Строительство газопровода Северный поток-2 в Германии

Изощренное убийство энергетики: чего хочет ЕС, разрывая связи Балтии и РФ

737
(обновлено 16:57 23.09.2020)
Формально электрическое кольцо БРЭЛЛ (Белоруссия – Россия – Эстония – Латвия – Литва) было создано 7 февраля 2001 года, однако это вовсе не говорит о том, что БРЭЛЛ возникло на пустом месте

Синхронизированная работа энергетических систем пяти ныне независимых и суверенных государств – это некий островок стабильности: северо-западный регион Единой энергетической системы СССР бесперебойно функционировал все то время, пока наши страны переживали драматический период политической истории. Появлялись новые государственные границы, таможни, валюты, новые системы государственного управления, а электростанции, подстанции, линии электропередачи спокойно продолжали работать, и даже место расположения Центрального диспетчерского управления оставалось в Москве.

То, что пять государств и в настоящее время сохраняют потенциал для своего объединения, с точки зрения политики звучит "кощунственно", однако этот потенциал воплощен в металле – в проводах линий электропередачи ЕЭС СССР, в трубопроводах ЕСГ (Единой системы газоснабжения), в рельсах железнодорожной колеи шириной 1522 миллиметра.

Перспективы БРЭЛЛ и есть ли они

Простая логика подсказывала, что этот потенциал нужно использовать для взаимовыгодного сотрудничества, и было время, когда республики Прибалтики рассматривались как "экономический мост" между Европой и Россией. Однако европейские и прибалтийские политики сделали совершенно другой выбор – в пользу конфронтации с Россией как в политической, так и в экономической сферах. К чему привели Белоруссию попытки проводить "многовекторную политику", мы наблюдаем в режиме онлайн – сначала грубо вмешаться во внутренние дела республики попытались ее соседки, Литва и Польша, следом по тому же пути пошел и весь Евросоюз.

Это тот случай, когда политика начала диктовать свою волю экономике: год за годом снижаются потоки российских транзитных грузов через прибалтийские морские порты, уменьшаются объемы грузоперевозок по железным дорогам Эстонии, Латвии и Литвы. Сейчас и официальный Минск готовится вывести свои грузы из литовской Клайпеды и латвийского Вентспилса, что тоже совершенно логично: наблюдать, как оплата транзитных услуг превращается в спонсорскую помощь представителям эмигрировавшей из Белоруссии оппозиции, у руководства Белоруссии нет ни малейшего желания.

В 2019 году были прекращены поставки российской электроэнергии в Эстонию и Латвию, в августе 2020 года о своем отказе от импорта электроэнергии из Белоруссии заявили министры всех трех прибалтийских стран, компания – оператор энергетической системы Литвы официально заявила о том, что с 1 января 2021 года Литва отказывается резервировать аварийные мощности для БРЭЛЛ. Заявление прибалтийских министров еще не оформлено в виде официального документа – его должны одобрить регулирующие органы всех трех государств и энергетической биржи Nord Pool, и только после этого у министерств энергетики России и Белоруссии появится обоснование для формулирования своего ответа.

Однако срок задан Литвой, поскольку дата отказа от резервирования аварийных мощностей уже известна – 1 января 2021 года. С этого момента исчезнет техническая необходимость в существовании БРЭЛЛ – договор о резервировании мощностей был пятисторонним, выход одной из сторон, вероятнее всего, приведет к прекращению действия этого договора. Если Россия и Литва сохранят действие межправительственного соглашения о взаимных поставках электроэнергии, Россия сможет экспортировать электроэнергию из Калининградской области: после того как на территории последней были введены в эксплуатацию три новых газовых электростанции, наш европейский эксклав стал энергоизбыточным.

С 2019 года Калининградская область никакого отношения к БРЭЛЛ не имеет, работа новых электростанций позволяет ее энергетической системе работать в изолированном режиме, не прибегая к транзитным услугам Литвы. В этой фразе нет никакой политической составляющей –были проведены соответствующие тесты, которые подтвердили, что энергетическая отрасль Калининградской области уверенно решает проблемы самостоятельно. Будут ли осуществляться поставки калининградской электроэнергии в Литву после 1 января 2021 года, мы узнаем в ближайшее время – как и о том, пойдут ли Россия и Белоруссия на сохранение БРЭЛЛ или примут решение о прекращении его функционирования.

"Газопровод здорового человека" и "газопровод европейского бюрократа"

Удивляться поведению прибалтийских республик не стоит – следует помнить о том, что об их самостоятельности говорить приходится весьма условно, действия их руководства во многом зависят от того, какие инструкции они получают из Брюсселя и Вашингтона. А инструкции эти весьма лаконичны – Прибалтика получила приказ о прекращении сотрудничества в энергетической отрасли как с Россией, так и с Белоруссией. Приказ распространяется не только на электрическое кольцо БРЭЛЛ, аналогичные действия уже немало лет предпринимаются и во всех остальных энергетических отраслях – нефтяной, газовой и в атомной.

В 2009 году была окончательно остановлена работа самой новой советской АЭС, Игналинской – таким было условие вступления Литвы в ЕС. В 2006 году была прекращена работа магистрального нефтепровода Полоцк – Вентспилс, по которому в советское время осуществлялись экспортные поставки черного золота. 1 января введен в эксплуатацию новый магистральный газопровод Balticconnector, прошедший по дну Финского залива между Эстонией и Финляндией, в тот же день в ЕС начал работу новый региональный газовый рынок в составе Финляндии, Эстонии и Латвии. Достаточно занимательно, что при этом все три государства 100 процентов природного газа по-прежнему получают из России, однако Balticconnector – это только часть значительно более масштабного проекта Евросоюза, который на 75 процентов и финансирует его реализацию.

Согласно задумке брюссельских политиков, начало этого "меридионального газового проекта" находится в норвежском секторе Северного моря. Газовая магистраль пройдет через всю территорию Дании, на ее балтийском берегу продолжится как Baltic Pipe, который выйдет на берег Польши, где будет подхвачен еще одним новым МГП GIPL (Gas Interconnector Poland – Lituania). В Литве его соединят с советского времени сетью магистральных газопроводов "Северное измерение", по которым газ Северного моря через Литву и Латвию доберется до Эстонии и через Baltic Interconnector – до Финляндии.

О том, что у этого проекта отсутствует хоть какое-то внятное экономическое обоснование, говорит уже то, как ведется строительство всех этих газопроводов. "Газопровод здорового человека" ведут от газовых месторождений к потребителям, "газопровод европейского бюрократа" начали строить с наиболее удаленного от Северного моря участка – с Baltic Interconnector. Отсутствует логика и в пропускных мощностях, которая у Baltic Pipe составляет десять миллиардов кубометров газа в год, у GIPL – 2,5 миллиарда кубометров газа в год, у Balticconnector – 2,6 миллиарда кубометров в год.

Компанией – оператором Baltic Pipe станет польская Gas-System, за поставки газа будет отвечать польская компания PGNiG, которая забронировала 85 процентов мощности газопровода. Следовательно, до территории Польши будут добираться 8,5 миллиарда кубометров газа в год, из которых 2,5 миллиарда кубометров PGNiG сможет отправлять дальше на север – в Литву и до Финляндии. Остающиеся шесть миллиардов кубометров не решат проблемы спроса в Польше, 2,5 миллиарда кубометров для Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии – в разы меньше объема их совокупного спроса.

Несколько миллиардов евро инвестиций во все эти новые трубопроводы, которые не решат проблем стран, по территории которых они пройдут, не имеют никакого отношения к энергетике и к экономике, это сугубо политический проект, единственная цель которого – демонстрация приверженности общеевропейскому антироссийскому тренду, не более того.

О домашних любимцах

Трубопроводный проект, разработанный и реализуемый во имя политических целей ЕС, – первый случай в истории, который не может не вызывать улыбок своей нелепостью. У польской PGNiG нет собственных месторождений в Северном море, эта компания уже несколько лет выкупает доли в отдельных проектах норвежской государственной компании Equinor (бывшая Statoil). Выкупить получилось столько, на сколько хватило финансовой мощи PGNiG – на 85 процентов мощности Baltic Pipe. Однако Equinor и не думает подчинять собственные производственные планы мечтаниям ЕС и Польши – Норвегия в состав ЕС не входит, это куда более независимое государство.

По техническим причинам в 2018 году Equinor снизила объем добычи на два процента по отношению к показателям 2017 года, в 2019-м еще на шесть процентов, в 2020 году плановые четыре процента снижения могут увеличиться в связи с ситуацией, связанной с COVID-19, восстановление до уровня 2017 года ожидается к 2024-му. Таким образом, 8,5 миллиарда кубометров газа, которые намерена забирать PGNiG с норвежских месторождений, Equinor своим европейским потребителям компенсировать не может. Но тревог по этому поводу нет – эту компенсацию осуществит "Газпром", масштабировав спотовую комбинацию с Великобританией: Норвегия увеличивает объемы поставок в Англию, "Газпром" обеспечивает газом клиентов Equinor в других европейских странах.

Другими словами, 8,5 миллиарда кубометров газа в год, которые "Газпром", вероятно, не сможет поставлять в Польшу, он поставит другим европейским компаниям по договоренности, которая возникнет с Equinor. Миллиардные инвестиции в европейский антироссийский трубопроводный проект урона интересам" Газпрома" не нанесут, спрос в Польше, Прибалтике и в Финляндии не удовлетворят, зато позволят всем европейским СМИ много и громко говорить о "нелегкой, но успешной борьбе ЕС против газового диктата России". Домашний кот при наличии свободного времени всегда находит себе занятие, но миллиардов евро ему для этого не требуется – за это мы котов и уважаем. Ценят ли налогоплательщики стран ЕС свое руководство за трату денег на такого рода проекты – неизвестно.

Так или иначе, но совершенно четко прослеживается желание руководства ЕС добиться полного разрыва сотрудничества России и Белоруссии с республиками Прибалтики, причем это желание имелось с того самого момента, когда появилась идея о включении Прибалтики в состав ЕС. Своеобразная идея и своеобразное исполнение: в Прибалтике уничтожена атомная энергетика, прекращены прямые поставки российской нефти на НПЗ в литовском Мажейкяе, идет реализация крайне замысловатого газопроводного проекта, доведена до абсурда ситуация с БРЭЛЛ, только в этом году Латвийская железная дорога увольняет четверть сотрудников в связи с дальнейшим снижением грузооборота, в 2019 году частично закрыты мощности Нарвских ГРЭС в Эстонии, Литва снижает объемы закупок трубопроводного газа "Газпрома" и увеличивает объемы закупок СПГ у… "Газпрома" (напомню, что СПГ-завод в Высоцке на 49,9 процента принадлежит "Газпром Банку", а газ для сжижения поставляет "Газпром").

Политики, руководящие энергетическими проектами, убивают экономику, но никто в Прибалтике даже не пытается вернуться к здравому смыслу. Тем занимательнее будет присмотреться к тому, в каком состоянии находятся энергетические отрасли стран Прибалтики в настоящее время, оценить результаты творческого сотрудничества с Евросоюзом и попробовать сделать определенные выводы – проанализировать допущенные ошибки и попробовать найти что-нибудь полезное в этом удивительном эксперименте. Этому и будут посвящены следующие статьи небольшого цикла.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

737
Теги:
выход Литвы из БРЭЛЛ, БРЭЛЛ, строительство газопровода "Северный поток-2", "Северный поток - 2", Эстония, Балтия, Латвия, Литва
Тема:
Строительство газопровода "Северный поток - 2" (547)
Ингрида Шимоните и Габриэлюс Ландсбергис

Власть свалилась с небес: почему консерваторы не в восторге?

7
(обновлено 18:20 29.10.2020)
В Литве – пора формирования новой правящей коалиции. Правым будет сложно договориться и работать вместе

После окончания второго тура выборов в Сейм стало ясно, что в Литве будет новое правительство. Можно попытаться выяснить, почему левые потерпели неудачу, но все это уже в прошлом. Теперь все ждут формирования правой коалиции с консерваторами в авангарде. Их лидер Ингрида Шимоните уже справедливо видит себя в кресле премьер-министра, но интересно, что Габриэлюс Ландсбергис как-то не брызжет энтузиазмом. И если вдуматься, то все складывается для "Союза Отечества" не так красиво, как кажется.

Во-первых, если сложить его мандаты с мандатами либералов, то большинство получается очень хрупким (перевес лишь в несколько голосов). Соответственно, принятие любого важного решения потребует максимальной мобилизации союзников. Но даже это не самая большая проблема.

В оппозиции легко работать. Теперь же необходимо будет взять на себя ответственность за положение дел в стране. И это непростое положение. Обрушилась вторая волна коронавируса, ситуация в медицинских учреждениях приближается к критическому уровню. В то же время необходимо утвердить бюджет. Короче говоря, не лучший момент перенимать власть.

Во-вторых, переговоры с либералами будут очень сложными. С одной стороны, консерваторы получили значительно больше мест в парламенте, но без партнеров ничего не получится. Последние это прекрасно понимают и потребуют многого (например, пост спикера Сейма). И это не говоря уже о горькой истории взаимоотношений "Движения либералов" с СО-ХДЛ, когда консерваторы уничтожили амбиции либералов стать системной партией. Последние, вероятно, этого не забыли, и сейчас им представилась идеальная возможность для мести: принудить консерваторов давать то, что у них попросят, и даже больше.

Не менее специфический партнер – Партия свободы. Переговоры с ней могут осложняться как амбициями Аушрине Армонайте, так и несовместимостью положений программы: права ЛГБТ – болезненная тема для христианского крыла консерваторов.

В-третьих, есть подозрение, что дела внутри СО-ХДЛ идут неважно. Приглашение Шимоните означало, что Ландсбергис-младший не справился с ролью лидера. Если бы консерваторы не выиграли выборы, он мог бы отодвинуть ее в сторону и вернуть утраченные позиции. Теперь же Шимоните станет премьер-министром и окажется еще сильнее в политическом плане, и Габриэлюсу придется свыкнуться со статусом второго номера на более длительный срок. И это не говоря уже об общей напряженности в отношениях между либеральным и христианским флангами партии, о которой говорят все чаще.

Подведем итоги. Потенциальное большинство непрочно с точки зрения голосов. Ситуация в стране из-за коронавируса кризисная. Либеральные партии далеко не идеальные партнеры для консерваторов, поскольку они не согласятся быть подчиненными. В самом СО-ХДЛ тоже нет единства. Наконец, оппозиция (те же "крестьяне") уж точно не позволит новым правящим спокойно пользоваться властью.

Другими словами, как это ни странно, сейчас не лучшее время для правления консерваторов, и в случае если коалиция будет сформирована, нет гарантии, что Литва из-за разногласий внутри этой коалиции не получит правительство меньшинства (СО-ХДЛ или "крестьян").

В заключение хочется зафиксировать новый и интересный аспект литовского политического процесса – консерваторов и либералов, которые должны составлять парламентское большинство, возглавляют женщины, и каждая из них по-своему уникальна. Пока трудно сказать, какой эффект это будет иметь: может – никакого, а может – большой. Как бы то ни было, стиль женщин в политике отличается от стиля мужчин: женщины могут действовать жестче и принципиальнее. И д'Артаньяну Гитанасу Науседе может быть нелегко с этими тремя мушкетерками.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

7
Теги:
Сейм Литвы, Союз Отечества — Христианские демократы Литвы (СО-ХДЛ), выборы, Литва
По теме
ГИК представила среднестатистический портрет депутата Сейма Литвы
"На эйфорию нет времени": президент Литвы обратился к новым членам Сейма
Строительство газопровода Северный поток-2 в Ленинградской области

В ЕС все посчитали: почему "Северный поток 2" будет достроен

200
(обновлено 11:39 29.10.2020)
Второй год не утихают страсти вокруг реализации проекта магистрального газопровода "Северный поток – 2", и вот уже почти год мы вынуждены наблюдать, как и какие дискриминационные меры против него предпринимают США

Страстей тем больше, чем меньше достоверной информации, а ее действительно немного – с того момента, как санкции со стороны Штатов вынудили выйти из проекта швейцарскую компанию Allseas, другая швейцарская компания Nord Stream 2AG, оператор трубопровода, заявила, что впредь не будет анонсировать никаких событий, связанных с СП-2 – новости будут поступать исключительно постфактум. В результате все мы превратились в сторонних наблюдателей, которым только и остается, что отслеживать перемещения морских судов, которые с той или иной долей вероятности могут стать участниками проекта.

Инвесторы "Северного потока – 2"

Политики США без устали продолжают изобретать санкции против проекта СП-2. Это действительно интересно, но постепенно сложилось мнение, что действия Штатов направлены только и исключительно против экономических интересов России. Мнение настолько устойчивое, что уже не очень понятно, по каким причинам политики Европы, вместо того чтобы всемерно поддержать своего заокеанского сюзерена, упорно этому сопротивляются, если, конечно, не обращать внимания на точку зрения государств, которые никакого отношения к проекту СП-2 не имеют. А причины есть, причем весьма основательные, нужно только перестать оперировать политическими интересами и внимательно присмотреться, какие и чьи тут имеются интересы экономические.

По договору, подписанному в апреле 2017 года, сметную стоимость морского газопровода в размере девяти миллиардов евро в равных долях внесут российский "Газпром" как единственный акционер Nord Stream 2 AG и пять европейских компаний: французская Engie, немецкая Wintershall DEA, немецко-финская Uniper, австрийская OMV и англо-голландская Royal Dutch Shell. Все пять компаний – частные, государствами не контролируются. Вся пять финансы находили самостоятельно, в проекте нет ни одного евроцента, внесенного из государственных бюджетов европейских стран. Именно по этой причине совершенно справедлива оценка проекта СП-2, которую неоднократно давал Владимир Путин: это частный экономический проект, участие в нем политиков не имеет никакого обоснования.

Вывод, который следует из этих фактов, прост: санкции США против СП-2 – это санкции не только против контролируемого Россией "Газпрома", но и против пяти ведущих частных энергетических компаний. А эта пятерка европейских компаний – не только импортеры российского газа, но и активные, ведущие поставщики газа, причем не только в странах, где они юридически зарегистрированы, но и практически во всем ЕС и во всей Европе. Если санкции США достигнут конечной цели – пострадают европейские компании, которые все свои убытки переложат на плечи потребителей, никаких других алгоритмов капиталистическая система не предполагает.

Неважно, как именно будет реализован этот перенос – за счет роста тарифов или за счет компенсационных выплат со стороны государственных бюджетов, поскольку госбюджет – это деньги тех же налогоплательщиков. Поэтому общий вывод может быть только один: санкции США – это попытка залезть в карманы и кошельки европейских потребителей газа, а поскольку природный газ – это прежде всего энергетический ресурс, то и в карманы и кошельки европейских потребителей электрической и тепловой энергии.

Безусловно, будет нанесен ущерб и нам, жителям России – по той причине, что "Газпром" контролируется государством, не полученная "Газпромом" прибыль – это не полученные государством дивиденды и не выплаченные "Газпромом" налоги. С этим спорить не приходится, но действия США нанесут ущерб не только России – это и является одной из причин того, что европейские политики сопротивляются давлению со стороны Штатов, как могут и как умеют.

Однако это только одна из причин – важная, но не единственная. В последнее время как-то ушло в тень простое обстоятельство: для Европы СП-2 не является некоей "вещью в себе". Газовая магистраль не заканчивается на немецком берегу Балтики в районе городка Грайфсвальд. Для того чтобы российский газ пришел к европейским потребителям, его нужно "вести" дальше.

От Грайфсвальда до границы Чехии уже легли трубы магистрального газопровода EUGAL – две нитки, мощность – 55 миллиардов кубометров в год, совпадающая с мощностью СП-2. Чтобы газопровод не оставался чисто транзитным, то есть чтобы он не подпадал под ограничения Третьего энергопакета ЕС, обустроен газоотвод мощностью десять миллиардов кубометров, соединяющий EUGAL со столицей Германии. Оператор проекта – компания Gascade Gastransport, принадлежащая "Газпрому", и Wintershall Dea через компанию WIGA. Владельцы и инвесторы – компании, входящие в консорциум в составе: Gascade Gastransport – 50,5 процента, Fluxys Deutschland, Gasunie Deutschland Transport Services, Ontras Gastransport – по 16,5 процента, сметная стоимость без учета выкупа земельных участков – 2,276 миллиарда евро.

Эти инвестиции уже сделаны, газопровод и приемная инфраструктура на балтийском побережье к работе готовы, все проверено, технический газ уже в трубах. Если учесть стоимость земельных участков, общие затраты составили около четырех миллиардов евро, и до того момента, пока не завершен СП-2, пока по нему не пошел российский газ, эти инвестиции в буквальном смысле слова зарыты в сырую немецкую землю. И в этих инвестициях – снова ни одного евроцента бюджетных денег, все инвестиции исключительно частные, как того и требует законодательство ЕС.

Заинтересованные стороны – Чехия, Германия, Франция, Бельгия, Австрия

Но на границе с Чехией проект не заканчивается, тут его подхватывает Capacity4Gas, в который инвестирует уже чешская компания Net4Gas. Чтобы уйти от монополии на поставки газа со стороны Словакии, Capacity4Gas – альтернативный маршрут, диверсификация направлений поставок, хотя в обоих случаях газ останется российским, ведь именно он поступает в Словакию – через газотранспортную систему Украины. Чтобы "уйти" от Третьего энергопакета, Capacity4Gas "вписан" в газораспределительную систему Чехии – он тоже не будет чисто транзитным. Далее – почти тот же текст: инвестиции сделаны, трубы проложены, компрессорные станции установлены, техническая проверка завершена, еще 3,5 миллиарда евро на день сегодняшний зарыты в сырую землю – теперь уже чешскую.

Однако и это еще не все: на карте можно увидеть магистральный газопровод MEGAL, уходящий из Германии в сторону Франции и Бельгии. Имевшихся мощностей MEGAL недостаточно для того, чтобы транспортировать газ, который будет попадать в Европу по СП-2, потому состоялись инвестиции в дополнительную нитку.

Однако не весь газ, прошедший через Capaсity4Gas, будет отправляться во Францию – не просто так принимает участие в финансировании австрийская компания OMV. Уже построен еще один, совершенно новый магистральный газопровод – MEGAL Süid, по которому наш газ придет в конечную точку маршрута всей этой системы новых газопроводов, на австрийский хаб "Баумгартен". Все, что связано с расширением транзитных мощностей, обошлось еще в четыре миллиарда евро, и все эти деньги тоже на день сегодняшний не работают, а мирно лежат в земле. И снова – ни единого цента из госбюджетов, только собственные инвестиции и банковские кредиты.

Судебные перспективы

Вот теперь уже можно прикинуть, как выглядит ситуация в полном ее объеме. Если США добьются успеха, то прямые убытки "Газпрома" составят 4,5 миллиарда евро (половина сметной стоимости СП-2), потери целого сонма европейских компаний – 4,5 миллиарда евро в СП-2, четыре миллиарда евро в EUGAL, 3,5 миллиарда евро в Capacity4Gas и четыре миллиарда евро – в MEGAL и MEGAL Süid. Общая сумма – более 15 миллиардов евро, больше половины из которых потрачены немецкими компаниями.

Следующий момент: окончательные инвестиционные решения по всей системе перечисленных газопроводов были приняты в 2017 году, на основании действовавших на тот момент правил ЕС. Если завершение строительства СП-2 будет сорвано из-за того, что правительства стран ЕС присоединятся к санкциям со стороны США – это будет классический случай применения законов задним числом.

Шансы выиграть судебные иски против правительств – стопроцентные, и в этом случае речь будет идти уже не о 15 миллиардах евро, а о куда больших суммах. Европейские энергетические компании не забудут ни банковские проценты, ни упущенную выгоду – считать там умеют. И все эти практически астрономические суммы придется выплачивать из государственных бюджетов, что следует читать как "из карманов налогоплательщиков". Ну, а налогоплательщики – это ведь еще и электорат на всех мыслимых выборах, от местных до парламентских и президентских.

Остается задать сакраментальный вопрос, ответ на который совершенно очевиден: существуют ли в Европе политики, желающие прекратить свое присутствие на политической арене? Вывод из всего сказанного только один: "Северный поток – 2" будет достроен, вопрос только в сроках.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

200
Теги:
газ, "Северный поток - 2", строительство газопровода "Северный поток-2", "Газпром", Россия, Евросоюз
Тема:
Строительство газопровода "Северный поток - 2" (547)
По теме
Рыков: "Турецкий поток" будет полезен в случае проблем с Украиной
Способное достроить "Северный поток – 2" судно вышло из порта Калининграда
Пункт пропуска на белорусско-литовской границе, архивное фото

Белоруссия ограничила въезд из Литвы, Латвии, Польши и Украины

1
(обновлено 18:30 29.10.2020)
В белорусской погранслужбе заявили, что меры приняты в связи со сложившейся эпидемической обстановкой в сопредельных странах

ВИЛЬНЮС, 29 окт – Sputnik. Белоруссия в связи с эпидемиологической ситуацией в соседних странах с четверга временно ограничивает въезд ряд категорий физлиц из Литвы, Латвии, Польши и Украины через наземные пункты пропуска, заявил РИА Новости официальный представитель Госпогранкомитета республики Антон Бычковский.

"В связи со сложившейся эпидемической обстановкой в сопредельных странах Республика Беларусь временно ограничивает въезд на свою территорию через наземные пункты пропуска отдельных категорий физических лиц из Латвии, Литвы, Польши и Украины", - сообщил он.

Собеседник уточнил, что под ограничения не подпадают сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, документированных дипломатическими и служебными паспортами. Также решение не распространяется на водителей транспортных средств, предназначенных для выполнения международных автомобильных перевозок, членов поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения.

"Вместе с тем пункт пропуска в Национальном аэропорту Минск функционирует без вышеуказанных ограничений", - уточнил Бычковский.

Между тем президент Белоруссии Александр Лукашенко в пятницу высказался о вопросах пограничной безопасности, назначая новых помощников по Гродненской, Брестской областям и Минску.

"Я не хочу публично говорить о том, какие мероприятия мы проводим и будем проводить на границе. И мне нужны там военные люди", - цитирует слова белорусского лидера агентство "БелТА".

Президент заявил, что в сферу ответственности новых помощников в том числе будут входить мероприятия на границе. По мнению Лукашенко, необходимо усилить безопасность на границе, но при этом не превратить ее в железный занавес.

"Нам надо сегодня еще раз посмотреть, мы многое сделали, когда я говорил: мы должны закрыть границу. Закрыть границу - не сделать ее железным занавесом, это никому не нужно. Граница - это зона дружбы народов. Вы видите, нам бросили вызов. Какая здесь дружба… Но народы не виноваты", - сказал он.

Лукашенко также подчеркнул, что пограничной тематике уделяется особое внимание также в связи с распространением коронавируса в мире. 

Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку новой коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией. По последним данным ВОЗ, в мире выявлено свыше 44 миллионов случаев заражения, более 1,1 миллиона человек скончались.

По последним данным, в Литве выявлено более 13 тысяч случаев заражения коронавирусом.

Карантинные ограничения в Литве
© Sputnik
Карантинные ограничения в Литве
1
Теги:
Украина, Польша, Латвия, граница, Белоруссия, Литва