Завод по производству сжиженного природного газа Ямал СПГ

Международное сотрудничество на Дальнем Востоке: как объединяют СПГ-проекты

498
(обновлено 14:48 03.08.2020)
Рассматривая российскую судостроительную отрасль как одну из составных частей такого направления бизнеса, как производство и поставки СПГ, мы уже успели выяснить, что подозрения, будто наши корабелы к этому совершенно не готовы, далеки от реального положения дел.

Кадры решают все

Корабелы "Адмиралтейских верфей" еще десять лет тому назад уверенно справились со строительством нефтяных танкеров ледового класса Arc6 проекта Р-70046 "Михаил Ульянов" и "Кирилл Лавров", оснащенных рулевыми колонками AIZIPOD. Суда весьма серьезные по своим размерам: при длине 260 метров они имеют ширину в 34 метра и осадку в 13,6 метра– и способны перевозить по Северному Ледовитому океану до 50 тысяч тонн нефти. Их проект был разработан финской компанией Arctic Acer, но технические характеристики были заданы заказчиком – "Совкомфлотом", что в общем-то заметно невооруженным глазом по габаритам: российские атомные ледоколы обеспечивают проход во льдах судам с максимальной шириной именно 34 метра.

Ледовые условия предъявляют повышенные требования к обшивке корабля, но опыт строительства арктических нефтяных танкеров и контейнеровозов для флота "Норникеля" убедительно показывает, что корабельную сталь нужного качества российские сталелитейные заводы выпускать способны уверенно. Дальневосточный судостроительный комплекс "Звезда" никогда не скрывал, что собирает "под свои знамена" профессионалов судостроительной отрасли не только из Приморского края, но и со всей России – именно они и становятся основой этого предприятия.

В СМИ периодически мелькают новости: на "Звезду" приедут сварщики из Башкортостана, едут специалисты из Архангельска и Крыма, подписано соглашение с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и так далее – руководство верфи ведет серьезную и продуманную кадровую политику. Да, именно так: технологии, оборудование – это, конечно, важные составляющие любого сложного производства, но важнее специалисты своего дела, без которых все остальное не имеет никакого смысла.

"Роснефть", которая курирует ССК "Звезда", к делу подходит основательно – в конце 2019 года в Большом Камне введен в эксплуатацию завод рулевых колонок системы AIZIPOD, совместное предприятие с General Electric. Чтобы одновременно убить двух зайцев – обеспечить теперь уже два завода квалифицированными специалистами и обеспечить трудовыми местами Приморье, ССК создал в Большом Камне Центр профессиональной подготовки, который ежегодно выпускает 300-400 молодых специалистов, в Дальневосточном судостроительном колледже для будущих сотрудников "Звезды" созданы курсы подготовки по востребованным на верфи специальностям.

По данным руководителей ССК, зарплата на предприятии на 15-20 процентов выше средней по региону, но не менее притягательная изюминка нового судостроительного кластера – возможность получить собственное жилье. К 2023 году в Большом Камне будет построен новый микрорайон с пятью тысячами квартир со всей необходимой социальной инфраструктурой – больницами, детскими садами и школами. К этому времени должно полностью завершиться строительство всего предприятия, штат которого должен составить 7,5 тысячи человек – для Большого Камня, население которого до появления "Звезды" составляло 38 тысяч человек, это будет фактически новым рождением.

Международное разделение труда – не только теория, но и практика

Особенно с учетом того, что "Роснефть" подходит к развитию ССК комплексно – в 2019 году здесь же, в Большом Камне было завершено строительство завода винторулевых колонок "Сапфир"– совместное предприятие "Роснефти" и General Electriс, на котором будут выпускать уже наши, российские AIZIPOD. Да именно наши – вполне традиционно новостные агентства рассказывали именно о заводе, хотя это только часть проекта, мозговым центром стал прикладной инженерный центр "Сапфир" в Санкт-Петербурге. Именно там идет разработка российских AIZIPOD, отличающихся от стандартных тем, что они предназначены для хождения во льдах Арктики – им предстоит обеспечивать движение судов в сплошном льду и преодоление торосов.

То, что советское военное кораблестроение было на высшем уровне, хорошо известно, однако общегражданское судостроение до мирового уровня явно не дотягивало – крупные танкеры, сложная морская техника для освоения шельфа закупались за границей. В настоящее время на "Звезде" идет рождение новой для России отрасли – тяжелого судостроения. К этому процессу можно было идти двумя путями – либо осваивать все технологии самостоятельно, либо воспользоваться сотрудничеством с зарубежными коллегами.

Первый способ, конечно, выглядит патриотичнее: хочешь сделать хорошо – сделай сам, но такой подход означал бы потерю немалого времени и средств, поскольку от ошибок и просчетов никакой страховки в таком случае нет и быть не может. ССК "Звезда" в качестве иностранного партнера выбрал южнокорейскую компанию Samsung Heavy Industries (SHI), соглашение с которой было подписано в рамках V Восточного экономического форума в сентябре 2019 года.

Samsung предоставит "Звезде" технические спецификации, документацию базового и детального проектирования судов и права на них, будет оказывать помощь в разработке рабочей конструкторской документации танкеров совместно с ЦКБ "Лазурит" (Нижний Новгород); обеспечит техническую поддержку планирования, управления и контроля качества и инженерно-техническое сопровождение строительства танкеров. Кроме того, корейская компания проводит обучение персонала "Звезды" на своей верфи, там же проходит производственная практика.

Для чего нужна такая поддержка российскому предприятию – вполне очевидно, а вот о причинах, по которым на такое сотрудничество идет южнокорейская компания, информацию найти невозможно. Не секрет, что Южная Корея является мировым лидером по строительству танкеров-газовозов, ей принадлежит не менее 60 процентов этого чрезвычайно капиталоемкого рынка.

Передача компетенций "Звезде" для SHI – это создание собственными руками нового конкурента, но в том случае, если российский судостроительный комплекс будет концентрироваться только на судах для Северного Ледовитого океана, это будет уже не конкуренцией, а тем самым международным разделением труда, о котором мы слышим множество теорий, которые на Дальнем Востоке становятся разумной практикой.

Для Кореи российский проект в настоящее время еще и источник прибылей для ее сталелитейной отрасли: судовая сталь нужного качества в России производится в Магнитогорске, а доставить ее оттуда в Большой Камень возможности нет – Северомуйский тоннель на БАМе не рассчитан на транспортировку грузов необходимого корабелам габарита. На день сегодняшний "Звезда" вынуждена заказывать корабельную сталь в той же Южной Корее, и тут имеется своя "судостроительная арифметика": доля стоимости корабельной стали в танкере-газовозе составляет около 12 процентов, а Yamalmax для "Ямал-СПГ" обходятся в среднем по 300 миллионов долларов.

В планах ССК "Звезда"– строительство 15 Yamalmax для нового проекта "Новатэка" – "Арктик-СПГ-2", то есть только для этого серийного заказа дальневосточному предприятию потребуется заказать корабельную сталь на сумму порядка полумиллиарда долларов. С учетом заказов "Роснефти" на танкеры нефтяные, на вспомогательные суда, с учетом контракта, подписанного "Звездой" на строительство атомного ледокола класса "Лидер" трудно не согласиться с мнением известного российского кораблестроителя Игоря Ивановича Сечина о том, что Дальнему Востоку необходимо собственное сталелитейное предприятие, которое сможет обслуживать все потребности нашего новейшего судостроительного комплекса.

Будем надеяться, что эта проблема в ближайшее время решится с максимальной выгодой для Дальнего Востока и для России, а производственный кластер в Большом Камне продолжит наращивать возможности.

Финны и французы на Дальнем Востоке

Окончательное инвестиционное решение о строительстве в Обской губе на побережье Гыданского полуострова завода "Арктик-СПГ-2" было принято в 2019 году, времени для того, чтобы освоить производство Yamalmax у "Звезды" не так уж много. Будут ли танкеры-газовозы российского производства лучше тех, которые уже построены в Южной Корее для "Ямал-СПГ"? Финская компания Wärtsilä уверена, что существенных изменений не появится, поскольку превзойти двигатель Wärtsilä 50DF, настоящее произведение инженерного искусства, невозможно.

С этим действительно трудно спорить – финскому двигателю, который способен работать на дизельном топливе, мазуте и на СПГ, переходя с одного вида топлива на другой за считанные секунды, конкурентов пока не видно. Wärtsilä сумела вывести свой судовой двигатель на невероятный уровень – в Азербайджане, Пакистане и Турции построены электростанции на базе Wärtsilä 50DF, и финские инженеры уверены, что это только начало новой, "сухопутной" экспансии.

С учетом растущих экологических требований IMO, Международной морской организации, финские двигатели действительно имеют огромный потенциал, и остается надеяться, что наступит момент, когда производственных возможностей заводов в Финляндии и Норвегии окажется недостаточно – страны маленькие, много заводов там не поместится, а вот у нас в России с этим проблем точно не предвидится.

Другого мнения придерживается французская компания GTT, Gastransport&Technigas, поскольку ее специалисты уверены, что система для хранения Mark III Flex для танкеров, которым предстоит одолевать ледовые поля и торосы, подходит лучше, чем система №96. В 2016 году мнение французов было горячо поддержано российской компанией по производству фанеры "Свеза", летом 2020 года окончательный выбор был сделан и на "Звезде". О том, какое отношение березовая фанера имеет к СПГ, об алюминии и инварным сплавам – в следующей статье.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

498
Теги:
СПГ, Россия
По теме
"Ядерные объятия": Литва призвала США к участию в борьбе с запуском БелАЭС
Приручение Севморпути: что делает Россия для выхода на рынок СПГ
Юшков: непонятно, за что вообще польский регулятор штрафует "Газпром"
Панорама Вильнюса, архивное фото

А где Литва? Вильнюс не могут найти на карте даже в ЕС

66
(обновлено 18:14 18.09.2020)
Кабинет министров одобрил стратегию презентации Литвы за границей на ближайшее десятилетие. В документе говорится, что после реализации стратегии в 2030 году Литва наконец станет узнаваемой в мире.

Узнаваемой, по мнению стратегов, в качестве "открытой и надежной страной с умной экономикой, где талант способствует решению глобальных проблем, а благоприятные условия в стране приглашают инвестировать, создавать и накапливать опыт в естественной среде".

По словам создателей стратегии, отныне литовским учреждениям больше не придется думать о том, как представить Литву миру. В стратегии также уточняются четыре ценности литовского общества: свобода творчества, совершенствование, настойчивость и связь с природой. Эти важные для литовского государства ценности и области объединены в общем позиционировании – "Открытость для совместного творчества".

Это не первая стратегия презентации Литвы за границей после восстановления независимости. Раньше были видения, миссии, слоганы и литовские "товарные знаки". Были созданы различные литовские имиджевые комиссии, стратегические советы и службы. В самом правительстве и при правительстве. Бесчисленные консультанты по имиджу из-за рубежа рассказывали, как Литве представить себя миру. Не за бесплатно, конечно же. За деньги литовских налогоплательщиков. И не маленькие.

При разработке этой имиджевой стратегии Литовский стратегический совет, членами которого являются представители бизнеса, коммуникационных ассоциаций, министерств и других учреждений, предоставил замечания рекомендательного характера.

Комиссия при правительстве Литовской Республики – Стратегический совет имиджа Литвы (далее – Стратегический совет) была учреждена постановлением правительства 9 января 2019 года. Персональный состав Стратегического совета утвержден самим премьер-министром. Стратегический совет может при необходимости привлекать независимых экспертов, представителей государственных и муниципальных учреждений и органов, а также других организаций.

И привлек. Традиционно.

На этот раз стратегия по заказу правительства была подготовлена ​​группой хозяйствующих субъектов UAB New Agency, UAB Synthesis Consulting Group, MB Blue Oceans PR и UAB SuperYou. По данным правительства, над стратегией работали один из самых известных составителей методологий бренда и рейтингов Саймон Анхольт и эстонский маркетолог Ева-Кристийна Пономарев.

По словам вице-канцлера правительства Лукаса Савицкаса, Литва ежегодно в имиджевых целях выделяет около 4,5 миллиона евро. По словам Савицкаса, эта стратегия не предусматривает дополнительных инвестиций, а сама подготовка стратегии стоила всего около 160 тысяч евро.

Осуществление стратегии будет координировать группа по имиджу Литвы при канцелярии правительства. Существует и такая. Кроме того, в ближайшее время планируется объявить конкурс визуальной идентичности. Таким образом, имидж Литвы станет дороже. На сколько? Никто не знает. Однако уже сейчас предлагается создать имидж литовского бренда и активно использовать его в презентациях, на бланках документов, стендах, брошюрах, буклетах, подарочных пакетах, плакатах, визитках и так далее.

Стратегия рекомендует обновить сайт lietuva.lt и превратить его в главный имиджевый канал, где систематически будет предоставляться самая важная информация о Литве.

Сайт lietuva.lt – наследие другой литовской имиджевой кампании под названием Lietuvos DNR.

Напомним, что координатор презентации страны за рубежом – отдел имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики – утвержден на заседании правительственной комиссии по портфелю стратегических проектов под председательством премьер-министра Саулюса Сквернялиса, которое прошло еще 25 июня 2018 года. Основная функция отдела – координация имиджа Литвы за рубежом. В то время в отделе работало четыре специалиста. Сегодня уже работает семь.

Тогда, два года назад, правительственная канцелярия у компании Videvita Vilnius за десять тысяч евро приобрела создание творческой идеи # LietuvosDNR, подготовку плана коммуникации и создание видео- и аудиоклипов.

Интернет или балет? А может, лазеры? Как мы представим Литву миру? Эти и другие вопросы кампании Lietuvos DNR пригласили обсудить общественность. Гражданам Литвы было предложено выражать свое мнение и предлагать идеи в социальных сетях, используя хештег #LietuvosDNR.

Но традиционно энтузиазм быстро угас.

Теперь, чтобы повысить осведомленность о стране, снова призывают как можно шире использовать социальные сети, готовить пресс-релизы для целевых СМИ, организовывать журналистские туры в Литву, приемы для них в посольствах и участвовать в международных мероприятиях. Ничего оригинального. Рутина.

Тем не менее стратегия также рекомендует рассмотреть возможность создания новой организации, своего рода кузницы идей, которая объединила бы внешних экспертов из имиджевого и экономического секторов, а также представителей учреждений. Она должна предлагать, рекомендовать и реализовывать символические акции и имиджевые программы. Но это пока что всего лишь слова в тексте стратегии.

Создатели стратегии признают, что осведомленность о Литве в мире в целом невысока.

Опрос относительно осведомленности и репутации показал, что 28 процентов иностранных граждан о Литве знают больше, чем просто название и географическое положение.

Качественное исследование показало, что в странах, экономически и геополитически важных для Литвы, осведомленность о ней ниже среднего: семь процентов респондентов во Франции знают о Литве, 20 процентов – в Великобритании и 25 процентов – в Германии. За пределами Европы осведомленность о Литве также низкая, лучший результат в Израиле – 26 процентов.

Кстати, на эти исследования правительство потратило более четверти миллиона евро. За 264,3 тысячи евро исследование провели институт KOG, компания Norstat LT и государственное учреждение Socialinių inovacijų institutas.

Низкая осведомленность о стране за рубежом, возникающие в результате этого стереотипы и негативные оценки мешают Литве выглядеть красивой и привлекательной. Таким образом, несмотря на различные органы власти, ответственные за имидж Литвы, Литву представляют кто только может, кто умеет – самостоятельно и по доброй воле. И это привлекает внимание и признание.

В прошлом году Вильнюс даже получил "Оскар" в области туризма за рекламную кампанию "Точка G Европы".

Вильнюсская туристическая маркетинговая кампания "Вильнюс – точка G Европы" была признана лучшей на престижной международной премии International Travel & Tourism Awards в Лондоне. Тогда в категории лучших городских маркетинговых кампаний Вильнюс обогнал Лас-Вегас, Ливерпуль и Даллас.

"Вильнюс – точка G Европы" привлекла внимание мировых СМИ к литовской столице и побудила их рассказать не только о самой рекламе, но и о Вильнюсе как туристическом направлении. Вильнюс появлялся на страницах самых солидных изданий Великобритании, Франции и других стран, даже в шоу американского комика Джона Оливера, у которого миллионы поклонников по всему миру.

Эту кампанию создали Юргис Раманаускас, Скайсте Кауринайте и Угнюс Микшта из Вильнюса, которые учились в школе рекламы Atomic Garden.

По словам Раманаускаса, никто не знает, где на самом деле находится Вильнюс, но как только узнают и приезжают, все остаются очень довольными и буквально влюбляются в город. Идея и возникла из разговоров с иностранцами. "Поэтому, когда мы поняли, что есть место, о котором никто не знает, но когда его находят, все остаются очень довольными, то аналогия с точкой G возникла как бы сама по себе", – сказал Раманаускас.

Хотя эта кампания вызвала много споров, налогоплательщикам она не стоила ни копейки. И была реализована без помощи отдела имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики, Стратегического совета имиджа Литвы и других учреждений, поддерживаемых налогоплательщиками.

Многие литовцы за рубежом сталкиваются с вопросом: "Что такое Литва?" Путешественник Йокубас Лаукайтис, побывавший в самых экзотических уголках мира, задумался, как быстро и эффективно ответить на этот вопрос – так, чтобы все не только знали, что такое Литва, но и хотели ее посетить.

Два года назад он это сделал: снял видео, в котором рассказывается вся правда о Литве. Фильм Йокубас Лаукайтис создал за собственные средства и тоже без государственной имиджевой стратегии. На сегодняшний день видео просмотрели 1 230 661 раз.

Сколько еще раз и на сколько денег налогоплательщиков будут разрабатываться стратегии презентации Литвы за границей, известно только самим распорядителям этих денег. Однако очевидно, что неправительственные инициативы пока несравнимо эффективнее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

66
Теги:
стратегия, реклама, положительный имидж, Правительство Литвы, Литва
По теме
Мэр Вильнюса назвал Карбаускиса "наследником колхоза" из-за спора о пляже
В Лондоне рекламу "Вильнюс – точка G Европы" признали лучшей в мире
Вид города Вильнюса

Цена приказа: чем рискует Литва в большой игре против России

583
(обновлено 11:55 18.09.2020)
Напряженность в отношениях Европы с Россией в последнее время нарастает. Последствия для Литвы могут быть печальными

Запад с большой тревогой ждал встречи президентов России и Белоруссии. Говорили, что Александр Лукашенко собирается отдать/продать свою страну Владимиру Путину и скоро произойдет аншлюс – все, что осталось, это отдать приказ российским "зеленым человечкам", которые уже были в Белоруссии.

Встреча прошла спокойно. О единой валюте, например, даже не было речи. Более того, Россия вывела резерв, который был готов помочь правоохранительным органам соседней страны. Однако истерия в Европе продолжается – Москву призывают не вмешиваться в дела Белоруссии, но при этом так называемый министр иностранных дел ЕС Жозеф Боррель заявляет, что Лукашенко – нелегитимный президент.

Другими словами, ЕС требует, чтобы Россия оставила Минск в покое, но в то же время сам поступает наоборот и делает это очень агрессивно. Еще больше "чудес" в истории с "отравлением" Алексея Навального.

Глава внешней разведки России Сергей Нарышкин (то есть не человек из ниоткуда) говорит, что до отъезда оппозиционера в Германию в его организме не было яда. Но против его слов – слово Ангелы Меркель. Решение простое: Запад должен предоставить четкие доказательства своей правоты, чтобы Москву можно было прижать к стенке.

Но никто их не предъявляет, и обычно сдержанный и корректный министр иностранных дел России Сергей Лавров все чаще делает крайне жесткие заявления о поведении европейских партнеров. Это означает, что отношения Европы с Россией внезапно перешли в стадию "игры без правил", и это плохой знак, потому что такая игра имеет негативные последствия для всех ее участников, и чем она жестче – тем они хуже.

В связи с этим возникает естественный вопрос: европейцы, в основном немцы, сошли с ума (потому что только сумасшедший может по собственной инициативе на основании очень спорных причин начать целенаправленно подрывать основы стратегического сотрудничества, в том числе в области энергетики, с одной из крупнейших мировых держав)?

Нет, они не сошли с ума. Только подумайте, что напоминает их поведение. Правильно – стиль американцев, которые в последнее время игнорируют любые правила и просто делают то, что хотят. Следовательно, можно предположить, что определенные силы в Вашингтоне (так называемые демократы-глобалисты-атлантисты) заварили кашу белорусской революции, "отравления" Навального, санкций против "Северного потока – 2" и так далее, что, по сути, является максимумом их возможностей (боевой пик), чтобы раз и навсегда настроить Европу, и в частности Германию, против России.

Только представьте, какие рычаги пришлось использовать, чтобы Меркель сделала заявление о "бесспорном отравлении Навального", которое поставило Берлин в очень неловкое положение, из которого будет сложно выбраться не только ему, но и Евросоюзу в целом.

Конечный результат этой "битвы за Европу", по мнению экспертов, пока не ясен – антироссийское давление уже огромно, но, например, Австрия заявила, что не стоит спешить в случае Навального и "Северного потока". Другими словами, в Старом Свете еще есть серьезные силы, готовые попытаться противостоять тем, кто хочет опустить железный занавес между ним и Россией. Кто выиграет – посмотрим.

Что в этом случае важно понять Литве? Она находится в авангарде критиков "белорусского режима" и "российского империализма". Иными словами, она активно способствует росту напряженности в отношениях Европы с Москвой. Однако не всегда учитываются возможные последствия такой политики.

Есть старая добрая поговорка: бояре дерутся – у холопов чубы трещат. Другими словами, если санкционная война между ЕС и Россией обострится, больше всего пострадают малые государства блока, которые в принципе менее устойчивы к убыткам. И надо понимать, что ответ Москвы странам Балтии может быть гораздо более болезненным, чем ответ Минска.

Дополнительным звоночком для Литвы является то, что конкретно ее негативный образ укоренился в российском политическом и информационном дискурсе. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя события в Белоруссии, заявил: "Мы не позволим вмешиваться никаким американцам, литовцам, полякам или немцам". То есть литовцы сразу после американцев.

А до этого министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил: "Наши литовские соседи перешли, по-моему, все грани приличия в требованиях, которые они выдвигают. У нас есть основания полагать, что они с госпожой Светланой Тихановской работают совсем не демократическими методами и методами, в которых не сильно проявляется уважение к суверенитету Республики Беларусь".

Иными словами, Литва в контексте противостояния ЕС с Россией может пострадать не только как небольшое государство, но и как один из главных инициаторов этого противостояния и его наиболее активных участников, в том числе на белорусском направлении. Но политическая элита страны, наверное, даже не задумывается об этом. Некогда волноваться о национальных интересах и оценивать риски для экономики страны, главное – выполнить указ "старшего брата".

Подводя итог, можно сказать, что определенные силы (вероятно, в Америке) бросили в битву за Европу практически все возможные политические, экономические и информационные резервы. В результате напряженность в отношениях последней с Россией приближается к опасному рубежу. После того как его переступят, "пленных никто брать не будет", и в этой игре без правил больше всего могут пострадать такие маленькие и слепо выполняющие чужие указы государства, как Литва.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

583
Теги:
Европа, Россия, Литва
По теме
Белоруссия усилит границы с Литвой, Польшей и Украиной
Бажан: на ситуацию с торгпредством России могло повлиять поведение Литвы
Аварийный знак, архивное фото

В ДТП с двумя грузовиками и легковушкой в Литве погиб человек

0
(обновлено 18:33 18.09.2020)
Авария произошла днем в среду на 65-м километре трассы Паневежис – Аристава – Ситкунай. Начато досудебное расследование

ВИЛЬНЮС, 18 сен – Sputnik. В Кедайняйском районе в аварии с двумя грузовиками погиб водитель легкового автомобиля, сообщает полиция Литвы.

ДТП произошло днем в среду на 65-м километре трассы Паневежис – Аристава – Ситкунай. Грузовик Mercedes-Benz Actros столкнулся в своей полосе с автомобилем Mercedes Benz 300, который остановился для поворота налево. При ударе машина вылетела на встречную полосу и врезалась в грузовик Volvo FM.

Водитель Mercedes-Benz 300 1994 года рождения погиб.

Проводится досудебное расследование.

0
Теги:
авария, Литва
По теме
Пожарные в Литве потушили 60 пожаров за выходные
В Вильнюсе прогремело два взрыва