СПГ-танкер ледового класса Arc7 Владимир Русанов с продукцией завода Ямал СПГ

Приручение Севморпути: что делает Россия для выхода на рынок СПГ

768
(обновлено 13:36 15.07.2020)
Первый СПГ-проект в РФ был реализован только в 2009-м году – им стал "Сахалин-2", но уже вскоре за ним появился и второй – самый северный на планете – "Ямал СПГ"

С момента начала нефтяного кризиса, разразившегося в апреле 2020 года, едва ли не 90 процентов новостей, касающихся энергетики, посвящены тому, что происходит на мировых сырьевых рынках.

Событий действительно много: тут и внезапные отрицательные цены на нефтяные фьючерсы, и заседания стран, участвующих в соглашении ОПЕК+, и стремительное снижение цен на природный газ и уголь, снижение объемов добычи, резкое сокращение инвестиций в углеводородный сектор, растущие убытки сотен компаний по всему миру. За всем этим немного в тень ушло все то, что происходит в других секторах энергетики и в связанных с ними отраслях экономики. Но жизнь в них и не думала останавливаться, просто новости о них идут, что называется, второй строкой.

СПГ-индустрия в России – первые шаги

Россия, с нашими запасами и ресурсами энергетических ресурсов, на мировом энергетическом рынке присутствует давно: нефть поставляла на внешние рынки Российская империя, с 1960-х годов в эту отрасль активно вошел Советский Союз, современная Россия играет на мировом рынке нефти далеко не последнюю роль. То же можно сказать и об угле, а вот с природным газом все события стали разворачиваться по историческим меркам совсем недавно.

Начав с небольших по объемам поставок газа Италии, СССР, а теперь и Россия, выстраивали взаимовыгодное сотрудничество с компаниями из всех новых европейских стран, строя все новые и новые тысячекилометровые магистральные газопроводы. Но далеко не все страны, в которых имеется спрос на природный газ как на энергетический ресурс и как на сырье для химической продукции, имеют такую роскошь – проложить к своим хранилищам трубопровод от месторождений.

С начала 1970-х годов стало расти и крепнуть новое направление в газовом бизнесе – производство и морская транспортировка СПГ (сжиженного природного газа). Во времена СССР это направление развития в нашей стране не получило, причем по очень простой причине – нам этого не требовалось. Год за годом расширялась ЕСГ (Единая система газоснабжения) – от новых и новых месторождений к потребителям во всех союзных республиках, а вот доставлять газ танкерами-газовозами нам было просто некуда. Экспортных объемов газа, уходивших в Европу, было вполне достаточно для того, чтобы закрывать имевшиеся у государства потребности в свободно конвертируемой валюте.

Необходимости в освоении новых технологий и новых региональных газовых рынков не было еще и потому, что самым быстро растущим в экономическом плане регионом была Западная Европа, а здесь все проблемы с поставками уверенно снимались за счет магистральных газопроводов. Так что нет ничего удивительного в том, что первый СПГ-проект в России был реализован только в 2009-м году – им стал "Сахалин-2". Состоялся он при серьезном финансовом и технологическом участии зарубежных акционеров, англо-голландской компании Royal Dutch Shell и японских компаний Mitsubishi и Mitsui.

Лицензированные технологические линии от Shell, участие опытных японских бизнесменов во всем, что связано с фрахтом танкеров-газовозов, близость рынка Юго-Восточной Азии – региона, который по темпу своего экономического развития является самым быстро растущим, уверенно обогнав по этому показателю Европу.

"Ямал СПГ" и локализация производства криогенного оборудования

После начала работы "Сахалина-2" к новому для России сектору экономики внимательно присматривались не только наши газовые компании, но и производственники из сектора энергетического машиностроения. Процесс этот не афишировался, работа шла тихо, но результат мы увидели после того, как было принято окончательное инвестиционное решение по самому северному на планете проекту – "Ямал СПГ". Организационно он не сильно отличается от "Сахалина-2": контрольный пакет у российской компании (только в данном случае это не контролируемый государством "Газпром", а частная НОВАТЭК), "финансовое плечо" от CNPC (China National Petroleum Corporation) китайского Фонда Шелкового пути, технологическая поддержка – от французской Total.

В 2018 году "Ямал СПГ" вышел на полную проектную мощность в 16,5 миллиона тонн готовой продукции в год, а НОВАТЭК подвел итоги – локализация производства оборудования для нового гиганта новой промышленности составила внезапные 50 с лишним процентов. В ближайшее время НОВАТЭК намерен приступить к реализации своего второго крупнотоннажного производства СПГ – проект "Арктик СПГ-2", и специалисты по проведению тендеров рассчитывают, что в этот раз уровень локализации вырастет уже до 70 процентов.

Эти цифры вполне убедительно доказывают, что все слухи и сплетни о "смерти машиностроения в России" очень сильно преувеличены – энергетическое машиностроение уверенно развивается, осваивая совершенно новые направления. Достаточно упомянуть, что входящий в состав "Росатома" "Атомэнергомаш" стал третьим в мире предприятием, освоившим производство витых теплообменников для крупнотоннажного сжижения природного газа, а в начале июня 2020 года ОКБМ (Опытно-конструкторское машиностроительное бюро) имени Африкантова отгрузило в адрес НОВАТЭКа первый отечественный криогенный насос.

Звучит обыденно, но попробуйте представить уровень требований к насосу, который предназначен для перекачки СПГ из наземных емкостей в емкости танкеров-газовозов: работать он будет, будучи полностью погружен в сжиженный газ, имеющий температуру минус 162 градуса, перекачивать он будет 1750 кубометров СПГ в час. То, что продукция ОКБМ справится с таким режимом, сомнений не вызывает, поскольку все необходимые испытания были проведены на российском криогенном стенде, который создан в Санкт-Петербурге на еще одном предприятии "Росатома" – НИИЭФА (НИИ электрофизической аппаратуры) специально для того, чтобы все отечественное оборудование для СПГ-заводов можно было проверить во всех необходимых режимах в среде жидкого азота, температура которого составляет минус 196 градусов.

Дальневосточная "Звезда"

Однако сам завод, на котором осуществляется сжижение природного газа хоть и главная составная часть СПГ-проекта, но не единственная, не менее важно уметь решать вопросы транспортировки СПГ от завода до потребителей. Звучит несколько неожиданно, но судостроение является смежной отраслью для производства СПГ, этой отрасли в советские времена у нас тоже не было, она тоже создается у нас на глазах в режиме онлайн.

"Рабочая лошадка" СПГ-индустрии – танкеры, резервуары которых имеют объем 170-175 тысяч кубометров, в пересчете на тонны перевозимого ими СПГ это около 100 тысяч тонн. По инициативе президента РФ Владимира Путина, объявившего, что развитие Дальнего Востока является национальным проектом России XXI века, местом для строительства нового судостроительного комплекса был выбран город Большой Камень, который расположен в 30 километрах от Владивостока на противоположном берегу Уссурийского залива Японского моря. Одноименный военный завод, на котором ремонтировали дизельные и атомные подводные лодки, как и сам город Большой Камень, получают свое второе рождение: строятся новые производственные корпуса, в этом году начнется строительство крупнейшего в России сухого дока – 485 на 114 метров и глубина 14 метров, одновременно строятся новые жилые дома и кварталы для персонала, всего их будет 5789, население города Большой Камень увеличится на треть.

Строительство новых производственных корпусов продолжается, по плану полностью ССК "Звезда" выйдет на полную производственную мощность в 2024 году, но кораблестроители не сидят без дела. Идет строительство судов по первым контрактам – "якорным" заказчиком выступает "Роснефть", подписавшая с верфью договоры на 28 судов, в том числе и на суда типа "Афрамакс" (Aframax), которые тоже будут производиться впервые в истории российского судостроения. Первый "Афрамакс", получивший имя "Владимир Мономах", спущен на воду в мае этого года, вскоре начнутся его ходовые испытания. Длина судна – 250 метров, ширина 44 метра, дедвейт 114 тысяч тонн, скорость по чистой воде 14,6 узлов, ледовый класс ICE-1A. "Владимир Мономах", помимо всех прочих его достоинств, относится к "зеленому классу", поскольку в качестве топлива способен использовать не только дизель, но и СПГ. На этом предлагаю остановиться подробнее.

Довезти СПГ до места и не растерять по дороге

Давайте задумаемся: каким образом на танкере "Афрамакс" обеспечивается хранение топлива, имеющего температуру в минус 162 градуса? Как обеспечивается техника безопасности – СПГ не только не должен испаряться во время рейса, который может проходить где-нибудь в тропической зоне. Емкость с СПГ должна уверенно переносить все, что происходит с кораблем во время плавания: резкий крен, смена скорости хода, удары волн о борт. "Владимир Мономах" имеет ледовый класс – значит, нельзя исключать и того, что в борт к нему могут "постучаться" еще и льдины. Точно такой же набор вопросов придется задавать и для танкеров-газовозов ледового класса – несмотря на то, что объемы резервуаров для перевозки СПГ в десятки раз больше, чем для использования СПГ в качестве моторного топлива.

В апреле 2019 года НОВАТЭК разместил на ССК "Звезда" заказ на строительство головного танкера-газовоза класса "Ямалмакс" (Yamalmax) – судов, которые способны самостоятельно преодолевать ледовые поля толщиной до двух метров. В начале 2020 года стороны подписали контракт еще на три таких танкера. Класс "Ямалмакс" - совершенно новый тип газовозов, в мировом судостроении до начала реализации проекта "Ямал-СПГ" ничего подобного не было. "Ямалмакс" – это не только повышенные требования к корпусу судна, но и к танкам для хранения СПГ. В условиях похода по Северного морского пути (СМП) встречи с ледовыми полями и торосами гарантированы изначально, и это новые требования: сохранить температуру, не допустить испарения груза, обеспечить защиту от ударов льда о корпус судна. 

Еще одна "пачка" вопросов – о том, где и как будет храниться СПГ для осуществления бункеровки судов, каким образом будет обеспечена сама бункеровка. Бункеровка топлива, имеющего температуру минус 162 градуса, принципиально отличается от бункеровки традиционными видами топлива, кратно увеличиваются риски технических неполадок, пожароопасность, необходимо бороться с возможным испарением СПГ еще и по экономическим причинам.

Системы хранения СПГ на судах, использующих его в качестве моторного топлива, технология хранения СПГ для бункеровки судов, на берегу, технология бункеровки – это еще и то, что выходит далеко за рамки российских проектов заводов по сжижению газа и ССК "Звезда". Строительство судов, двигатели которых способны работать на таком экологичном виде топлива, каким является СПГ – новый, чрезвычайно активно развивающийся тренд в мировом кораблестроении. Чем больше будет таких морских судов, тем выше будет спрос на соответствующее оборудование морских портов по всему миру, а в последнее время стали появляться проекты кораблей на СПГ и для речного флота.

Есть ли у России шансы оказаться в нужное время в нужном месте, то есть освоить все эти новые технологии, и по каким причинам на дальневосточном ССК "Звезда" появился запрос на сотрудников со знанием французского языка – в продолжении темы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

768
Теги:
Северный морской путь, поставки СПГ, "Ямал СПГ", СПГ, Россия
По теме
Жизнеспособность снижена: стало известно о провале СПГ из США на рынке
Оператор СПГ-терминала в Литве найдет экспертов для покупки "Независимости"
"Газпром" назвал неоспоримое преимущество российского газа перед СПГ из США
Панорама Вильнюса, архивное фото

А где Литва? Вильнюс не могут найти на карте даже в ЕС

42
(обновлено 18:14 18.09.2020)
Кабинет министров одобрил стратегию презентации Литвы за границей на ближайшее десятилетие. В документе говорится, что после реализации стратегии в 2030 году Литва наконец станет узнаваемой в мире.

Узнаваемой, по мнению стратегов, в качестве "открытой и надежной страной с умной экономикой, где талант способствует решению глобальных проблем, а благоприятные условия в стране приглашают инвестировать, создавать и накапливать опыт в естественной среде".

По словам создателей стратегии, отныне литовским учреждениям больше не придется думать о том, как представить Литву миру. В стратегии также уточняются четыре ценности литовского общества: свобода творчества, совершенствование, настойчивость и связь с природой. Эти важные для литовского государства ценности и области объединены в общем позиционировании – "Открытость для совместного творчества".

Это не первая стратегия презентации Литвы за границей после восстановления независимости. Раньше были видения, миссии, слоганы и литовские "товарные знаки". Были созданы различные литовские имиджевые комиссии, стратегические советы и службы. В самом правительстве и при правительстве. Бесчисленные консультанты по имиджу из-за рубежа рассказывали, как Литве представить себя миру. Не за бесплатно, конечно же. За деньги литовских налогоплательщиков. И не маленькие.

При разработке этой имиджевой стратегии Литовский стратегический совет, членами которого являются представители бизнеса, коммуникационных ассоциаций, министерств и других учреждений, предоставил замечания рекомендательного характера.

Комиссия при правительстве Литовской Республики – Стратегический совет имиджа Литвы (далее – Стратегический совет) была учреждена постановлением правительства 9 января 2019 года. Персональный состав Стратегического совета утвержден самим премьер-министром. Стратегический совет может при необходимости привлекать независимых экспертов, представителей государственных и муниципальных учреждений и органов, а также других организаций.

И привлек. Традиционно.

На этот раз стратегия по заказу правительства была подготовлена ​​группой хозяйствующих субъектов UAB New Agency, UAB Synthesis Consulting Group, MB Blue Oceans PR и UAB SuperYou. По данным правительства, над стратегией работали один из самых известных составителей методологий бренда и рейтингов Саймон Анхольт и эстонский маркетолог Ева-Кристийна Пономарев.

По словам вице-канцлера правительства Лукаса Савицкаса, Литва ежегодно в имиджевых целях выделяет около 4,5 миллиона евро. По словам Савицкаса, эта стратегия не предусматривает дополнительных инвестиций, а сама подготовка стратегии стоила всего около 160 тысяч евро.

Осуществление стратегии будет координировать группа по имиджу Литвы при канцелярии правительства. Существует и такая. Кроме того, в ближайшее время планируется объявить конкурс визуальной идентичности. Таким образом, имидж Литвы станет дороже. На сколько? Никто не знает. Однако уже сейчас предлагается создать имидж литовского бренда и активно использовать его в презентациях, на бланках документов, стендах, брошюрах, буклетах, подарочных пакетах, плакатах, визитках и так далее.

Стратегия рекомендует обновить сайт lietuva.lt и превратить его в главный имиджевый канал, где систематически будет предоставляться самая важная информация о Литве.

Сайт lietuva.lt – наследие другой литовской имиджевой кампании под названием Lietuvos DNR.

Напомним, что координатор презентации страны за рубежом – отдел имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики – утвержден на заседании правительственной комиссии по портфелю стратегических проектов под председательством премьер-министра Саулюса Сквернялиса, которое прошло еще 25 июня 2018 года. Основная функция отдела – координация имиджа Литвы за рубежом. В то время в отделе работало четыре специалиста. Сегодня уже работает семь.

Тогда, два года назад, правительственная канцелярия у компании Videvita Vilnius за десять тысяч евро приобрела создание творческой идеи # LietuvosDNR, подготовку плана коммуникации и создание видео- и аудиоклипов.

Интернет или балет? А может, лазеры? Как мы представим Литву миру? Эти и другие вопросы кампании Lietuvos DNR пригласили обсудить общественность. Гражданам Литвы было предложено выражать свое мнение и предлагать идеи в социальных сетях, используя хештег #LietuvosDNR.

Но традиционно энтузиазм быстро угас.

Теперь, чтобы повысить осведомленность о стране, снова призывают как можно шире использовать социальные сети, готовить пресс-релизы для целевых СМИ, организовывать журналистские туры в Литву, приемы для них в посольствах и участвовать в международных мероприятиях. Ничего оригинального. Рутина.

Тем не менее стратегия также рекомендует рассмотреть возможность создания новой организации, своего рода кузницы идей, которая объединила бы внешних экспертов из имиджевого и экономического секторов, а также представителей учреждений. Она должна предлагать, рекомендовать и реализовывать символические акции и имиджевые программы. Но это пока что всего лишь слова в тексте стратегии.

Создатели стратегии признают, что осведомленность о Литве в мире в целом невысока.

Опрос относительно осведомленности и репутации показал, что 28 процентов иностранных граждан о Литве знают больше, чем просто название и географическое положение.

Качественное исследование показало, что в странах, экономически и геополитически важных для Литвы, осведомленность о ней ниже среднего: семь процентов респондентов во Франции знают о Литве, 20 процентов – в Великобритании и 25 процентов – в Германии. За пределами Европы осведомленность о Литве также низкая, лучший результат в Израиле – 26 процентов.

Кстати, на эти исследования правительство потратило более четверти миллиона евро. За 264,3 тысячи евро исследование провели институт KOG, компания Norstat LT и государственное учреждение Socialinių inovacijų institutas.

Низкая осведомленность о стране за рубежом, возникающие в результате этого стереотипы и негативные оценки мешают Литве выглядеть красивой и привлекательной. Таким образом, несмотря на различные органы власти, ответственные за имидж Литвы, Литву представляют кто только может, кто умеет – самостоятельно и по доброй воле. И это привлекает внимание и признание.

В прошлом году Вильнюс даже получил "Оскар" в области туризма за рекламную кампанию "Точка G Европы".

Вильнюсская туристическая маркетинговая кампания "Вильнюс – точка G Европы" была признана лучшей на престижной международной премии International Travel & Tourism Awards в Лондоне. Тогда в категории лучших городских маркетинговых кампаний Вильнюс обогнал Лас-Вегас, Ливерпуль и Даллас.

"Вильнюс – точка G Европы" привлекла внимание мировых СМИ к литовской столице и побудила их рассказать не только о самой рекламе, но и о Вильнюсе как туристическом направлении. Вильнюс появлялся на страницах самых солидных изданий Великобритании, Франции и других стран, даже в шоу американского комика Джона Оливера, у которого миллионы поклонников по всему миру.

Эту кампанию создали Юргис Раманаускас, Скайсте Кауринайте и Угнюс Микшта из Вильнюса, которые учились в школе рекламы Atomic Garden.

По словам Раманаускаса, никто не знает, где на самом деле находится Вильнюс, но как только узнают и приезжают, все остаются очень довольными и буквально влюбляются в город. Идея и возникла из разговоров с иностранцами. "Поэтому, когда мы поняли, что есть место, о котором никто не знает, но когда его находят, все остаются очень довольными, то аналогия с точкой G возникла как бы сама по себе", – сказал Раманаускас.

Хотя эта кампания вызвала много споров, налогоплательщикам она не стоила ни копейки. И была реализована без помощи отдела имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики, Стратегического совета имиджа Литвы и других учреждений, поддерживаемых налогоплательщиками.

Многие литовцы за рубежом сталкиваются с вопросом: "Что такое Литва?" Путешественник Йокубас Лаукайтис, побывавший в самых экзотических уголках мира, задумался, как быстро и эффективно ответить на этот вопрос – так, чтобы все не только знали, что такое Литва, но и хотели ее посетить.

Два года назад он это сделал: снял видео, в котором рассказывается вся правда о Литве. Фильм Йокубас Лаукайтис создал за собственные средства и тоже без государственной имиджевой стратегии. На сегодняшний день видео просмотрели 1 230 661 раз.

Сколько еще раз и на сколько денег налогоплательщиков будут разрабатываться стратегии презентации Литвы за границей, известно только самим распорядителям этих денег. Однако очевидно, что неправительственные инициативы пока несравнимо эффективнее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

42
Теги:
стратегия, реклама, положительный имидж, Правительство Литвы, Литва
По теме
Мэр Вильнюса назвал Карбаускиса "наследником колхоза" из-за спора о пляже
В Лондоне рекламу "Вильнюс – точка G Европы" признали лучшей в мире
Вид города Вильнюса

Цена приказа: чем рискует Литва в большой игре против России

432
(обновлено 11:55 18.09.2020)
Напряженность в отношениях Европы с Россией в последнее время нарастает. Последствия для Литвы могут быть печальными

Запад с большой тревогой ждал встречи президентов России и Белоруссии. Говорили, что Александр Лукашенко собирается отдать/продать свою страну Владимиру Путину и скоро произойдет аншлюс – все, что осталось, это отдать приказ российским "зеленым человечкам", которые уже были в Белоруссии.

Встреча прошла спокойно. О единой валюте, например, даже не было речи. Более того, Россия вывела резерв, который был готов помочь правоохранительным органам соседней страны. Однако истерия в Европе продолжается – Москву призывают не вмешиваться в дела Белоруссии, но при этом так называемый министр иностранных дел ЕС Жозеф Боррель заявляет, что Лукашенко – нелегитимный президент.

Другими словами, ЕС требует, чтобы Россия оставила Минск в покое, но в то же время сам поступает наоборот и делает это очень агрессивно. Еще больше "чудес" в истории с "отравлением" Алексея Навального.

Глава внешней разведки России Сергей Нарышкин (то есть не человек из ниоткуда) говорит, что до отъезда оппозиционера в Германию в его организме не было яда. Но против его слов – слово Ангелы Меркель. Решение простое: Запад должен предоставить четкие доказательства своей правоты, чтобы Москву можно было прижать к стенке.

Но никто их не предъявляет, и обычно сдержанный и корректный министр иностранных дел России Сергей Лавров все чаще делает крайне жесткие заявления о поведении европейских партнеров. Это означает, что отношения Европы с Россией внезапно перешли в стадию "игры без правил", и это плохой знак, потому что такая игра имеет негативные последствия для всех ее участников, и чем она жестче – тем они хуже.

В связи с этим возникает естественный вопрос: европейцы, в основном немцы, сошли с ума (потому что только сумасшедший может по собственной инициативе на основании очень спорных причин начать целенаправленно подрывать основы стратегического сотрудничества, в том числе в области энергетики, с одной из крупнейших мировых держав)?

Нет, они не сошли с ума. Только подумайте, что напоминает их поведение. Правильно – стиль американцев, которые в последнее время игнорируют любые правила и просто делают то, что хотят. Следовательно, можно предположить, что определенные силы в Вашингтоне (так называемые демократы-глобалисты-атлантисты) заварили кашу белорусской революции, "отравления" Навального, санкций против "Северного потока – 2" и так далее, что, по сути, является максимумом их возможностей (боевой пик), чтобы раз и навсегда настроить Европу, и в частности Германию, против России.

Только представьте, какие рычаги пришлось использовать, чтобы Меркель сделала заявление о "бесспорном отравлении Навального", которое поставило Берлин в очень неловкое положение, из которого будет сложно выбраться не только ему, но и Евросоюзу в целом.

Конечный результат этой "битвы за Европу", по мнению экспертов, пока не ясен – антироссийское давление уже огромно, но, например, Австрия заявила, что не стоит спешить в случае Навального и "Северного потока". Другими словами, в Старом Свете еще есть серьезные силы, готовые попытаться противостоять тем, кто хочет опустить железный занавес между ним и Россией. Кто выиграет – посмотрим.

Что в этом случае важно понять Литве? Она находится в авангарде критиков "белорусского режима" и "российского империализма". Иными словами, она активно способствует росту напряженности в отношениях Европы с Москвой. Однако не всегда учитываются возможные последствия такой политики.

Есть старая добрая поговорка: бояре дерутся – у холопов чубы трещат. Другими словами, если санкционная война между ЕС и Россией обострится, больше всего пострадают малые государства блока, которые в принципе менее устойчивы к убыткам. И надо понимать, что ответ Москвы странам Балтии может быть гораздо более болезненным, чем ответ Минска.

Дополнительным звоночком для Литвы является то, что конкретно ее негативный образ укоренился в российском политическом и информационном дискурсе. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя события в Белоруссии, заявил: "Мы не позволим вмешиваться никаким американцам, литовцам, полякам или немцам". То есть литовцы сразу после американцев.

А до этого министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил: "Наши литовские соседи перешли, по-моему, все грани приличия в требованиях, которые они выдвигают. У нас есть основания полагать, что они с госпожой Светланой Тихановской работают совсем не демократическими методами и методами, в которых не сильно проявляется уважение к суверенитету Республики Беларусь".

Иными словами, Литва в контексте противостояния ЕС с Россией может пострадать не только как небольшое государство, но и как один из главных инициаторов этого противостояния и его наиболее активных участников, в том числе на белорусском направлении. Но политическая элита страны, наверное, даже не задумывается об этом. Некогда волноваться о национальных интересах и оценивать риски для экономики страны, главное – выполнить указ "старшего брата".

Подводя итог, можно сказать, что определенные силы (вероятно, в Америке) бросили в битву за Европу практически все возможные политические, экономические и информационные резервы. В результате напряженность в отношениях последней с Россией приближается к опасному рубежу. После того как его переступят, "пленных никто брать не будет", и в этой игре без правил больше всего могут пострадать такие маленькие и слепо выполняющие чужие указы государства, как Литва.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

432
Теги:
Европа, Россия, Литва
По теме
Белоруссия усилит границы с Литвой, Польшей и Украиной
Бажан: на ситуацию с торгпредством России могло повлиять поведение Литвы
Линия электропередач

В Литве электроэнергия подешевела сильнее всего в Балтии

0
(обновлено 20:16 18.09.2020)
Колебанию цен на электричество способствовал рост производства на ветряках, а также снижение стоимости газа и углерода, заявили в компании Elektrum Lietuva

ВИЛЬНЮС, 18 сен – Sputnik. На прошлой неделе оптовая цена на электроэнергию в странах Балтии снизилась примерно на одну десятую часть. Об этом сообщил независимый поставщик энергии Elektrum Lietuva.

В Литве стоимость электричества снизилась на 12 процентов – до 38,17 евро за мегаватт-час. В Эстонии и Латвии цена электроэнергии упала на девять процентов – до 39,22 и 39,81 евро за мегаватт-час соответственно.

За неделю цена электричества на бирже NordPool упала с 22,70 до 16,94 евро за мегаватт-час.

"Наибольшее влияние на падение цен оказали возросшие на целых 79 процентов объемы производства на ветряных электростанциях – до 1537 гигаватт-часов. Падение цен на газ и углерод также способствовало изменению цен", – заявил руководитель отдела бизнес-клиентов электроснабжающей компании Elektrum Lietuva Артурас Затулинас.

В Прибалтике в период с 9 по 13 сентября потребление электроэнергии увеличилось на два процента – до 492 гигаватт-часов. По сравнению с предшествующей неделей в Эстонии электроэнергия подорожала на четыре процента – до 142 гигаватт-часов. В Литве цена электричества повысилась на два процента – до 222 гигаватт-часов. В Латвии этот показатель остался неизменным и составил 128 гигаватт-часов.

Производство энергии выросло на один процент – до 291 гигаватт-часа. В Латвии выработка электричества увеличилась на два процента – до 75 гигаватт-часов, а в Литве и Эстонии – на 16 процентов (до 125 и 91 гигаватт-часа соответственно).

За неделю все три балтийские республики вместе произвели 59 процентов необходимого им электричества.

0
Теги:
электроэнегия, Литва
По теме
В Сейме заявили, что позиция Латвии по БелАЭС ударит по интересам Литвы
На Игналинской АЭС установили первый контейнер с поврежденным топливом
Лукашенко назвал БелАЭС "частью независимости" Белоруссии