Клайпедский морской порт

Литва наконец-то станет независимой. От белорусских грузов и миллионов евро

29874
(обновлено 10:23 04.09.2020)
Угрозы Лукашенко перенаправить грузовые потоки из Клайпедского порта в Усть-Лугу или другие порты Балтии взбудоражили умы политической элиты Литвы. Главным морским воротам страны экономисты уже советуют переориентироваться с Востока на Запад. Правда, не уточняют, как

Долго выпрашивали

Столь жесткой реакции со стороны Минска и Москвы Литва добивалась последние десять лет. Еще со времен массовых протестов белорусов в 2010 году. Тогда так же, как и сегодня, лидеры белорусской оппозиции нашли приют в Вильнюсе и из литовской столицы еще долго продолжали мутить умы своих сограждан антилукашенковскими лозунгами.

Тогда тоже бушевал экономический кризис, и потеря даже небольших денег от транзита грузов через Клайпедский порт была чревата для белорусского бюджета. Да и альтернативы для того же "Беларуськалия" особой не было. Разве что соседние порты в Латвии и Эстонии, которые также дружелюбием к Лукашенко не отличались.

Сегодня появилась реальная альтернатива для транзита в Европу не только белорусских, но и тех же китайских товаров и товаров из Средней Азии. Знакомьтесь: огромный порт в Усть-Луге. Добираться до него белорусским калийным удобрениям чуть дальше, чем до Клайпеды? Отныне это не беда. Как сказал президент Белоруссии Александр Лукашенко, с россиянами о щадящих тарифах белорусское правительство договорится. Учитывая все, что вытворяет сегодня официальный Вильнюс на мировой арене, поддерживая оппозиционных бузотеров и вводя санкции против высшего руководства Республики Беларусь. Даже против самого Лукашенко.

Ищите и обрящете

Так что к концу этого года Литва обретет окончательную независимость от белорусских и российских грузов и, соответственно, от поступления миллионных евро в бюджет за логистические услуги. За что боролись – на то и напросились.

Тут ведущие литовские политики и экономисты успокаивают клайпедских портовиков, мол, не беда – найдете новых поставщиков грузов.

"Не следует ставить все инвестиционные средства на эту (белорусскую) карту. Возможно, это будет хорошим стимулом для Клайпедского порта - подумать о своем будущем и об обеспечении конкурентоспособности другими способами", - цитируют литовские СМИ экономиста Жигимантаса Маурицаса. Напомним, что раньше главным придворным прорицателем экономического будущего Литвы выступал советник президента банка SEB Гитанас Науседа, ныне – его превосходительство президент Литвы.

Гитанас с Линасом возглавили фронт против Лукашенко

Именно Науседа в связке со своим оруженосцем внешней политики – министром иностранных дел Литвы Линасом Линкявичюсом стали главными мировыми радетелями за свободу Белоруссии от Лукашенко. В Литве нашла приют и несостоявшаяся президент Светлана Тихановская. Которой пишут неуклюжие спичи литовские политтехнологи, которые, как им самим кажется, очень хорошо знают психологию простого бульбаша.

Линкявичюс с Науседой призывают все страны и их лидеров ввести жесткие санкции в отношении белорусских властей. Но находят поддержку не везде, а лишь в стане балтийских лимитрофов – Латвии, Эстонии и горячо любимой Польше. Тут даже Линкявичюс чуть не расплакался после саммита министров иностранных дел ЕС, на котором его требования проигнорировали.

"Литва рассчитывала на то, что санкции Евросоюза в отношении официальных лиц Белоруссии будут более масштабными. <…> Какого размера будет этот список, пока сказать трудно, но, похоже, на первом этапе он не будет таким, на который я рассчитывал", - сокрушался Линас Линкявичюс перед микрофонами СМИ.

На подмогу главе литовского МИД бросился сам глава государства. Вот в телефонном разговоре с президентом Финляндии Саули Ниинисте Науседа обсуждал не литовско-финские отношения, а внутренние дела Белоруссии.

"Президент призвал Финляндию поддержать региональные санкции и санкции Евросоюза (ЕС) для белорусских должностных лиц", - говорится в сообщении офиса литовского лидера.

Финский лидер, в свою очередь, сказал, что уже обсудил эту проблему с более серьезными собеседниками - президентом России Владимиром Путиным и канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Что Ниинисте ответил на предложение Науседы осудить Лукашенко и ввести санкции – не сообщается. Видимо, финский лидер дипломатично ответил, что подумает… на досуге.

Куда пойти? Куда податься?

Но вернемся к рекомендациям местных эконом-политологов и попробуем обрисовать ближайшие перспективы разрыва транзитно-транспортных отношений между Вильнюсом и Минском.

Экономисты и политики советуют клайпедским портовикам искать новых поставщиков грузов? Ну-ну. Кого? Китайцев, которым литовские правые хамят на всех уровнях и принимают далай-ламу как высокого гостя. Да и не стоит забывать, что первым с победой на выборах Лукашенко поздравил как раз руководитель Поднебесной Си Цзиньпин.

Также напомним, что ДГБ Литвы включили Китай и компанию Huawei в список главных угроз нацбезопасности. Значит, спасать литовскую экономику от банкротства Пекин уж точно не будет. А свои контейнеры с китайскими товарами легко перенаправит в ту же Усть-Лугу. Благо порт расширяется не по дням, а по часам. Если не верите - съездите проверьте.

Ах да! У Литвы же есть лучшая подруга – Украина! Вот кто спасет Клайпедский порт своими грузами. Правда, лимит на товары с пометкой "Made in Ukraine" на европейском рынке уже очень ограничен. Ведь пока лишь "ассоциация", а не полноправное членство в ЕС. Да и те грузы, которые потенциально способна перевалить через Клайпеду Украина, надо еще в порт доставить… через территорию Белоруссии. Вот незадача. Снова на пути Лукашенко.

Польша всем поможет… за злотые

Есть и общая подруга Литвы и Украины – богатая Польша. Недавно даже "Люблинский треугольник" против России сварганили и готовились заманить в него Белоруссию. Вот Варшава точно поможет литовцам! Особенно с транспортировкой живительного американского СПГ (сжиженного природного газа) из трюмов терминала Independence – прямо в котельную администрации президента Украины.

А еще Варшава поможет литовцам электроэнергией, после того как Вильнюс отключится от энергокольца БРЭЛЛ, а с новенькой Белорусской АЭС, что в 50 километрах от Вильнюса, ни ватта электричества не возьмет. Гордый народ – литовцы.

В Варшаве таким планам даже рады. Правда, СПГ украинцам они и сами могут поставить из терминала в Гданьске. А электроэнергию с удовольствием литовцам продадут. Само собой, с выгодой. А если денег не хватит оплатить польскую электроэнергию, то готовы будут взять бартером – вернуть в состав Польши… Вильнюс и Виленский край.

Райский приют для белорусских интеллектуалов

Мудрые литовцы пару дней думали и придумали, как нанести ответный "хук справа" угрозам Лукашенко. Уже разрабатывается план – переманить в Литву всех белорусов недовольных "режимом". Правительство Литвы собирается учредить стипендии для белорусских студентов. А главное - пригласить белорусские предприятия информационных технологий и специалистов этого сектора перебраться в Литву. Здесь, по словам литовских чиновников, им создадут такие преференции, что все позавидуют. В свое время такие сладкие обещания давали мировому гиганту IBM. Те поверили литовцам, даже открыли в Вильнюсе представительство, а потом тихо, по-английски… ушли.

А еще литовские власти обещают упростить выдачу виз гражданам Белоруссии и принять на полный пансион и харчевание (all inclusive) всех, кого белорусские полицейские хоть раз ударили дубинкой во время незаконных манифестаций в Минске и других городах Белоруссии. Литва – страна богатая. Всех прокормит. Правда, простые литовцы?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

29874
Теги:
Литва, Белоруссия
Тема:
Ситуация после выборов президента Белоруссии (290)

Польша хочет много: "гиена Европы" подтверждает свою репутацию

42
(обновлено 19:07 22.09.2020)
Польша не могла не внести свой вклад в чрезвычайное ухудшение отношений России с Европой. Варшавские правоохранители желают арестовать трех авиадиспетчеров, несших смену, когда при посадке разбился спецборт Ту-154 с президентом Польши Лехом Качиньским

Уникальность катастрофы — никогда до, и никогда после, и ни в какой стране разбившийся борт номер один не уносил на тот свет практически всю политическую верхушку — сразу породила и до сих порождает большой мощи конспирологические теории. Порой весьма экзотические. Заложенная в самолет термобарическая бомба (простой было недостаточно), искусственный туман, созданный властями России, а также гелий, распыленный под Смоленском, который должен был уменьшить подъемную силу авиаборта. Или совсем просто: авиадиспетчеры в Смоленске загнали самолет в густой туман и там взорвали (зачем еще туман, непонятно, адская машина произведет свое действие даже и при безоблачном небе), пишет в материале РИА Новости Максим Соколов.

В разработке версий приняли участие два тяжелых параноика. Бывший советник президента России Андрей Николаевич Илларионов и бывший военный министр РП Антоний Мацеревич. Поскольку паранойя — страшная и неизлечимая болезнь, плоды их трудов были самыми впечатляющими.

Кроме всего прочего, сказался и польский гонор. Он и вообще-то весьма велик, а тут по нему был нанесен крайне болезненный удар.
Экипаж борта номер один был недостаточно слетан и недостаточно тренирован. Он также был деморализован. Полтора года назад, в августе 2008 года, над Грузией Качиньский также требовал лететь, куда он скажет, рассудку вопреки, наперекор стихиям. Тогдашний командир президентского самолета, памятуя о том, что в воздухе он первый после Бога, отказался подвергать машину и пассажиров опасности, за что был отстранен от полетов. Его судьба была памятна капитану Протасюку, сидевшему за штурвалом 10 апреля 2010 года.

В критический момент посадки ею решил поруководить командующий ВВС РП генерал Бласик. Черный ящик сохранил его энергический приказ: "Садись, курва!"

Это не считая того, что видимость при посадке была хуже некуда — сплошное молоко, а заштатный аэродром не имел приборов посадки в сложных метеоусловиях. Обо всем этом "земля" сообщила борту 101 и велела уходить на запасной аэродром, но очевидно, Качиньский решил действовать по Плутарху — "Смелей, ты везешь Цезаря и его счастье!" Кормчий повиновался — и привез.

Признать, что в абсолютно нелетную погоду в небе над Смоленском находился летучий кабак и спасти его могло только чудо, к несчастью, не случившееся, — это было бы слишком болезненно для гоноровых панов. Параноидальные версии больше грели и греют национальное самолюбие.
Поэтому и десять с лишним лет спустя панам пришла в голову идея, что варево надо разогревать и далее, для чего нужно арестовать диспетчеров.

Конечно, до прямого требования выдачи они еще не дошли. Очевидно, понимая, каков будет ответ Москвы. "Накося выкуси" — не слишком приятно для раскаленного гонора.

Поэтому речь идет об охоте на территории третьих стран. Как указали польские инстанции, страны, приверженные свободе и демократии, несомненно, передадут диспетчеров Польше, если те вдруг окажутся на территории свободолюбивых государств. Например, на отдыхе.

Здесь, правда, есть две проблемы. Во-первых, мы не знаем (и уж паны точно не знают), какие сейчас обстоятельства у диспетчеров. Здоровье (за десять лет все мы не молодеем), достаток, позволяющий — или не позволяющий — ездить по заграницам etc. Во-вторых, сейчас границы закрыты и не известно на сколько. Даже если диспетчеры рады поехать на курорт, а оттуда в дефензиву, у них нет (как и у всех нас) на то возможности. Разве что паны намерены играть в долгую. Через пять или десять лет границы, возможно, откроются — и тогда хитрый план сработает.

Но скорее всего, дело даже не в диспетчерах, а в наблюдении У. Черчилля, назвавшего Польшу "гиеной Восточной Европы". Он имел в виду, что при возможности (действительной или только кажущейся) что-нибудь безнаказанно урвать или просто как-нибудь отплясаться (как рыцарственные поляки отплясывались в 1945 году при зверской депортации немецких женщин, детей и стариков), Польша не преминет это сделать.
Но сейчас именно такой момент — по крайней мере, для иллюзий. Евроструктуры настолько увлечены аферой Навального, что потеряли всякое чувство меры. Что стоит одна только рекомендация Европарламента разорять всякую коммерческую структуру в России, на которую укажет Навальный. Просто укажет, а мы знаем, как он указывал.

При том раже — "Разорю! Не потерплю!", — в котором сейчас находятся европейцы, немудрено, что в Варшаве решили: "Сейчас можно все. Время благоприятное".
42
Теги:
Крушение самолета Ту-154, Европа, Польша
Флаги Польши и Литвы

Антипольский сюрприз. Литовские судьи решили вмешаться в политику

384
(обновлено 11:44 22.09.2020)
Совет судей Литвы заявил категорическое несогласие с поддержкой премьером судебной реформы в Польше и нарушил главное правило – независимости и непредвзятости. Получилось, что судьи продемонстрировали нелояльность и к исполнительной власти, и к одной из политических сил

Две главные непримиримые политические силы Литвы последних лет – консерваторы ("Союз Отечества – Христианские демократы Литвы", СО-ХДЛ) и аграрии ("Союз крестьян и "зеленых" Литвы", СКЗЛ) – подходят к выборам с одинаковыми показателями доверия избирателей. Согласно последнему соцопросу, проведенному компанией Vilmorus и обнародованному изданием Lietuvos Rytas, разрыв между СО-ХДЛ и СКЗЛ микроскопический. За аграриев готовы проголосовать 15,1 процента избирателей, а за консерваторов – 14,9 процента. И это с учетом погрешности таких опросов, которая обычно составляет около трех процентов.

Так что вполне возможно, что победителя выборов придется определять в судах. Кстати, подобная ситуация складывается на выборах президента США. И там сегодня все настолько запутано, что смерть старейшей судьи Верховного суда США Рут Гинзбург может коренным образом сказаться на результатах выборов. Если разница между Трампом и Байденом окажется в рамках погрешности, то подсчет голосов будет перенесен из Избирательной комиссии в зал судебных заседаний Верховного суда. А там сложилось равновесие. Половина судей – от консерваторов, а половина – от демократов. И назначение всего одного судьи вместо умершей Гинзбург может решить исход выборов.

Параллели напрашиваются сами собой. И если в Верховном суде США сегодня пятьдесят на пятьдесят судей демократов и консерваторов, то в литовских баланс в пользу лишь одной политической силы – СО-ХДЛ. Это видно по последним заявлениям судей, которые, согласно Конституции, вроде бы не должны вмешиваться в политику. Помните недавнее заявление Конституционного суда о том, что правительство во главе с СКЗЛ "нелегитимно". Год молчали, а теперь громко выступили. Премьер-министр Саулюс Сквернялис уже назвал это выступление стражей Конституции "странным".

И вот очередная атака на премьера и правящую коалицию со стороны теперь уже Совета судей Литвы. Этакого профсоюза стражей закона.

"Высказывания главы правительства (Саулюса Сквернялиса. – Sputnik) о поддержке со стороны Литвы проводимой в Польше судебной реформы мы оцениваем как обусловленные напряженным предвыборным периодом и дистанцируемся от любых поддерживающих эту реформу утверждений", – цитируют литовские СМИ заявление Совета судей.

То есть судьи как бы признают, что заявление премьера – чисто политический ход, и открещиваются от слов главы правительства. В то же время судьи сами стали участниками этой политической борьбы. А ведь могли бы промолчать или хотя бы заявить о своей позиции через три недели – после выборов в Сейм. В данном вопросе время-то терпит. Ведь судебная реформа в Польше, за которую, кстати, критикует Варшаву и высшее руководство ЕС, – дело не одного дня. А вот выборы нового состава Сейма уже 11 октября. И любая, даже минимальная промашка одной из политических сил может склонить чашу весом в сторону противника.

Стоит напомнить, что во время прошлых выборов в Сейм в 2016 году после первого тура сложилась подобная ситуация равновесия. Тогда после подсчета голосов в многомандатных округах консерваторы опередили аграриев лишь на один мандат. И уже праздновали победу, а их лидер Габриэлюс Ландсбергис примеривал на себя премьерский фрак. Но через две недели, при голосовании в одномандатных округах, оглушительную победу одержали кандидаты в депутаты от малоизвестной на тот момент партии "Союз крестьян и "зеленых" Литвы". Разрыв был настолько огромным, что никакое оспаривание в судах консерваторам не помогло бы. Им пришлось смириться и на четыре года сесть в кресло оппозиции.

Сегодня, судя по последним соцопросам, ситуация почти аналогичная. И по результатам первого тура выборов (11 октября) еще нельзя будет судить об окончательной победе той или иной партии. Но вариант, что с участием судей придется решать вопрос "новой власти", исключать нельзя.

А еще напомним, что перед прошлыми выборами на политическом тотализаторе на победу СКЗЛ во главе с Рамунасом Карбаускисом поставил бы только дилетант. Ведь в фаворитах соцопросов тогда фигурировали лишь две традиционные партии – консерваторы (СО-ХДЛ) и социал-демократы (СДПЛ). Но литовский избиратель "из глубинки" стукнул кулаком по избирательному столу и вручил власть в стране новой политической силе – аграриям. Насколько те оправдали надежды избирателей на перемены? Это станет окончательно известно только после второго тура выборов – 25 октября.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

384
Теги:
суд, Сейм Литвы, Польша, Литва, парламентские выборы
Тема:
Парламентские выборы в Литве – 2020
По теме
Попов: Евросоюз не даст Польше денег на ее идеи по Белоруссии
Польша поддержит Литву в суде ЕС по Пакету мобильности
Страны Балтии и Польша будут сотрудничать по внедрению сетей 5G
Рынок подержанных автомобилей в Вильнюсе, архивное фото

В Литве рынок подержанных автомобилей рухнул почти на треть

0
(обновлено 20:34 22.09.2020)
Временное восстановление наблюдалось в июне, до вступления в силу налога на экологию. Начиная с июля количество регистраций поддержанных машин падает

ВИЛЬНЮС, 22 сен – Sputnik. В августе в Литве было зарегистрировано на 29 процентов меньше подержанных автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщает компания AutoTyrimai со ссылкой на данные Regitra.

Всего за последний месяц текущего лета было зарегистрировано 12410 машин с пробегом.

"Снижение составило 31,1 процента в июле, в то время как временное восстановление наблюдалось в июне, до вступления в силу налога на экологию, когда регистрация подержанных автомобилей возросла на 15,5 процента. Снижение составило 39,6 процента в мае и 59,4 процента в апреле", – говорится в сообщении.

В прошлом месяце легковые автомобили составили 12018 единиц, а легковые коммерческие – 392 единицы. В августе больше всего было зарегистрировано машин марки Volkswagen (1952), BMW (1391) и Audi (1083).

Средний возраст подержанных автомобилей, впервые зарегистрированных в Литве, составил 10,8 года. Доля дизельных автомобилей составила 67 процентов, в то время как в августе прошлого года этот показатель составлял 68 процентов.

В прошлом месяце в Литве произошло 15305 смен владельцев подержанных автомобилей, что на 33,7 процента меньше, чем в августе 2019 года.

"Произошло 14870 смен прав собственности личных легковых автомобилей и 435 – коммерческих легковых автомобилей. В августе владельцев в основном сменили автомобили Volkswagen (2699), BMW (1673) и Audi (1635). Наиболее распространенными были операции по смене владельцев автомобилей Volkswagen Passat (897), Volkswagen Golf (649) и BMW третьей серии (602). Средний возраст подержанных автомобилей, сменивших собственника, составил 13,4 года", – отмечает компания.

В январе-августе в Литве впервые было зарегистрировано 98973 подержанных автомобиля, что на 22,8 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Их средний возраст составил 11,1 года.

За первые восемь месяцев года в Литве было произведено 147717 операций по смене владельцев поддержанных машин, что на 10,8 процента меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Средний возраст таких автомобилей составил 14,8 года.

0
Теги:
регистрация автомобилей, рынок автомобилей, автомобили, Литва
По теме
Страховщики рассказали жителям Литвы, как уберечь автомобиль в дождь
В Литве стали чаще заключать лизинговые договоры на автомобили
В Литве за год заметно снизилась регистрация автомобилей