков будут разрабатываться стратегии презентации Литвы за границей, известно только самим распорядителям этих денег. Однако очевидно, что неправительственные инициативы пока несравнимо эффективнее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

41
Теги:
стратегия, реклама, положительный имидж, Правительство Литвы, Литва
По теме
Мэр Вильнюса назвал Карбаускиса "наследником колхоза" из-за спора о пляже
В Лондоне рекламу "Вильнюс – точка G Европы" признали лучшей в мире
Вид города Вильнюса

Цена приказа: чем рискует Литва в большой игре против России

424
(обновлено 11:55 18.09.2020)
Напряженность в отношениях Европы с Россией в последнее время нарастает. Последствия для Литвы могут быть печальными

Запад с большой тревогой ждал встречи президентов России и Белоруссии. Говорили, что Александр Лукашенко собирается отдать/продать свою страну Владимиру Путину и скоро произойдет аншлюс – все, что осталось, это отдать приказ российским "зеленым человечкам", которые уже были в Белоруссии.

Встреча прошла спокойно. О единой валюте, например, даже не было речи. Более того, Россия вывела резерв, который был готов помочь правоохранительным органам соседней страны. Однако истерия в Европе продолжается – Москву призывают не вмешиваться в дела Белоруссии, но при этом так называемый министр иностранных дел ЕС Жозеф Боррель заявляет, что Лукашенко – нелегитимный президент.

Другими словами, ЕС требует, чтобы Россия оставила Минск в покое, но в то же время сам поступает наоборот и делает это очень агрессивно. Еще больше "чудес" в истории с "отравлением" Алексея Навального.

Глава внешней разведки России Сергей Нарышкин (то есть не человек из ниоткуда) говорит, что до отъезда оппозиционера в Германию в его организме не было яда. Но против его слов – слово Ангелы Меркель. Решение простое: Запад должен предоставить четкие доказательства своей правоты, чтобы Москву можно было прижать к стенке.

Но никто их не предъявляет, и обычно сдержанный и корректный министр иностранных дел России Сергей Лавров все чаще делает крайне жесткие заявления о поведении европейских партнеров. Это означает, что отношения Европы с Россией внезапно перешли в стадию "игры без правил", и это плохой знак, потому что такая игра имеет негативные последствия для всех ее участников, и чем она жестче – тем они хуже.

В связи с этим возникает естественный вопрос: европейцы, в основном немцы, сошли с ума (потому что только сумасшедший может по собственной инициативе на основании очень спорных причин начать целенаправленно подрывать основы стратегического сотрудничества, в том числе в области энергетики, с одной из крупнейших мировых держав)?

Нет, они не сошли с ума. Только подумайте, что напоминает их поведение. Правильно – стиль американцев, которые в последнее время игнорируют любые правила и просто делают то, что хотят. Следовательно, можно предположить, что определенные силы в Вашингтоне (так называемые демократы-глобалисты-атлантисты) заварили кашу белорусской революции, "отравления" Навального, санкций против "Северного потока – 2" и так далее, что, по сути, является максимумом их возможностей (боевой пик), чтобы раз и навсегда настроить Европу, и в частности Германию, против России.

Только представьте, какие рычаги пришлось использовать, чтобы Меркель сделала заявление о "бесспорном отравлении Навального", которое поставило Берлин в очень неловкое положение, из которого будет сложно выбраться не только ему, но и Евросоюзу в целом.

Конечный результат этой "битвы за Европу", по мнению экспертов, пока не ясен – антироссийское давление уже огромно, но, например, Австрия заявила, что не стоит спешить в случае Навального и "Северного потока". Другими словами, в Старом Свете еще есть серьезные силы, готовые попытаться противостоять тем, кто хочет опустить железный занавес между ним и Россией. Кто выиграет – посмотрим.

Что в этом случае важно понять Литве? Она находится в авангарде критиков "белорусского режима" и "российского империализма". Иными словами, она активно способствует росту напряженности в отношениях Европы с Москвой. Однако не всегда учитываются возможные последствия такой политики.

Есть старая добрая поговорка: бояре дерутся – у холопов чубы трещат. Другими словами, если санкционная война между ЕС и Россией обострится, больше всего пострадают малые государства блока, которые в принципе менее устойчивы к убыткам. И надо понимать, что ответ Москвы странам Балтии может быть гораздо более болезненным, чем ответ Минска.

Дополнительным звоночком для Литвы является то, что конкретно ее негативный образ укоренился в российском политическом и информационном дискурсе. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя события в Белоруссии, заявил: "Мы не позволим вмешиваться никаким американцам, литовцам, полякам или немцам". То есть литовцы сразу после американцев.

А до этого министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил: "Наши литовские соседи перешли, по-моему, все грани приличия в требованиях, которые они выдвигают. У нас есть основания полагать, что они с госпожой Светланой Тихановской работают совсем не демократическими методами и методами, в которых не сильно проявляется уважение к суверенитету Республики Беларусь".

Иными словами, Литва в контексте противостояния ЕС с Россией может пострадать не только как небольшое государство, но и как один из главных инициаторов этого противостояния и его наиболее активных участников, в том числе на белорусском направлении. Но политическая элита страны, наверное, даже не задумывается об этом. Некогда волноваться о национальных интересах и оценивать риски для экономики страны, главное – выполнить указ "старшего брата".

Подводя итог, можно сказать, что определенные силы (вероятно, в Америке) бросили в битву за Европу практически все возможные политические, экономические и информационные резервы. В результате напряженность в отношениях последней с Россией приближается к опасному рубежу. После того как его переступят, "пленных никто брать не будет", и в этой игре без правил больше всего могут пострадать такие маленькие и слепо выполняющие чужие указы государства, как Литва.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

424
Теги:
Европа, Россия, Литва
По теме
Белоруссия усилит границы с Литвой, Польшей и Украиной
Бажан: на ситуацию с торгпредством России могло повлиять поведение Литвы
Линия электропередач

В Литве электроэнергия подешевела сильнее всего в Балтии

0
(обновлено 20:16 18.09.2020)
Колебанию цен на электричество способствовал рост производства на ветряках, а также снижение стоимости газа и углерода, заявили в компании Elektrum Lietuva

ВИЛЬНЮС, 18 сен – Sputnik. На прошлой неделе оптовая цена на электроэнергию в странах Балтии снизилась примерно на одну десятую часть. Об этом сообщил независимый поставщик энергии Elektrum Lietuva.

В Литве стоимость электричества снизилась на 12 процентов – до 38,17 евро за мегаватт-час. В Эстонии и Латвии цена электроэнергии упала на девять процентов – до 39,22 и 39,81 евро за мегаватт-час соответственно.

За неделю цена электричества на бирже NordPool упала с 22,70 до 16,94 евро за мегаватт-час.

"Наибольшее влияние на падение цен оказали возросшие на целых 79 процентов объемы производства на ветряных электростанциях – до 1537 гигаватт-часов. Падение цен на газ и углерод также способствовало изменению цен", – заявил руководитель отдела бизнес-клиентов электроснабжающей компании Elektrum Lietuva Артурас Затулинас.

В Прибалтике в период с 9 по 13 сентября потребление электроэнергии увеличилось на два процента – до 492 гигаватт-часов. По сравнению с предшествующей неделей в Эстонии электроэнергия подорожала на четыре процента – до 142 гигаватт-часов. В Литве цена электричества повысилась на два процента – до 222 гигаватт-часов. В Латвии этот показатель остался неизменным и составил 128 гигаватт-часов.

Производство энергии выросло на один процент – до 291 гигаватт-часа. В Латвии выработка электричества увеличилась на два процента – до 75 гигаватт-часов, а в Литве и Эстонии – на 16 процентов (до 125 и 91 гигаватт-часа соответственно).

За неделю все три балтийские республики вместе произвели 59 процентов необходимого им электричества.

0
Теги:
электроэнегия, Литва
По теме
В Сейме заявили, что позиция Латвии по БелАЭС ударит по интересам Литвы
На Игналинской АЭС установили первый контейнер с поврежденным топливом
Лукашенко назвал БелАЭС "частью независимости" Белоруссии