Президент Литовской Республики Гитанас Науседа участвует в четвертом онлайн-заседании Европейского совета

Подайте на пропаганду: глава Литвы готовит печенюшки для четвертой власти

833
(обновлено 15:21 11.06.2020)
Президент Гитанас Науседа просит правительство выделить шесть миллионов евро помощи СМИ, понесшим убытки от карантина. Обращаясь к народу, Науседа просит не рассматривать данную инициативу как попытку подкупить СМИ перед парламентскими выборами. А как тогда по-другому?

Президент Литвы в очередной раз сует нос не в свои дела – во внутреннюю политику государства, за которую по Конституции отвечает правящее большинство в Сейме и правительство. Президенту в Литве отведена роль "внешнего игрока". Он отвечает за представление Литвы на международной арене и отчасти за безопасность государства, возглавляя Госсовет обороны.

А вот заигрывать с "четвертой властью" – средствами массовой информации – это уже попахивает откровенным подкупом независимой прессы. Тем более если вспомнить, что страна находится в предвыборном периоде: в октябре выборы нового состава Сейма. И в этот момент почему-то президент озаботился финансовым положением СМИ.

"Часть доходов, которые независимые СМИ потеряли во время периода пандемии <...>, автоматически была бы компенсирована. <…> Вот это предложение было сгенерировано (в администрации президента. – Sputnik), мы его передали рабочей группе при правительстве <...> и надеемся, что это предложение получит надлежащую оценку. Его фискальное выражение, по нашим подсчетам, составляет около шести миллионов евро", – цитируют Науседу литовские СМИ.

Но тут же добавляют, что президент просит "правильно понять" его предложение и не думать, что это завуалированная попытка подкупа журналистов накануне парламентских выборов.

Браво, ваше превосходительство! Особенно умилило слово "независимые" по отношению к ведущим литовским СМИ, основная масса которых, и это ни для кого не секрет, находится под патронажем лишь одной политической силы республики.

Если рассуждать логично, то из-за карантина и пандемии сильнее всего пострадали печатные (бумажные) СМИ, которым пришлось резко сократить тиражи. Ведь две-три недели почти полного домашнего карантина в конце марта – начале апреля больно ударили именно по этому сегменту средств массовой информации. Киоски печати были закрыты, и не все жители Литвы могли добраться до крупных торговых центров, в которых тоже продаются газеты и журналы. А еще распространялись страшилки, что коронавирус может передаваться через бумагу. И это в тот момент, когда маски и дезинфекторы были в дефиците.  

Телевидение, радио и электронные СМИ в период строгого карантина работали с еще большей нагрузкой. Их рейтинги, а значит, и стоимость рекламы существенно выросли. Так что говорить о каких-то огромных убытках этого сегмента СМИ странно.

Да, существенные убытки во время пандемии и карантина понесли потенциальные рекламодатели – бизнес Литвы. Но им, как известно, правительство собирается компенсировать убытки по другим статьям расходов. В частности, снизить налоговые отчисления и выплатить дотации. К примеру, Министерство экономики уже предлагает поддержать туристический сектор, наиболее пострадавший от карантина, оплатой каждой третьей ночи проживания туриста в отеле или кемпинге.

А вот какие убытки, к примеру, понес флагман СМИ – Литовское радио и телевидение? Ведь доходы от рекламы там мизерные. Вся компания главных разоблачителей делишек правительства и правящей коалиции находится на полном государственном обеспечении. Получается, что это СМИ надо сразу вычеркивать из списка потенциальных получателей предлагаемой президентом компенсации. Логично же? И вообще интересно было бы услышать от президента или увидеть список этих самых "независимых" СМИ, которые пострадали из-за коронавируса. Кстати, стоит напомнить, что ведущие литовские издания получают и крупные гранты от Евросоюза и неправительственных международных фондов. К примеру, на борьбу с российской пропагандой.

А еще интересно, достанется ли от шестимиллионного пирога, рецепт которого разработали в президентской администрации, что-нибудь русскоязычным СМИ в Литве. Их не так уж много – три бумажных еженедельника – "Экспресс-неделя", "Обзор" и "Литовский курьер". Главный читатель этих газет – русскоязычные жители Литвы, пенсионеры и люди преклонного возраста, в силу жизненных обстоятельств так и не овладевшие сложным литовским языком. А еще из этих газет узнают литовские новости украинские гастарбайтеры, которых в Литве насчитывается уже десятки тысяч. Литовские же политиканы правого толка голословно называют эти издания "рупором Кремля". Видимо, поэтому рекламодатели обходят стороной их редакции, чтобы не дай бог патриоты Литвы не прислали им черную метку "русских агентов".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

833
Теги:
СМИ, Гитанас Науседа, Литва
Панорама Вильнюса, архивное фото

А где Литва? Вильнюс не могут найти на карте даже в ЕС

89
(обновлено 18:14 18.09.2020)
Кабинет министров одобрил стратегию презентации Литвы за границей на ближайшее десятилетие. В документе говорится, что после реализации стратегии в 2030 году Литва наконец станет узнаваемой в мире.

Узнаваемой, по мнению стратегов, в качестве "открытой и надежной страной с умной экономикой, где талант способствует решению глобальных проблем, а благоприятные условия в стране приглашают инвестировать, создавать и накапливать опыт в естественной среде".

По словам создателей стратегии, отныне литовским учреждениям больше не придется думать о том, как представить Литву миру. В стратегии также уточняются четыре ценности литовского общества: свобода творчества, совершенствование, настойчивость и связь с природой. Эти важные для литовского государства ценности и области объединены в общем позиционировании – "Открытость для совместного творчества".

Это не первая стратегия презентации Литвы за границей после восстановления независимости. Раньше были видения, миссии, слоганы и литовские "товарные знаки". Были созданы различные литовские имиджевые комиссии, стратегические советы и службы. В самом правительстве и при правительстве. Бесчисленные консультанты по имиджу из-за рубежа рассказывали, как Литве представить себя миру. Не за бесплатно, конечно же. За деньги литовских налогоплательщиков. И не маленькие.

При разработке этой имиджевой стратегии Литовский стратегический совет, членами которого являются представители бизнеса, коммуникационных ассоциаций, министерств и других учреждений, предоставил замечания рекомендательного характера.

Комиссия при правительстве Литовской Республики – Стратегический совет имиджа Литвы (далее – Стратегический совет) была учреждена постановлением правительства 9 января 2019 года. Персональный состав Стратегического совета утвержден самим премьер-министром. Стратегический совет может при необходимости привлекать независимых экспертов, представителей государственных и муниципальных учреждений и органов, а также других организаций.

И привлек. Традиционно.

На этот раз стратегия по заказу правительства была подготовлена ​​группой хозяйствующих субъектов UAB New Agency, UAB Synthesis Consulting Group, MB Blue Oceans PR и UAB SuperYou. По данным правительства, над стратегией работали один из самых известных составителей методологий бренда и рейтингов Саймон Анхольт и эстонский маркетолог Ева-Кристийна Пономарев.

По словам вице-канцлера правительства Лукаса Савицкаса, Литва ежегодно в имиджевых целях выделяет около 4,5 миллиона евро. По словам Савицкаса, эта стратегия не предусматривает дополнительных инвестиций, а сама подготовка стратегии стоила всего около 160 тысяч евро.

Осуществление стратегии будет координировать группа по имиджу Литвы при канцелярии правительства. Существует и такая. Кроме того, в ближайшее время планируется объявить конкурс визуальной идентичности. Таким образом, имидж Литвы станет дороже. На сколько? Никто не знает. Однако уже сейчас предлагается создать имидж литовского бренда и активно использовать его в презентациях, на бланках документов, стендах, брошюрах, буклетах, подарочных пакетах, плакатах, визитках и так далее.

Стратегия рекомендует обновить сайт lietuva.lt и превратить его в главный имиджевый канал, где систематически будет предоставляться самая важная информация о Литве.

Сайт lietuva.lt – наследие другой литовской имиджевой кампании под названием Lietuvos DNR.

Напомним, что координатор презентации страны за рубежом – отдел имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики – утвержден на заседании правительственной комиссии по портфелю стратегических проектов под председательством премьер-министра Саулюса Сквернялиса, которое прошло еще 25 июня 2018 года. Основная функция отдела – координация имиджа Литвы за рубежом. В то время в отделе работало четыре специалиста. Сегодня уже работает семь.

Тогда, два года назад, правительственная канцелярия у компании Videvita Vilnius за десять тысяч евро приобрела создание творческой идеи # LietuvosDNR, подготовку плана коммуникации и создание видео- и аудиоклипов.

Интернет или балет? А может, лазеры? Как мы представим Литву миру? Эти и другие вопросы кампании Lietuvos DNR пригласили обсудить общественность. Гражданам Литвы было предложено выражать свое мнение и предлагать идеи в социальных сетях, используя хештег #LietuvosDNR.

Но традиционно энтузиазм быстро угас.

Теперь, чтобы повысить осведомленность о стране, снова призывают как можно шире использовать социальные сети, готовить пресс-релизы для целевых СМИ, организовывать журналистские туры в Литву, приемы для них в посольствах и участвовать в международных мероприятиях. Ничего оригинального. Рутина.

Тем не менее стратегия также рекомендует рассмотреть возможность создания новой организации, своего рода кузницы идей, которая объединила бы внешних экспертов из имиджевого и экономического секторов, а также представителей учреждений. Она должна предлагать, рекомендовать и реализовывать символические акции и имиджевые программы. Но это пока что всего лишь слова в тексте стратегии.

Создатели стратегии признают, что осведомленность о Литве в мире в целом невысока.

Опрос относительно осведомленности и репутации показал, что 28 процентов иностранных граждан о Литве знают больше, чем просто название и географическое положение.

Качественное исследование показало, что в странах, экономически и геополитически важных для Литвы, осведомленность о ней ниже среднего: семь процентов респондентов во Франции знают о Литве, 20 процентов – в Великобритании и 25 процентов – в Германии. За пределами Европы осведомленность о Литве также низкая, лучший результат в Израиле – 26 процентов.

Кстати, на эти исследования правительство потратило более четверти миллиона евро. За 264,3 тысячи евро исследование провели институт KOG, компания Norstat LT и государственное учреждение Socialinių inovacijų institutas.

Низкая осведомленность о стране за рубежом, возникающие в результате этого стереотипы и негативные оценки мешают Литве выглядеть красивой и привлекательной. Таким образом, несмотря на различные органы власти, ответственные за имидж Литвы, Литву представляют кто только может, кто умеет – самостоятельно и по доброй воле. И это привлекает внимание и признание.

В прошлом году Вильнюс даже получил "Оскар" в области туризма за рекламную кампанию "Точка G Европы".

Вильнюсская туристическая маркетинговая кампания "Вильнюс – точка G Европы" была признана лучшей на престижной международной премии International Travel & Tourism Awards в Лондоне. Тогда в категории лучших городских маркетинговых кампаний Вильнюс обогнал Лас-Вегас, Ливерпуль и Даллас.

"Вильнюс – точка G Европы" привлекла внимание мировых СМИ к литовской столице и побудила их рассказать не только о самой рекламе, но и о Вильнюсе как туристическом направлении. Вильнюс появлялся на страницах самых солидных изданий Великобритании, Франции и других стран, даже в шоу американского комика Джона Оливера, у которого миллионы поклонников по всему миру.

Эту кампанию создали Юргис Раманаускас, Скайсте Кауринайте и Угнюс Микшта из Вильнюса, которые учились в школе рекламы Atomic Garden.

По словам Раманаускаса, никто не знает, где на самом деле находится Вильнюс, но как только узнают и приезжают, все остаются очень довольными и буквально влюбляются в город. Идея и возникла из разговоров с иностранцами. "Поэтому, когда мы поняли, что есть место, о котором никто не знает, но когда его находят, все остаются очень довольными, то аналогия с точкой G возникла как бы сама по себе", – сказал Раманаускас.

Хотя эта кампания вызвала много споров, налогоплательщикам она не стоила ни копейки. И была реализована без помощи отдела имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики, Стратегического совета имиджа Литвы и других учреждений, поддерживаемых налогоплательщиками.

Многие литовцы за рубежом сталкиваются с вопросом: "Что такое Литва?" Путешественник Йокубас Лаукайтис, побывавший в самых экзотических уголках мира, задумался, как быстро и эффективно ответить на этот вопрос – так, чтобы все не только знали, что такое Литва, но и хотели ее посетить.

Два года назад он это сделал: снял видео, в котором рассказывается вся правда о Литве. Фильм Йокубас Лаукайтис создал за собственные средства и тоже без государственной имиджевой стратегии. На сегодняшний день видео просмотрели 1 230 661 раз.

Сколько еще раз и на сколько денег налогоплательщиков будут разрабатываться стратегии презентации Литвы за границей, известно только самим распорядителям этих денег. Однако очевидно, что неправительственные инициативы пока несравнимо эффективнее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

89
Теги:
стратегия, реклама, положительный имидж, Правительство Литвы, Литва
По теме
Мэр Вильнюса назвал Карбаускиса "наследником колхоза" из-за спора о пляже
В Лондоне рекламу "Вильнюс – точка G Европы" признали лучшей в мире
Вид города Вильнюса

Цена приказа: чем рискует Литва в большой игре против России

783
(обновлено 11:55 18.09.2020)
Напряженность в отношениях Европы с Россией в последнее время нарастает. Последствия для Литвы могут быть печальными

Запад с большой тревогой ждал встречи президентов России и Белоруссии. Говорили, что Александр Лукашенко собирается отдать/продать свою страну Владимиру Путину и скоро произойдет аншлюс – все, что осталось, это отдать приказ российским "зеленым человечкам", которые уже были в Белоруссии.

Встреча прошла спокойно. О единой валюте, например, даже не было речи. Более того, Россия вывела резерв, который был готов помочь правоохранительным органам соседней страны. Однако истерия в Европе продолжается – Москву призывают не вмешиваться в дела Белоруссии, но при этом так называемый министр иностранных дел ЕС Жозеф Боррель заявляет, что Лукашенко – нелегитимный президент.

Другими словами, ЕС требует, чтобы Россия оставила Минск в покое, но в то же время сам поступает наоборот и делает это очень агрессивно. Еще больше "чудес" в истории с "отравлением" Алексея Навального.

Глава внешней разведки России Сергей Нарышкин (то есть не человек из ниоткуда) говорит, что до отъезда оппозиционера в Германию в его организме не было яда. Но против его слов – слово Ангелы Меркель. Решение простое: Запад должен предоставить четкие доказательства своей правоты, чтобы Москву можно было прижать к стенке.

Но никто их не предъявляет, и обычно сдержанный и корректный министр иностранных дел России Сергей Лавров все чаще делает крайне жесткие заявления о поведении европейских партнеров. Это означает, что отношения Европы с Россией внезапно перешли в стадию "игры без правил", и это плохой знак, потому что такая игра имеет негативные последствия для всех ее участников, и чем она жестче – тем они хуже.

В связи с этим возникает естественный вопрос: европейцы, в основном немцы, сошли с ума (потому что только сумасшедший может по собственной инициативе на основании очень спорных причин начать целенаправленно подрывать основы стратегического сотрудничества, в том числе в области энергетики, с одной из крупнейших мировых держав)?

Нет, они не сошли с ума. Только подумайте, что напоминает их поведение. Правильно – стиль американцев, которые в последнее время игнорируют любые правила и просто делают то, что хотят. Следовательно, можно предположить, что определенные силы в Вашингтоне (так называемые демократы-глобалисты-атлантисты) заварили кашу белорусской революции, "отравления" Навального, санкций против "Северного потока – 2" и так далее, что, по сути, является максимумом их возможностей (боевой пик), чтобы раз и навсегда настроить Европу, и в частности Германию, против России.

Только представьте, какие рычаги пришлось использовать, чтобы Меркель сделала заявление о "бесспорном отравлении Навального", которое поставило Берлин в очень неловкое положение, из которого будет сложно выбраться не только ему, но и Евросоюзу в целом.

Конечный результат этой "битвы за Европу", по мнению экспертов, пока не ясен – антироссийское давление уже огромно, но, например, Австрия заявила, что не стоит спешить в случае Навального и "Северного потока". Другими словами, в Старом Свете еще есть серьезные силы, готовые попытаться противостоять тем, кто хочет опустить железный занавес между ним и Россией. Кто выиграет – посмотрим.

Что в этом случае важно понять Литве? Она находится в авангарде критиков "белорусского режима" и "российского империализма". Иными словами, она активно способствует росту напряженности в отношениях Европы с Москвой. Однако не всегда учитываются возможные последствия такой политики.

Есть старая добрая поговорка: бояре дерутся – у холопов чубы трещат. Другими словами, если санкционная война между ЕС и Россией обострится, больше всего пострадают малые государства блока, которые в принципе менее устойчивы к убыткам. И надо понимать, что ответ Москвы странам Балтии может быть гораздо более болезненным, чем ответ Минска.

Дополнительным звоночком для Литвы является то, что конкретно ее негативный образ укоренился в российском политическом и информационном дискурсе. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя события в Белоруссии, заявил: "Мы не позволим вмешиваться никаким американцам, литовцам, полякам или немцам". То есть литовцы сразу после американцев.

А до этого министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил: "Наши литовские соседи перешли, по-моему, все грани приличия в требованиях, которые они выдвигают. У нас есть основания полагать, что они с госпожой Светланой Тихановской работают совсем не демократическими методами и методами, в которых не сильно проявляется уважение к суверенитету Республики Беларусь".

Иными словами, Литва в контексте противостояния ЕС с Россией может пострадать не только как небольшое государство, но и как один из главных инициаторов этого противостояния и его наиболее активных участников, в том числе на белорусском направлении. Но политическая элита страны, наверное, даже не задумывается об этом. Некогда волноваться о национальных интересах и оценивать риски для экономики страны, главное – выполнить указ "старшего брата".

Подводя итог, можно сказать, что определенные силы (вероятно, в Америке) бросили в битву за Европу практически все возможные политические, экономические и информационные резервы. В результате напряженность в отношениях последней с Россией приближается к опасному рубежу. После того как его переступят, "пленных никто брать не будет", и в этой игре без правил больше всего могут пострадать такие маленькие и слепо выполняющие чужие указы государства, как Литва.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

783
Теги:
Европа, Россия, Литва
По теме
Белоруссия усилит границы с Литвой, Польшей и Украиной
Бажан: на ситуацию с торгпредством России могло повлиять поведение Литвы
Преподобный Лука Глубокореченский

Луков день: что можно и что нельзя делать 20 сентября

0
(обновлено 18:05 18.09.2020)
Этот день считался грустным праздником, так как заканчивалось бабье лето. Сам лук ассоциировался со слезами

20 сентября (7 сентября по старому стилю) православные христиане почитают память святого Луки Каппадокийского, игумена Глубокореченского.

Святой Лука Глубокореченский происходил из Ликаонии. Он был монахом, а позднее игуменом Спасовой обители, которая получила название "Глубокие реки". Этот монастырь был известен строгой подвижнической жизнью ее насельников.

Лука всю жизнь прожил при монастыре. Скончался преподобный в конце Х века, в возрасте чуть более 90 лет.

На Руси со дня святого Луки повсеместно начиналась уборка лука. Сбор лукового урожая продолжался в течение недели и сопровождался различными ритуалами.

Например, употребление в пищу лука из нового урожая было запрещено до дня, пока последняя луковица не будет собрана. В противном случае считалось, что весь собранный урожай овоща будет испорчен. Хозяйки тщательно оберегали луковые грядки от воров и недоброжелателей. В некоторых краях на луковой неделе запрещалось жечь луковую шелуху. В народе верили, что это приведет к порче луковиц.

Луков день считался грустным праздником, так как заканчивалось бабье лето. Сам лук ассоциировался со слезами, потому что при его резке часто плакали. Считалось, что преподобный Лука специально насылал горький плач, чтобы девушки могли проплакаться над луком перед вступлением во взрослую жизнь.

Лук славился своими полезными свойствами, и на Луков день хозяйки обязательно готовили блюда на основе этого овоща. Особым деликатесом считались фаршированные мясом луковицы, также на праздничных столах красовались луковые супы, выпечка, оладьи, блинчики.

Крестьяне по виду и качеству луковиц определяли, какой будет зима: "Если шелухи на луковицах много, то зима будет холодной".

0
Теги:
Религиозные праздники, религия, народные традиции, традиция, церковь, православные, православие