Танкер-газовоз класса Yamalmax DAT Кристоф де Маржери

Танкер-газовоз на севере: как РФ стала первой, но это оставили без внимания

6839
(обновлено 14:36 27.07.2020)
8 декабря 2017 года в России случилось знаковое событие, в описании которого приходится писать слово "первый" несколько раз.

На самом северном в мире и в России заводе по сжижению природного газа "Ямал-СПГ" впервые в истории только что построенного порта Сабетта состоялась первая отгрузка продукции в резервуары первого в мире танкера-газовоза класса Yamalmax DAT "Кристоф де Маржери", первом судне такого класса в собственности команды "Совкомфлота".

Подавляющее большинство новостных агентств на этом "технические подробности" своих репортажей об этом событии опускали, что было совершенно объяснимо, поскольку на церемонии в Сабетте присутствовал президент России и целый ряд других высоких гостей. Но это нисколько не мешает внимательнее присмотреться к "Кристофу де Маржери", поскольку это судно стало головным в своем классе, а теперь производство Yamalmax DAT предстоит серийно осваивать судостроительному комплексу "Звезда".

К настоящему времени ССК "Звезда" подписал с "Новатэк" контракты на строительство уже пяти таких танкеров-газовозов, и, кроме того, появилась информация, что "Росатом" приступил к аудиту судоверфей, которые потенциально способны участвовать в программе строительства контейнеровозов ледового класса Arc7.

Финский акцент корейских судостроителей

Arc7 – международная классификация ледового усиления судна, в советские времена для своих кораблей мы использовали аббревиатуру УЛА – усиленный, ледовый, арктический. Такие суда способны самостоятельно, без сопровождения ледоколов, проходить лед толщиной до 1,7 метра. "Ямалмаксы" справляются со льдами, поскольку имеют еще и аббревиатуру DAT –Double Acting Tanker: по чистой воде судно идет носом вперед и способно развивать скорость до 19,5 узла (36 километров в час), а при встрече с ледовыми полями разворачивается кормой вперед и преодолевает препятствие со скоростью до 5,5 узла (около десяти километров в час).

"Кристоф де Маржери" был спущен на воду в 2016 году со стапелей верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Company, на ней же были построены все остальные 14 "Ямалмаксов", предназначенных для проекта "Ямал-СПГ". Однако, при всем уважении к корейским корабелам, вряд ли у кого-то появится мысль о том, что они могли создать проект DAT Arc7 – по той простой причине, что с ледовыми полями в Южной Корее как-то не очень: проблемы в этих широтах с морозами, которые могут обеспечить ледовое покрытие толщиной в пару метров.

У "Кристофа де Маржери" отчетливо выраженный финский акцент, хотя и русский ему далеко не чужой: по заказу российского "Совкомфлота" проект был разработан финской компанией Acer Arctic, которая располагает роскошным современным опытовым бассейном. Длина бассейна 75 метров, ширина восемь метров, глубина 2,1 метра, но главная изюминка– то, что ледовое покрытие толщиной в 80 миллиметров оборудование бассейна способно нарастить за пять-шесть часов, в результате испытания моделей здесь можно проводить практически без пауз.

Рабочий день в две смены – на то, чтобы переломать весь лед, но утром все снова будет готово к продолжению работы. Однако даже вот такой чудо-бассейн – не самая главная ценность Acer Arctic, важнее всего – огромный опыт, который наработали специалисты этой компании. Именно по этой причине для разработки "Ямалмаксов" "Совкомфлот" обратился к финским инженерам-проектировщикам.

"Совкомфлот" для Acer Arctic стал далеко не первым заказчиком из России, дорожку проторил "Норильский никель" еще в 2004 году. Продукцию комбината с советских времен перевозили суда типа СА-15 (судно арктическое, проект 15), но самое юное из них было построено в начале 1980-х годов, поэтому "Норникель" и принял решение о необходимости строительства нового флота. Acer Arctic не могла не обрадоваться такому заказу еще и потому, что это позволило им вывести в промышленную серию разработанные ими винторулевые колонки AZIPOD. Это слово иногда пишут русскими буквами – азипод, но это принципиально неверно, поскольку AZIPOD –аббревиатура, AZImuthing electric POdded Drive, азимутальный электрический капсульный привод. Объяснять технические особенности особого смысла нет, вполне достаточно вот этой картинки.

Азимутальный электрический капсульный привод в разрезе
© Photo : ABB Groupe
Азимутальный электрический капсульный привод в разрезе

Артистизм "Адмиралтейских верфей"

Движущий винт судна отдельным приводом можно развернуть даже не на 180, а на 360 градусов. Судно, не совершая никаких дополнительных маневров, может перейти на "задний" ход, при этом мощность двигателя будет такой же, как и при движении носом вперед. Характерные буковки АВВ – логотип шведской компании АВВ, в сотрудничестве с которой Acer Arctic в начале 1990-х и построила на собственной судоверфи первое судно с такой движительной установкой.

"Норникель" с 2006-го по 2011 год получил в свое распоряжение пять контейнеровозов ледового класса, которые строились на верфях в Финляндии и в Германии. Но с начала нулевых Acer Artic начала активное сотрудничество с южнокорейскими компаниями, а потому следующий российский заказчик, "Лукойл", получал заказанные им нефтяные танкеры уже на верфях Samsung Heavy Industries. А вот дальше произошло чрезвычайно важное событие, которое почему-то не было по достоинству оценено в самой России: в 2006 году "Газпром Нефть" взял да и предложил построить аналогичные танкеры "Адмиралтейским верфям" в славном городе на Неве.

Финны сопровождать такое строительство были только рады – Санкт-Петербург к Хельсинки куда как ближе, чем Сеул. Питерские корабелы без лишних слов взялись за дело, и в 2010 году ледокольно-транспортный нефтяной танкер, нареченный "Михаилом Ульяновым", был передан заказчику, а годом позже флот "Газпром Нефти" пополнил и "Кирилл Лавров"– танкер того же класса. Российская судостроительная отрасль убедительно доказала, что опыта и квалификации, или, как теперь принято говорить, компетенций, у нее вполне достаточно, чтобы производить суда сложнейшего класса, еще десять лет назад. Поэтому любые попытки рассказывать о том, что ССК "Звезда" – это якобы авантюра,– откровенная клевета, уж простите за резкое слово.

"Сапфир" в коллекции "Роснефти"

Что касается технологий AZIPOD, то она не осталась монополией скандинавов, лицензии получило уже немалое количество компаний. С одной из них, General Electric, "Роснефть" создала совместное предприятие, которое в 2019 году построило в Большом Камне завод винторулевых колонок "Сапфир". Как отметили по этому поводу на сайте ССК "Звезда", мощности завода позволят удовлетворить потребность в AZIPOD для судов различного класса, в том числе и для "Ямалмаксов".

Остается отметить, что ввод в строй "Сапфира" означает еще один момент – в Большом Камне начинает формироваться судостроительный кластер. Теперь в его состав входят уже два завода, но имеется обоснованная надежда, что на этом дело не закончится – потребностей в оборудовании и в материалах у "Звезды" немало, так что ждем продолжения. Оно уже намечено – вот слова Игоря Сечина, главы "Роснефти", которую мы привыкли воспринимать как исключительно нефтяную компанию, сказанные им в сентябре 2019 года: "Наши железные дороги не могут провезти лист длиной 24 метра, который нужен для обеспечения эффективности строительства корпусов. И выходом здесь может быть строительство металлургического комплекса. Это предприятие должно располагаться в регионе в достаточной близости от нашей верфи, чтобы морем можно было доставить этот лист и использовать его. Консорциум "Роснефти", "Роснефтегаза" и "Газпромбанка" начал проектирование металлургического комбината, который может быть построен через пять лет".

Напомним, что к этому времени должно быть завершено строительство всех очередей самого судостроительного комплекса "Звезда", так что есть все шансы, что через пять лет у нас не будут вызывать удивления слова "судостроительная металлургическая компания "Роснефть".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

6839
Теги:
энергетика, СПГ, суда, Россия
По теме
Покажет кабель: у Минска есть заманчивое предложение для Польши по БелАЭС
"Новатэк" поставил первую партию СПГ в Японию по Севморпути
Панорама Вильнюса, архивное фото

А где Литва? Вильнюс не могут найти на карте даже в ЕС

29
(обновлено 18:14 18.09.2020)
Кабинет министров одобрил стратегию презентации Литвы за границей на ближайшее десятилетие. В документе говорится, что после реализации стратегии в 2030 году Литва наконец станет узнаваемой в мире.

Узнаваемой, по мнению стратегов, в качестве "открытой и надежной страной с умной экономикой, где талант способствует решению глобальных проблем, а благоприятные условия в стране приглашают инвестировать, создавать и накапливать опыт в естественной среде".

По словам создателей стратегии, отныне литовским учреждениям больше не придется думать о том, как представить Литву миру. В стратегии также уточняются четыре ценности литовского общества: свобода творчества, совершенствование, настойчивость и связь с природой. Эти важные для литовского государства ценности и области объединены в общем позиционировании – "Открытость для совместного творчества".

Это не первая стратегия презентации Литвы за границей после восстановления независимости. Раньше были видения, миссии, слоганы и литовские "товарные знаки". Были созданы различные литовские имиджевые комиссии, стратегические советы и службы. В самом правительстве и при правительстве. Бесчисленные консультанты по имиджу из-за рубежа рассказывали, как Литве представить себя миру. Не за бесплатно, конечно же. За деньги литовских налогоплательщиков. И не маленькие.

При разработке этой имиджевой стратегии Литовский стратегический совет, членами которого являются представители бизнеса, коммуникационных ассоциаций, министерств и других учреждений, предоставил замечания рекомендательного характера.

Комиссия при правительстве Литовской Республики – Стратегический совет имиджа Литвы (далее – Стратегический совет) была учреждена постановлением правительства 9 января 2019 года. Персональный состав Стратегического совета утвержден самим премьер-министром. Стратегический совет может при необходимости привлекать независимых экспертов, представителей государственных и муниципальных учреждений и органов, а также других организаций.

И привлек. Традиционно.

На этот раз стратегия по заказу правительства была подготовлена ​​группой хозяйствующих субъектов UAB New Agency, UAB Synthesis Consulting Group, MB Blue Oceans PR и UAB SuperYou. По данным правительства, над стратегией работали один из самых известных составителей методологий бренда и рейтингов Саймон Анхольт и эстонский маркетолог Ева-Кристийна Пономарев.

По словам вице-канцлера правительства Лукаса Савицкаса, Литва ежегодно в имиджевых целях выделяет около 4,5 миллиона евро. По словам Савицкаса, эта стратегия не предусматривает дополнительных инвестиций, а сама подготовка стратегии стоила всего около 160 тысяч евро.

Осуществление стратегии будет координировать группа по имиджу Литвы при канцелярии правительства. Существует и такая. Кроме того, в ближайшее время планируется объявить конкурс визуальной идентичности. Таким образом, имидж Литвы станет дороже. На сколько? Никто не знает. Однако уже сейчас предлагается создать имидж литовского бренда и активно использовать его в презентациях, на бланках документов, стендах, брошюрах, буклетах, подарочных пакетах, плакатах, визитках и так далее.

Стратегия рекомендует обновить сайт lietuva.lt и превратить его в главный имиджевый канал, где систематически будет предоставляться самая важная информация о Литве.

Сайт lietuva.lt – наследие другой литовской имиджевой кампании под названием Lietuvos DNR.

Напомним, что координатор презентации страны за рубежом – отдел имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики – утвержден на заседании правительственной комиссии по портфелю стратегических проектов под председательством премьер-министра Саулюса Сквернялиса, которое прошло еще 25 июня 2018 года. Основная функция отдела – координация имиджа Литвы за рубежом. В то время в отделе работало четыре специалиста. Сегодня уже работает семь.

Тогда, два года назад, правительственная канцелярия у компании Videvita Vilnius за десять тысяч евро приобрела создание творческой идеи # LietuvosDNR, подготовку плана коммуникации и создание видео- и аудиоклипов.

Интернет или балет? А может, лазеры? Как мы представим Литву миру? Эти и другие вопросы кампании Lietuvos DNR пригласили обсудить общественность. Гражданам Литвы было предложено выражать свое мнение и предлагать идеи в социальных сетях, используя хештег #LietuvosDNR.

Но традиционно энтузиазм быстро угас.

Теперь, чтобы повысить осведомленность о стране, снова призывают как можно шире использовать социальные сети, готовить пресс-релизы для целевых СМИ, организовывать журналистские туры в Литву, приемы для них в посольствах и участвовать в международных мероприятиях. Ничего оригинального. Рутина.

Тем не менее стратегия также рекомендует рассмотреть возможность создания новой организации, своего рода кузницы идей, которая объединила бы внешних экспертов из имиджевого и экономического секторов, а также представителей учреждений. Она должна предлагать, рекомендовать и реализовывать символические акции и имиджевые программы. Но это пока что всего лишь слова в тексте стратегии.

Создатели стратегии признают, что осведомленность о Литве в мире в целом невысока.

Опрос относительно осведомленности и репутации показал, что 28 процентов иностранных граждан о Литве знают больше, чем просто название и географическое положение.

Качественное исследование показало, что в странах, экономически и геополитически важных для Литвы, осведомленность о ней ниже среднего: семь процентов респондентов во Франции знают о Литве, 20 процентов – в Великобритании и 25 процентов – в Германии. За пределами Европы осведомленность о Литве также низкая, лучший результат в Израиле – 26 процентов.

Кстати, на эти исследования правительство потратило более четверти миллиона евро. За 264,3 тысячи евро исследование провели институт KOG, компания Norstat LT и государственное учреждение Socialinių inovacijų institutas.

Низкая осведомленность о стране за рубежом, возникающие в результате этого стереотипы и негативные оценки мешают Литве выглядеть красивой и привлекательной. Таким образом, несмотря на различные органы власти, ответственные за имидж Литвы, Литву представляют кто только может, кто умеет – самостоятельно и по доброй воле. И это привлекает внимание и признание.

В прошлом году Вильнюс даже получил "Оскар" в области туризма за рекламную кампанию "Точка G Европы".

Вильнюсская туристическая маркетинговая кампания "Вильнюс – точка G Европы" была признана лучшей на престижной международной премии International Travel & Tourism Awards в Лондоне. Тогда в категории лучших городских маркетинговых кампаний Вильнюс обогнал Лас-Вегас, Ливерпуль и Даллас.

"Вильнюс – точка G Европы" привлекла внимание мировых СМИ к литовской столице и побудила их рассказать не только о самой рекламе, но и о Вильнюсе как туристическом направлении. Вильнюс появлялся на страницах самых солидных изданий Великобритании, Франции и других стран, даже в шоу американского комика Джона Оливера, у которого миллионы поклонников по всему миру.

Эту кампанию создали Юргис Раманаускас, Скайсте Кауринайте и Угнюс Микшта из Вильнюса, которые учились в школе рекламы Atomic Garden.

По словам Раманаускаса, никто не знает, где на самом деле находится Вильнюс, но как только узнают и приезжают, все остаются очень довольными и буквально влюбляются в город. Идея и возникла из разговоров с иностранцами. "Поэтому, когда мы поняли, что есть место, о котором никто не знает, но когда его находят, все остаются очень довольными, то аналогия с точкой G возникла как бы сама по себе", – сказал Раманаускас.

Хотя эта кампания вызвала много споров, налогоплательщикам она не стоила ни копейки. И была реализована без помощи отдела имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики, Стратегического совета имиджа Литвы и других учреждений, поддерживаемых налогоплательщиками.

Многие литовцы за рубежом сталкиваются с вопросом: "Что такое Литва?" Путешественник Йокубас Лаукайтис, побывавший в самых экзотических уголках мира, задумался, как быстро и эффективно ответить на этот вопрос – так, чтобы все не только знали, что такое Литва, но и хотели ее посетить.

Два года назад он это сделал: снял видео, в котором рассказывается вся правда о Литве. Фильм Йокубас Лаукайтис создал за собственные средства и тоже без государственной имиджевой стратегии. На сегодняшний день видео просмотрели 1 230 661 раз.

Сколько еще раз и на сколько денег налогоплательщиков будут разрабатываться стратегии презентации Литвы за границей, известно только самим распорядителям этих денег. Однако очевидно, что неправительственные инициативы пока несравнимо эффективнее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

29
Теги:
стратегия, реклама, положительный имидж, Правительство Литвы, Литва
По теме
Мэр Вильнюса назвал Карбаускиса "наследником колхоза" из-за спора о пляже
В Лондоне рекламу "Вильнюс – точка G Европы" признали лучшей в мире
Вид города Вильнюса

Цена приказа: чем рискует Литва в большой игре против России

297
(обновлено 11:55 18.09.2020)
Напряженность в отношениях Европы с Россией в последнее время нарастает. Последствия для Литвы могут быть печальными

Запад с большой тревогой ждал встречи президентов России и Белоруссии. Говорили, что Александр Лукашенко собирается отдать/продать свою страну Владимиру Путину и скоро произойдет аншлюс – все, что осталось, это отдать приказ российским "зеленым человечкам", которые уже были в Белоруссии.

Встреча прошла спокойно. О единой валюте, например, даже не было речи. Более того, Россия вывела резерв, который был готов помочь правоохранительным органам соседней страны. Однако истерия в Европе продолжается – Москву призывают не вмешиваться в дела Белоруссии, но при этом так называемый министр иностранных дел ЕС Жозеф Боррель заявляет, что Лукашенко – нелегитимный президент.

Другими словами, ЕС требует, чтобы Россия оставила Минск в покое, но в то же время сам поступает наоборот и делает это очень агрессивно. Еще больше "чудес" в истории с "отравлением" Алексея Навального.

Глава внешней разведки России Сергей Нарышкин (то есть не человек из ниоткуда) говорит, что до отъезда оппозиционера в Германию в его организме не было яда. Но против его слов – слово Ангелы Меркель. Решение простое: Запад должен предоставить четкие доказательства своей правоты, чтобы Москву можно было прижать к стенке.

Но никто их не предъявляет, и обычно сдержанный и корректный министр иностранных дел России Сергей Лавров все чаще делает крайне жесткие заявления о поведении европейских партнеров. Это означает, что отношения Европы с Россией внезапно перешли в стадию "игры без правил", и это плохой знак, потому что такая игра имеет негативные последствия для всех ее участников, и чем она жестче – тем они хуже.

В связи с этим возникает естественный вопрос: европейцы, в основном немцы, сошли с ума (потому что только сумасшедший может по собственной инициативе на основании очень спорных причин начать целенаправленно подрывать основы стратегического сотрудничества, в том числе в области энергетики, с одной из крупнейших мировых держав)?

Нет, они не сошли с ума. Только подумайте, что напоминает их поведение. Правильно – стиль американцев, которые в последнее время игнорируют любые правила и просто делают то, что хотят. Следовательно, можно предположить, что определенные силы в Вашингтоне (так называемые демократы-глобалисты-атлантисты) заварили кашу белорусской революции, "отравления" Навального, санкций против "Северного потока – 2" и так далее, что, по сути, является максимумом их возможностей (боевой пик), чтобы раз и навсегда настроить Европу, и в частности Германию, против России.

Только представьте, какие рычаги пришлось использовать, чтобы Меркель сделала заявление о "бесспорном отравлении Навального", которое поставило Берлин в очень неловкое положение, из которого будет сложно выбраться не только ему, но и Евросоюзу в целом.

Конечный результат этой "битвы за Европу", по мнению экспертов, пока не ясен – антироссийское давление уже огромно, но, например, Австрия заявила, что не стоит спешить в случае Навального и "Северного потока". Другими словами, в Старом Свете еще есть серьезные силы, готовые попытаться противостоять тем, кто хочет опустить железный занавес между ним и Россией. Кто выиграет – посмотрим.

Что в этом случае важно понять Литве? Она находится в авангарде критиков "белорусского режима" и "российского империализма". Иными словами, она активно способствует росту напряженности в отношениях Европы с Москвой. Однако не всегда учитываются возможные последствия такой политики.

Есть старая добрая поговорка: бояре дерутся – у холопов чубы трещат. Другими словами, если санкционная война между ЕС и Россией обострится, больше всего пострадают малые государства блока, которые в принципе менее устойчивы к убыткам. И надо понимать, что ответ Москвы странам Балтии может быть гораздо более болезненным, чем ответ Минска.

Дополнительным звоночком для Литвы является то, что конкретно ее негативный образ укоренился в российском политическом и информационном дискурсе. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя события в Белоруссии, заявил: "Мы не позволим вмешиваться никаким американцам, литовцам, полякам или немцам". То есть литовцы сразу после американцев.

А до этого министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил: "Наши литовские соседи перешли, по-моему, все грани приличия в требованиях, которые они выдвигают. У нас есть основания полагать, что они с госпожой Светланой Тихановской работают совсем не демократическими методами и методами, в которых не сильно проявляется уважение к суверенитету Республики Беларусь".

Иными словами, Литва в контексте противостояния ЕС с Россией может пострадать не только как небольшое государство, но и как один из главных инициаторов этого противостояния и его наиболее активных участников, в том числе на белорусском направлении. Но политическая элита страны, наверное, даже не задумывается об этом. Некогда волноваться о национальных интересах и оценивать риски для экономики страны, главное – выполнить указ "старшего брата".

Подводя итог, можно сказать, что определенные силы (вероятно, в Америке) бросили в битву за Европу практически все возможные политические, экономические и информационные резервы. В результате напряженность в отношениях последней с Россией приближается к опасному рубежу. После того как его переступят, "пленных никто брать не будет", и в этой игре без правил больше всего могут пострадать такие маленькие и слепо выполняющие чужие указы государства, как Литва.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

297
Теги:
Европа, Россия, Литва
По теме
Белоруссия усилит границы с Литвой, Польшей и Украиной
Бажан: на ситуацию с торгпредством России могло повлиять поведение Литвы
Политический аналитик Международной мониторинговой организации СисЭмо (CIS-EMO) , член Экспертного совета Фонда развития институтов гражданского общества Народная дипломатия Станислав Бышок

Бышок: ситуация в Белоруссии напоминает Венесуэлу после переизбрания Мадуро

0
(обновлено 18:12 18.09.2020)
Протесты будут то возникать, то прекращаться, но страна все равно будет управляться законно избранным Александром Лукашенко, считает эксперт Станислав Бышок

 

Бышок: ситуация в Белоруссии напоминает Венесуэлу после переизбрания Мадуро

Экстренные дебаты по Белоруссии на сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ) в пятницу в Женеве подтвердили диаметрально противоположное отношение белорусских властей и оппозиции к ситуации, сложившейся в республике после президентских выборов.

В интервью Sputnik Литва исполнительный директор международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок рассказал, что западное сообщество не признает итого выборов в Белоруссии, однако Лукашенко является законно избранным главой государства.

"Продолжение будет, но оно не будет резким, оно будет вялотекущим, и здесь действительно ситуация напоминает ситуацию в Венесуэле. Но при этом, однако, [президент Венесуэлы Николас] Мадуро на месте, протесты то возникают, то прекращаются, государство функционирует под руководством Мадуро, хотя он не признается. Нечто похожее намечается в Белоруссии – есть непризнание итогов выборов западного сообщества, но, с другой стороны, есть понимание, что [президент Белоруссии Александр] Лукашенко является главой государства", – сказал эксперт.

По мнению Бышка, в такой ситуации компромиссом является конституционная реформа, которую предлагали белорусские власти.

"Я так понимаю, нет желания у стран Западной Европы или США закрыть свое посольство или снизить уровень дипломатических контактов. Но персональные санкции будут. Такая ситуация может находиться достаточно долго на уровне взаимного непонимания, взаимного отторжения или усугубления ситуации. В таком случае является компромиссом является то, о чем заявляли белорусские власти относительно конституционной реформы. То есть это формат, где, сохраняя лицо, возможно провести досрочные президентские выборы и парламентские – это компромисс. Все-таки, когда мы говорим про мировое сообщество, не нужно думать, что мы не включаем Российскую Федерацию. Оно безусловно включает РФ, и она так же, как и все страны, заинтересована в мирном исходе политической трансформации Республики Беларусь", – сказал он.
0
Теги:
Николас Мадуро, Венесуэла, Белоруссия
Тема:
Ситуация после выборов президента Белоруссии