Акция в Вильнюсе в поддержку протестующих в Белоруссии

Литва в ярости: Белоруссия не хочет платить и каяться

4179
(обновлено 18:06 11.09.2020)
Похоже, Прибалтике вновь предстоит на собственном опыте убедиться, что в современном мире в принципе исчезает такое понятие, как безальтернативность, а за беспардонное внешнеполитическое хамство приходится платить

 Министр энергетики России Александр Новак сообщил, что до конца сентября Москва и Минск проработают условия переориентации белорусских нефтепотоков из литовских портов на российские, пишет в материале РИА Новости Ирина Алкснис. По словам главы ведомства, главная задача сейчас — "создать экономические условия, которые были бы выгодны всем: и портам, и перевозчикам, железной дороге и, собственно, самим нефтепродуктопроизводителям". Информацию подтвердил и госконцерн "Белнефтехим".

Тем самым с мертвой точки сдвинулась тема, которая долго была поводом для трений в отношениях двух стран.

Суть противоречий проста: Россия поставляет Белоруссии нефть, которая там на НПЗ превращается в белорусские нефтепродукты и отправляется дальше на экспорт — главным образом, через Литву. Поскольку республика получает российское черное золото по чрезвычайно приятным — по сравнению с мировыми — ценам, Москва заинтересована, чтобы этот экспорт шел через отечественные порты на Балтике. Однако у Минска свои резоны, в том числе чисто экономические: транзит через прибалтийские государства ему несколько выгоднее, даже с учетом скидок и льгот, которые готова предоставить российская сторона.

В таком тупиковом состоянии тема пребывала довольно много лет — на радость Западу и особенно прибалтийским соседям, не скрывавшим удовлетворения по поводу проблем между двумя ближайшими и глубоко недемократичными партнерами.

И вот наконец появились перспективы ее разрешения. По иронии судьбы ответственность за это несет все та же Прибалтика, которая не сделала выводов из прошлого опыта и в очередной раз устроила мастер-класс "Как выстрелить себе в ногу".

Дело, разумеется, в текущих событиях в Белоруссии и позиции, которую по отношению к ним заняли прибалты, в первую очередь Литва.

Эта республика вместе с Польшей стала главным иностранным плацдармом для действий против белорусских властей, причем Вильнюс действует столь напористо и одновременно топорно, что даже российский министр иностранных дел был вынужден отметить, что в своем вмешательстве в дела Белоруссии "литовские соседи перешли уже все грани приличия".

Более того, останавливаться они явно не намерены. Свежей инициативой стала выраженная президентом Гитанасом Науседой готовность взять на себя лидерство и стать посредником в переговорах между белорусскими властями и оппозицией.

Без санкций, разумеется, также не обошлось — куда же без них. В список лиц, которым запретили въезд в ЕС, входят тридцать человек, включая Александра Лукашенко. А еще именно с подачи Литвы те же три государства договорились прекратить торговлю электроэнергией с Минском после запуска Белорусской АЭС.

Как раз после всех этих демаршей президент Белоруссии впервые прямо заявил о возможности изменения его страной транзитно-экспортных маршрутов с прибалтийского на российское направление. На что последовала возмущенно-оскорбленная реакция Вильнюса, воплощенная в сакраментальном "а нас-то за что?!"

Для экономики Литвы белорусский транзит действительно значим. В прошлом году Минск обеспечил треть грузопотока порта Клайпеды, а поставляемые на экспорт калийные удобрения соседей — основной груз для литовских железных дорог.

Пожалуй, самым любопытным во всей этой ситуации является принципиальная необучаемость, демонстрируемая литовскими властями.

Было бы вполне понятно, если бы нынешние события происходили лет десять-пятнадцать назад. Тогда Прибалтика пребывала в полной уверенности (и жизнь ее в общем в этом поддерживала), что она может себе позволить проводить агрессивно-антироссийскую внешнеполитическую линию и параллельно снимать финансовые сливки от сотрудничества с нашей страной, поскольку Москве деваться все равно некуда. Главным образом, это касалось как раз транзитно-логистической сферы.

Даже уже набравшие размах к концу нулевых российские усилия по созданию альтернативных экспортных маршрутов (в первую очередь в виде развития собственной портовой инфраструктуры) воспринимались тогда прибалтийскими соседями со снисходительной усмешкой: мол, все равно у русских не получится перенаправить потоки с латвийского Вентспилса на Усть-Лугу, Петербург или Приморск.

Однако по этому поводу уже давно никто не смеется. Россия добилась своего и на данный момент лишила прибалтийские страны львиной доли своего транзита.

Это было, безусловно, экономическое решение со стороны Москвы: при наличии потенциальной возможности стране выгодно развивать собственную экономику, а не отдавать деньги иностранному бизнесу. Но глупо отрицать, что свою роль играли и политические соображения — нежелание платить за содержание патентованных русофобов.

Тем же полученный урок, несмотря на всю болезненность, очевидно, не пошел впрок, и Литва устроила нынешнюю антибелорусскую вакханалию, не сомневаясь, что ничего ей за это не будет и соседняя республика молча проглотит столь наглое вмешательство в свои дела.

Судя по всему, соображения у Вильнюса были те же, что и с Россией до того: реальных альтернатив у Минска нет, так что он как миленький будет и дальше платить за литовский транзит, параллельно безропотно терпя враждебные и оскорбительные выходки в свой адрес.

Но, похоже, Прибалтике вновь предстоит на собственном опыте убедиться, что в современном мире в принципе исчезает такое понятие, как безальтернативность, а за беспардонное внешнеполитическое хамство приходится платить, особенно слишком много на себя взявшим геополитическим сателлитам.

4179
Теги:
Россия, Белоруссия, Литва
Панорама Вильнюса, архивное фото

А где Литва? Вильнюс не могут найти на карте даже в ЕС

66
(обновлено 18:14 18.09.2020)
Кабинет министров одобрил стратегию презентации Литвы за границей на ближайшее десятилетие. В документе говорится, что после реализации стратегии в 2030 году Литва наконец станет узнаваемой в мире.

Узнаваемой, по мнению стратегов, в качестве "открытой и надежной страной с умной экономикой, где талант способствует решению глобальных проблем, а благоприятные условия в стране приглашают инвестировать, создавать и накапливать опыт в естественной среде".

По словам создателей стратегии, отныне литовским учреждениям больше не придется думать о том, как представить Литву миру. В стратегии также уточняются четыре ценности литовского общества: свобода творчества, совершенствование, настойчивость и связь с природой. Эти важные для литовского государства ценности и области объединены в общем позиционировании – "Открытость для совместного творчества".

Это не первая стратегия презентации Литвы за границей после восстановления независимости. Раньше были видения, миссии, слоганы и литовские "товарные знаки". Были созданы различные литовские имиджевые комиссии, стратегические советы и службы. В самом правительстве и при правительстве. Бесчисленные консультанты по имиджу из-за рубежа рассказывали, как Литве представить себя миру. Не за бесплатно, конечно же. За деньги литовских налогоплательщиков. И не маленькие.

При разработке этой имиджевой стратегии Литовский стратегический совет, членами которого являются представители бизнеса, коммуникационных ассоциаций, министерств и других учреждений, предоставил замечания рекомендательного характера.

Комиссия при правительстве Литовской Республики – Стратегический совет имиджа Литвы (далее – Стратегический совет) была учреждена постановлением правительства 9 января 2019 года. Персональный состав Стратегического совета утвержден самим премьер-министром. Стратегический совет может при необходимости привлекать независимых экспертов, представителей государственных и муниципальных учреждений и органов, а также других организаций.

И привлек. Традиционно.

На этот раз стратегия по заказу правительства была подготовлена ​​группой хозяйствующих субъектов UAB New Agency, UAB Synthesis Consulting Group, MB Blue Oceans PR и UAB SuperYou. По данным правительства, над стратегией работали один из самых известных составителей методологий бренда и рейтингов Саймон Анхольт и эстонский маркетолог Ева-Кристийна Пономарев.

По словам вице-канцлера правительства Лукаса Савицкаса, Литва ежегодно в имиджевых целях выделяет около 4,5 миллиона евро. По словам Савицкаса, эта стратегия не предусматривает дополнительных инвестиций, а сама подготовка стратегии стоила всего около 160 тысяч евро.

Осуществление стратегии будет координировать группа по имиджу Литвы при канцелярии правительства. Существует и такая. Кроме того, в ближайшее время планируется объявить конкурс визуальной идентичности. Таким образом, имидж Литвы станет дороже. На сколько? Никто не знает. Однако уже сейчас предлагается создать имидж литовского бренда и активно использовать его в презентациях, на бланках документов, стендах, брошюрах, буклетах, подарочных пакетах, плакатах, визитках и так далее.

Стратегия рекомендует обновить сайт lietuva.lt и превратить его в главный имиджевый канал, где систематически будет предоставляться самая важная информация о Литве.

Сайт lietuva.lt – наследие другой литовской имиджевой кампании под названием Lietuvos DNR.

Напомним, что координатор презентации страны за рубежом – отдел имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики – утвержден на заседании правительственной комиссии по портфелю стратегических проектов под председательством премьер-министра Саулюса Сквернялиса, которое прошло еще 25 июня 2018 года. Основная функция отдела – координация имиджа Литвы за рубежом. В то время в отделе работало четыре специалиста. Сегодня уже работает семь.

Тогда, два года назад, правительственная канцелярия у компании Videvita Vilnius за десять тысяч евро приобрела создание творческой идеи # LietuvosDNR, подготовку плана коммуникации и создание видео- и аудиоклипов.

Интернет или балет? А может, лазеры? Как мы представим Литву миру? Эти и другие вопросы кампании Lietuvos DNR пригласили обсудить общественность. Гражданам Литвы было предложено выражать свое мнение и предлагать идеи в социальных сетях, используя хештег #LietuvosDNR.

Но традиционно энтузиазм быстро угас.

Теперь, чтобы повысить осведомленность о стране, снова призывают как можно шире использовать социальные сети, готовить пресс-релизы для целевых СМИ, организовывать журналистские туры в Литву, приемы для них в посольствах и участвовать в международных мероприятиях. Ничего оригинального. Рутина.

Тем не менее стратегия также рекомендует рассмотреть возможность создания новой организации, своего рода кузницы идей, которая объединила бы внешних экспертов из имиджевого и экономического секторов, а также представителей учреждений. Она должна предлагать, рекомендовать и реализовывать символические акции и имиджевые программы. Но это пока что всего лишь слова в тексте стратегии.

Создатели стратегии признают, что осведомленность о Литве в мире в целом невысока.

Опрос относительно осведомленности и репутации показал, что 28 процентов иностранных граждан о Литве знают больше, чем просто название и географическое положение.

Качественное исследование показало, что в странах, экономически и геополитически важных для Литвы, осведомленность о ней ниже среднего: семь процентов респондентов во Франции знают о Литве, 20 процентов – в Великобритании и 25 процентов – в Германии. За пределами Европы осведомленность о Литве также низкая, лучший результат в Израиле – 26 процентов.

Кстати, на эти исследования правительство потратило более четверти миллиона евро. За 264,3 тысячи евро исследование провели институт KOG, компания Norstat LT и государственное учреждение Socialinių inovacijų institutas.

Низкая осведомленность о стране за рубежом, возникающие в результате этого стереотипы и негативные оценки мешают Литве выглядеть красивой и привлекательной. Таким образом, несмотря на различные органы власти, ответственные за имидж Литвы, Литву представляют кто только может, кто умеет – самостоятельно и по доброй воле. И это привлекает внимание и признание.

В прошлом году Вильнюс даже получил "Оскар" в области туризма за рекламную кампанию "Точка G Европы".

Вильнюсская туристическая маркетинговая кампания "Вильнюс – точка G Европы" была признана лучшей на престижной международной премии International Travel & Tourism Awards в Лондоне. Тогда в категории лучших городских маркетинговых кампаний Вильнюс обогнал Лас-Вегас, Ливерпуль и Даллас.

"Вильнюс – точка G Европы" привлекла внимание мировых СМИ к литовской столице и побудила их рассказать не только о самой рекламе, но и о Вильнюсе как туристическом направлении. Вильнюс появлялся на страницах самых солидных изданий Великобритании, Франции и других стран, даже в шоу американского комика Джона Оливера, у которого миллионы поклонников по всему миру.

Эту кампанию создали Юргис Раманаускас, Скайсте Кауринайте и Угнюс Микшта из Вильнюса, которые учились в школе рекламы Atomic Garden.

По словам Раманаускаса, никто не знает, где на самом деле находится Вильнюс, но как только узнают и приезжают, все остаются очень довольными и буквально влюбляются в город. Идея и возникла из разговоров с иностранцами. "Поэтому, когда мы поняли, что есть место, о котором никто не знает, но когда его находят, все остаются очень довольными, то аналогия с точкой G возникла как бы сама по себе", – сказал Раманаускас.

Хотя эта кампания вызвала много споров, налогоплательщикам она не стоила ни копейки. И была реализована без помощи отдела имиджа Литвы при канцелярии правительства Литовской Республики, Стратегического совета имиджа Литвы и других учреждений, поддерживаемых налогоплательщиками.

Многие литовцы за рубежом сталкиваются с вопросом: "Что такое Литва?" Путешественник Йокубас Лаукайтис, побывавший в самых экзотических уголках мира, задумался, как быстро и эффективно ответить на этот вопрос – так, чтобы все не только знали, что такое Литва, но и хотели ее посетить.

Два года назад он это сделал: снял видео, в котором рассказывается вся правда о Литве. Фильм Йокубас Лаукайтис создал за собственные средства и тоже без государственной имиджевой стратегии. На сегодняшний день видео просмотрели 1 230 661 раз.

Сколько еще раз и на сколько денег налогоплательщиков будут разрабатываться стратегии презентации Литвы за границей, известно только самим распорядителям этих денег. Однако очевидно, что неправительственные инициативы пока несравнимо эффективнее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

66
Теги:
стратегия, реклама, положительный имидж, Правительство Литвы, Литва
По теме
Мэр Вильнюса назвал Карбаускиса "наследником колхоза" из-за спора о пляже
В Лондоне рекламу "Вильнюс – точка G Европы" признали лучшей в мире
Вид города Вильнюса

Цена приказа: чем рискует Литва в большой игре против России

581
(обновлено 11:55 18.09.2020)
Напряженность в отношениях Европы с Россией в последнее время нарастает. Последствия для Литвы могут быть печальными

Запад с большой тревогой ждал встречи президентов России и Белоруссии. Говорили, что Александр Лукашенко собирается отдать/продать свою страну Владимиру Путину и скоро произойдет аншлюс – все, что осталось, это отдать приказ российским "зеленым человечкам", которые уже были в Белоруссии.

Встреча прошла спокойно. О единой валюте, например, даже не было речи. Более того, Россия вывела резерв, который был готов помочь правоохранительным органам соседней страны. Однако истерия в Европе продолжается – Москву призывают не вмешиваться в дела Белоруссии, но при этом так называемый министр иностранных дел ЕС Жозеф Боррель заявляет, что Лукашенко – нелегитимный президент.

Другими словами, ЕС требует, чтобы Россия оставила Минск в покое, но в то же время сам поступает наоборот и делает это очень агрессивно. Еще больше "чудес" в истории с "отравлением" Алексея Навального.

Глава внешней разведки России Сергей Нарышкин (то есть не человек из ниоткуда) говорит, что до отъезда оппозиционера в Германию в его организме не было яда. Но против его слов – слово Ангелы Меркель. Решение простое: Запад должен предоставить четкие доказательства своей правоты, чтобы Москву можно было прижать к стенке.

Но никто их не предъявляет, и обычно сдержанный и корректный министр иностранных дел России Сергей Лавров все чаще делает крайне жесткие заявления о поведении европейских партнеров. Это означает, что отношения Европы с Россией внезапно перешли в стадию "игры без правил", и это плохой знак, потому что такая игра имеет негативные последствия для всех ее участников, и чем она жестче – тем они хуже.

В связи с этим возникает естественный вопрос: европейцы, в основном немцы, сошли с ума (потому что только сумасшедший может по собственной инициативе на основании очень спорных причин начать целенаправленно подрывать основы стратегического сотрудничества, в том числе в области энергетики, с одной из крупнейших мировых держав)?

Нет, они не сошли с ума. Только подумайте, что напоминает их поведение. Правильно – стиль американцев, которые в последнее время игнорируют любые правила и просто делают то, что хотят. Следовательно, можно предположить, что определенные силы в Вашингтоне (так называемые демократы-глобалисты-атлантисты) заварили кашу белорусской революции, "отравления" Навального, санкций против "Северного потока – 2" и так далее, что, по сути, является максимумом их возможностей (боевой пик), чтобы раз и навсегда настроить Европу, и в частности Германию, против России.

Только представьте, какие рычаги пришлось использовать, чтобы Меркель сделала заявление о "бесспорном отравлении Навального", которое поставило Берлин в очень неловкое положение, из которого будет сложно выбраться не только ему, но и Евросоюзу в целом.

Конечный результат этой "битвы за Европу", по мнению экспертов, пока не ясен – антироссийское давление уже огромно, но, например, Австрия заявила, что не стоит спешить в случае Навального и "Северного потока". Другими словами, в Старом Свете еще есть серьезные силы, готовые попытаться противостоять тем, кто хочет опустить железный занавес между ним и Россией. Кто выиграет – посмотрим.

Что в этом случае важно понять Литве? Она находится в авангарде критиков "белорусского режима" и "российского империализма". Иными словами, она активно способствует росту напряженности в отношениях Европы с Москвой. Однако не всегда учитываются возможные последствия такой политики.

Есть старая добрая поговорка: бояре дерутся – у холопов чубы трещат. Другими словами, если санкционная война между ЕС и Россией обострится, больше всего пострадают малые государства блока, которые в принципе менее устойчивы к убыткам. И надо понимать, что ответ Москвы странам Балтии может быть гораздо более болезненным, чем ответ Минска.

Дополнительным звоночком для Литвы является то, что конкретно ее негативный образ укоренился в российском политическом и информационном дискурсе. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя события в Белоруссии, заявил: "Мы не позволим вмешиваться никаким американцам, литовцам, полякам или немцам". То есть литовцы сразу после американцев.

А до этого министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил: "Наши литовские соседи перешли, по-моему, все грани приличия в требованиях, которые они выдвигают. У нас есть основания полагать, что они с госпожой Светланой Тихановской работают совсем не демократическими методами и методами, в которых не сильно проявляется уважение к суверенитету Республики Беларусь".

Иными словами, Литва в контексте противостояния ЕС с Россией может пострадать не только как небольшое государство, но и как один из главных инициаторов этого противостояния и его наиболее активных участников, в том числе на белорусском направлении. Но политическая элита страны, наверное, даже не задумывается об этом. Некогда волноваться о национальных интересах и оценивать риски для экономики страны, главное – выполнить указ "старшего брата".

Подводя итог, можно сказать, что определенные силы (вероятно, в Америке) бросили в битву за Европу практически все возможные политические, экономические и информационные резервы. В результате напряженность в отношениях последней с Россией приближается к опасному рубежу. После того как его переступят, "пленных никто брать не будет", и в этой игре без правил больше всего могут пострадать такие маленькие и слепо выполняющие чужие указы государства, как Литва.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

581
Теги:
Европа, Россия, Литва
По теме
Белоруссия усилит границы с Литвой, Польшей и Украиной
Бажан: на ситуацию с торгпредством России могло повлиять поведение Литвы
Аварийный знак, архивное фото

В ДТП с двумя грузовиками и легковушкой в Литве погиб человек

0
(обновлено 18:33 18.09.2020)
Авария произошла днем в среду на 65-м километре трассы Паневежис – Аристава – Ситкунай. Начато досудебное расследование

ВИЛЬНЮС, 18 сен – Sputnik. В Кедайняйском районе в аварии с двумя грузовиками погиб водитель легкового автомобиля, сообщает полиция Литвы.

ДТП произошло днем в среду на 65-м километре трассы Паневежис – Аристава – Ситкунай. Грузовик Mercedes-Benz Actros столкнулся в своей полосе с автомобилем Mercedes Benz 300, который остановился для поворота налево. При ударе машина вылетела на встречную полосу и врезалась в грузовик Volvo FM.

Водитель Mercedes-Benz 300 1994 года рождения погиб.

Проводится досудебное расследование.

0
Теги:
авария, Литва
По теме
Пожарные в Литве потушили 60 пожаров за выходные
В Вильнюсе прогремело два взрыва