Строительство польско-литовского газопровода GIPL

"Втиснуться" не получится. Литву не хотят видеть на газовом рынке Балтии

70756
Пренебрежение договоренностями по поводу СПГ-терминала в Балтийском регионе и стремление сделать все единолично сейчас оказывают Вильнюсу плохую услугу в вопросах энергетики

На прошлой неделе на сайте оператора газотранспортной системы Литвы, компании Amber Grid появилась радостная новость с полей строительства магистрального газопровода-интерконнектора GIPL (Gas Interconnector Poland Lithuania) – проложен пятидесятиметровый участок, пересекший государственную границу Литвы и Польши. Маршрут GIPL составит 165 километров, из которых большая часть приходится на территорию Литвы. Планируемая годовая мощность в направлении Польша – Литва – 2,51 миллиарда кубометров в год, в противоположном направлении – 1,95 миллиарда кубометров в год.

Остальная часть сообщения Amber Gird посвящена усилиям, которые компания намерена приложить, чтобы в обязательном порядке уложиться в календарный график – строительство GIPL должно быть завершено до конца 2021 года. Причины спешки, судя по всему, в том, что из 500 миллионов евро сметной стоимости до 60 процентов, то есть до 300 миллионов евро, выделяет ЕС, – Вильнюс не намерен вызывать недовольство Брюсселя. Работы идут в зимнее время, когда в Литве достаточно прохладно, и несмотря на все осложнения, связанные с пандемией COVID-19. Такие вот трудовые будни, такие вот трудовые подвиги.

Географические открытия от Amber Gird

Первый вопрос, который возникает после прочтения этой новости, вполне очевиден: а для чего задуман и строится GIPL? Конечно, Amber Gird этот вопрос предвидела, потому ответ в ее сообщении имеется: "Газопровод GIPL свяжет газовые рынки стран Балтии и Финляндии с системой Евросоюза". Замечательная формулировка! Оказывается, "газовые рынки стран Балтии" на день сегодняшний не имеют отношения к "системе Евросоюза". То ли газовые рынки Прибалтики и Финляндии работают по правилам, не учитывающим требования ЕС, то ли страны Балтии, по мнению Amber Gird, расположены в какой-то другой части света. Впрочем, пусть уж в Amber Gird попробуют понять самостоятельно, что написала их пресс-служба, мы же просто напомним реальные факты, а выводы сделаем самостоятельно.

Газовое снабжении Латвии, Эстонии и Финляндии вчера и сегодня

1 января 2020 года в ЕС начал работать новый региональный газовый рынок, в состав которого вошли Финляндия, Эстония и Латвия – Литву в него никто не приглашал. Сетевые компании трех стран действовали по договору, подписанному ими 14 февраля 2019 года, и на переговорах, предшествовавших его подписанию, представителей Литвы опять же не наблюдалось. Дата начала работы этого регионального газового рынка совпадает с вводом в эксплуатацию магистрального газопровода-интерконнектора Balticconnector, который, пройдя по дну Финского залива Балтийского моря, соединил газовые системы Эстонии и Финляндии. Строительство газопровода было профинансировано Еврокомиссией на 75 процентов, а то, по какой причине в этот проект с удовольствием вошла Финляндия, 10 января 2020 года с удовольствием рассказала Elering, компания – оператор ГТС Эстонии: "В первый день торгов газ в Финляндию поставили из латвийского хранилища "Инчукалнс".

Финляндия, Эстония и Латвия получали и получают российский газ по сети магистральных газопроводов "Сияние Севера", строительство которой было завершено еще в советское время. В тот период Эстония и Латвия были советскими социалистическими республиками, потому являлись частью ЕСГ (Единой системы газоснабжения) СССР, которая проектировалась и финансировалась централизованно. Для увеличения энергетической обеспеченности и безопасности на территории Латвии было построено подземное хранилище газа (ПХГ) "Инчукалнс" – крупнейшее в регионе, с активным объемом хранения 2,3 миллиарда кубометров. Закачка газа в него впервые была осуществлена в 1968 году – и вот с этого момента с газовым снабжением советской Прибалтики и Белоруссии все было и есть в полном порядке.

А вот с Финляндией все куда интереснее с сугубо технической точки зрения: гранитные поля этой страны не позволяют организовать на ее территории ни одного ПХГ. 50 лет поставок советского, а теперь российского газа без единого срыва, хотя все эти годы Финляндия в самом буквальном смысле слова зависела от газовой трубы, – это реальный инженерный подвиг, про который впору книги писать. Какого труда, какого нервного напряжения это требовало, можно только догадываться. Зато нет ни одной причины удивляться тому, что Финляндия охотно включилась в проект ЕС, связанный с Balticconnector: впервые в своей истории страна получила доступ к ПХГ, да еще к такому крупному, как "Инчукалнс".

Так что 1 января 2020 года Финляндия кратно увеличила свою энергетическую безопасность, с чем мы и поздравляем финскую компанию Baltic Connector. Значимым был этот день и для эстонской компании Elering – теперь она получает плату за свои транзитные услуги, что снижает общие затраты на обеспечение природным газом эстонских потребителей и опять же увеличивает энергетическую безопасность и обеспеченность. "Газпром" против проекта Balticconnector тоже не возражал – нашему концерну теперь стало проще выполнять контрактные обязательства перед финскими заказчиками, у операторов "Сияния Севера", вполне возможно, появилась возможность хотя бы чашку чая во время дежурства выпить.

Об экономике и хорошей памяти

А что Литва? Вот тут, как и в предвыборных рекламных роликах Бориса Титова, – пауза без звука. Со стороны Финляндии, Эстонии и Латвии – ничего, то есть никакого интереса. По "Сиянию Севера" российский газ в Литву как шел, так и идет, ПХГ "Инчукалнс" компания Amber Gird использует на коммерческих, самых общих основаниях. СПГ, который Литва время от времени получает через регазификационный терминал Independence в Клайпедском порту, интереса для Латвии и Эстонии не представляет – его цены выше цен "Газпрома".

Мало того: в 2014 году Литва по собственной инициативе нарушила тройственный договор с Латвией и Эстонией, по условиям которого страны Прибалтики должны были строить регазификационный терминал в Латвии, на побережье рядом с ПХГ "Инчукалнс" – инициатива с судном Independence была исключительно "индивидуальной".

Отсутствие экономического интереса и хорошая память и привели к тому, что Литва не получила приглашения к участию в формировании и функционировании нового регионального газового рынка – так выглядят реалии бытия "дружной семьи европейских стран", если отбросить в сторону всевозможные пропагандистские лозунги. Так что спешка Amber Gird со строительством наземного GIPL – это попытка каким-то образом добиться расширения этого регионального газового рынка, попытка "втиснуться" в него хотя бы вот таким способом. Однако вопрос о том, будут ли заинтересованы в этом северные соседи Литвы по географической карте, остается открытым. Ничего личного, только бизнес – Литва обязана предложить что-то, экономически привлекательное, а вот появится ли у нее такая возможность – большой вопрос.

Польша как поставщик газа для Литвы

Что станет ресурсным источником для GIPL, какой газ Литва намерена получать по нему из Польши? Объем добычи природного газа на территории Польши не превышает пяти миллиардов кубометров в год, при этом объем потребления растет и составляет около 17 миллиардов кубометров. Следовательно, по этому направлению Литва сможет получать только тот газ, который Польша сама импортирует. Вообразить, что ценовое предложение в этом случае может оказаться выгоднее, чем предложение от прямого поставщика в лице "Газпрома", способны только люди с крайне богатым воображением и огромным пренебрежением к здравому уму сетевых операторов Латвии, Эстонии и Финляндии.

Конечно, теоретически все возможно: к примеру, в летнее время, когда спотовые цены на СПГ на европейском газовом рынке значительно снижаются, польские компании могут перехватить несколько партий и через регазификационный терминал в Свиноуйсце закупить его не только для себя, но и для соседей-литовцев – но это только в тех случаях, если Польша решит не использовать такие радостные шансы для собственных нужд. Вкладывать деньги в GIPL ради такого? Не будем считать деньги в чужих карманах, само собой, Литва с ее огромным бюджетом вполне может себе позволить вложить 200 миллионов евро в газопровод, который, нельзя исключать, несколько дней в году будет работать.

Теоретически более стабильные поставки газа из Польши в Литву возможны после ввода в строй Baltic Pipe. Некоторые СМИ пытаются уверить, что Baltic Pipe – это газопровод, который по дну Балтийского моря соединит газовые системы Дании и Польши, но это не соответствует действительности. На сухопутной территории Дании газовых месторождений нет, Дания станет только транзитной территорией для газопровода, который будет начинаться в норвежском секторе Северного моря, проходить через всю ее территорию до побережья Балтийского моря и продолжаться до берегов Польши – именно так выглядит полный маршрут Baltic Pipe. О том, как выглядит реализация этого проекта в настоящее время, – в продолжении темы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

70756
Теги:
газ, Балтия, Литва, Польша, Amber Grid
По теме
Часть польско-литовского газопровода заполнили газом
Литовско-польский газопровод завершен на 60 процентов
Фролов: за дорогостоящий польский газ заплатит потребитель в Литве
Литва потребила рекордное количество газа за последние пять лет
Украинские флажки, архивное фото

После победы над Россией Зеленский объявил тарифную войну олигархам

95
(обновлено 13:20 08.05.2021)
В ближайшее время Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) планирует рассмотреть "вопросы ухудшения экономической ситуации на Украине из-за повышения тарифов на коммунальные услуги".

Об этом стало известно после утечки в интернет письма от 5 мая за подписью секретаря СНБО Алексея Данилова на имя премьер-министра Дениса Шмыгаля, в котором он просит правительство проанализировать и направить в аппарат СНБО информацию о структуре собственников всех энергогенерирующих, энергоснабжающих компаний и операторов системы распределения электроэнергии, газоснабжающих, газосбытовых компаний и компаний в сфере теплоснабжения. А заодно поведать СНБО историю перехода прав на каждую из этих компаний в частную собственность, пишет в материале для РИА Новости Валерий Михайлов.

Интересно, что в течение последних семи лет коммунальные тарифы на Украине выросли многократно (например, на газ для населения — в 14 раз). А сам этот рост власть с помощью своей пропагандистской машины, поддерживаемой еще более мощной пропагандистской машиной Запада, пыталась подать населению как едва ли не самую успешную реформу. Мол, с каждым повышением тарифов мы становимся сильнее и независимее, а потому все меньше шансов, что "Путин нападет". И это не анекдот, ровно так же объясняли электорату пользу от закупок российского газа по завышенным ценам через европейские "прокладки", от потери российского рынка для украинских товаров и т. д.

С учетом того, что повышение коммунальных тарифов все эти годы было прямой и неприкрытой государственной политикой, горячо поддерживаемой "западными партнерами" в меморандумах с МВФ и прочих подобных документах, нынешнее прозрение СНБО уже выглядит подозрительно. В контексте же запрашиваемых материалов о структуре собственности и истории перехода прав собственности компаний, оказывающих коммунальные услуги, а также с учетом сложившейся в этом году практики применения такого инструмента, как СНБО, возникают обоснованные подозрения, что целью готовящегося заседания будет не принятие решений в интересах населения, а банальное перераспределение активов в коммунальной сфере или как минимум "обилечивание" их нынешних собственников.

Свидетельств того, что ситуация на Украине в сфере коммунальных услуг для населения аховая, множество.

По данным украинской официальной статистики, задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг по состоянию на конец зимы составила 82,1 миллиарда гривен. С начала отопительного периода она выросла более чем в 1,5 раза, или на 27,8 миллиарда. В наибольшей степени возросла задолженность за поставки газа (в 1,6 раза), а также тепла и горячей воды (в 1,7 раза), которая в сумме на конец зимы составила 61,6 миллиарда гривен. И это не предел — в марте отопительный период продолжался, а апрель выдался довольно холодным, заставив людей обогревать свои жилища в частном порядке после официального окончания отопительного сезона. То есть к маю задолженность населения достигнет примерно 90 миллиардов.

При этом долги населения — это только одна часть проблемы. Другая ее часть — задолженность поставщиков тепла и горячей воды, а также газоснабжающих предприятий перед "Нафтогазом Украины" за отобранный газ. А она на конец марта составляет 95 миллиардов гривен.

Причем причины накопления задолженности и в первом, и во втором случае понятны и явно спровоцированы самим государством.
В вопросе задолженности населения главные причины — во-первых, реализация "Нафтогазом" газа населению и теплокоммунэнерго по цене в три-пять раз выше себестоимости его добычи на Украине. Во-вторых, закупка российского газа по завышенным ценам через европейские "прокладки". Отказ от таких абсолютно неадекватных схем, которые на Украине почему-то называют "рынком газа", вполне мог бы привести к снижению цены на это топливо для населения и теплокоммунэнерго, что позволило бы снизить и другие тарифы, а значит, способствовать решению проблемы накопления долгов.

В вопросе долгов поставщиков тепла и горячей воды, а также газоснабжающих предприятий главная причина — монополия "Нафтогаза" и навязывание им кабальных договоров, положения которых те же поставщики тепла и горячей воды зачастую выполнить просто не могут. Например, когда "Нафтогаз" повышает им цены на газ, а тариф на поставку тепла и горячей воды их производителями власти оставляют на прежнем уровне. Соответственно, в полной мере оплатить полученное голубое топливо они просто не могут. После чего, согласно условиям договоров, "Нафтогаз" не только обрушивает на них штрафные санкции, но и начинает поставлять газ по еще более "рыночной" цене, которая выше себестоимости местной его добычи уже не в три-пять, а в шесть-восемь раз. Очевидно, что и эту проблему купировать можно — если не ликвидировав монополию, то хотя бы ограничив ее аппетиты.

Однако устранение вышеуказанных причин долговых проблем на практике невозможно, потому что прямо затрагивает интересы "западных партнеров", плотно сидящих на украинской нефтегазовой теме, а заодно и ущемляет местных проводников их интересов. Более того, "Нафтогаз" должен поставлять топливо поставщикам тепла и горячей воды по установленному тарифу (тому самому, который в три-пять раз выше себестоимости добычи газа) лишь до 20 мая этого года. Если специальные обязательства по таким поставкам, возложенные на "Нафтогаз" правительством, не будут продлены, то уже после 20 мая газ поставщикам тепла и горячей воды будет поставляться по "рыночным" ценам — то есть в шесть-восемь раз выше себестоимости его добычи. По заявлению главы ассоциации "Укртеплокоммунэнерго" Арсентия Блащука, в этой связи уже с 20 мая по всей Украине могут начать отключать горячую воду, а будущего "отопительного сезона может и не быть". Примерно так же выглядит ситуация и со спецценой на электроэнергию для населения — тут срок действия специальных обязательств прекращается летом.

Другими словами, проблему коммунальных тарифов никто всерьез решать не планирует. Разумеется, различные облгазы, облэнерго, теплоэнергоцентрали и т. п., перешедшие в конце 1990-х — начале 2000-х в частные руки, позволяют иметь их владельцам стабильный финансовый поток и неплохой заработок, но не они сегодня являются корнем проблемы долгов в жилищно-коммунальном секторе. Однако СНБО, являющийся сегодня на Украине главным инструментом не только политических репрессий, но и перераспределения (проще говоря — отжима) активов, заинтересовался структурой собственности именно этих компаний. Причем как раз в контексте тарифов и ухудшения экономической ситуации.

Дело тут, похоже, в том, что украинская власть была несколько озадачена зимними массовыми протестами против продолжающегося роста коммунальных тарифов и резким падением рейтинга президента и правящей партии. И в этой связи решила убить одним выстрелом двух зайцев. С одной стороны — отжать востребованные активы: поскольку в стране уже почти ничего не производится, то экспроприация становится привлекательной формой заработка. В крайнем случае дело закончится не экспроприацией, а созданием проблем для собственников, за решение которых им придется заплатить. С другой стороны — электорату в отсутствие хлеба будет предложено зрелище в виде преследования плохих олигархов и "агентов Кремля".

95
Теги:
Владимир Зеленский, Украина
Флаги США перед зданием Конгресса в Вашингтоне

США растят в России антикитайскую пятую колонну

97
(обновлено 18:07 07.05.2021)
Америке будет предельно сложно (читай — невозможно) добиться чего-либо от России, пока она состоит в связке с Китаем, и так же невозможно сломать Китай, пока он находится в альянсе с Россией, а значит, надо найти способы растащить Москву и Пекин в стороны

Польза от публикации громадная хотя бы благодаря эффектности ее формулировок. Например, вот этой: Россия и Китай "выстроили технологическое сотрудничество, которое в итоге позволит им создавать вдвоем инновации быстрее, чем США будут делать это в одиночку", пишет в материале РИА Новости Дмитрий Косырев.

Или так: "Совпадение интересов и взаимодополняемость возможностей, военных и иных, делает их совместный вызов американской мощи больше, чем простая сумма двух их потенциалов".

Наконец, любая попытка воздействия на Россию или Китай "теперь должна брать в расчет углубляющееся партнерство двух стран". То есть хочешь ввести какие-то санкции и прочую дрянь против одного партнера — задумайся, как эту ситуацию использует другой. Тебе может это не понравиться.

Острота американской ситуации понятна — как и атмосфера недавней встречи министров иностранных дел стран G7 в Великобритании, где обсуждалось, что коллективному Западу делать с Россией и Китаем, Китаем и Россией. США в одиночку, попросту говоря, слабее этой пары.
Соответственно, очевидна и стоящая в связи с этим перед Штатами задача — придумать что-то, способное сломать наше партнерство.

Но вот тут начинаются странности. Упомянутая американская статья почти не заикается насчет того, как оттащить Китай от России. Она по большей части о том, как ослабить Россию изнутри, укрепив у нас силы, не знающие — а поэтому не любящие Китай.

Здесь, конечно, есть свои объяснения. Курт Кэмпбелл, неизменный "главный по Азии" у демократов (сейчас занят этими вопросами в Совете по нацбезопасности у Джо Байдена), выступал недавно на конференции, организованной британской Financial Times. Он сообщил там, что идет тотальный пересмотр китайской политики США. Не исключено даже, что будет признана бесполезность попыток создания некоего антикитайского альянса в Азии. В общем, ничего пока не ясно — и поэтому, говорит Кэмпбелл, личная встреча Байдена и китайского лидера Си Цзиньпина еще даже не на горизонте.

А вот с Россией такая встреча уже завиднелась, и вы можете прочитать массу подсказок Байдену в американских СМИ: для России отход от ее альянса с Китаем должен иметь какой-то смысл, то есть надо предложить Москве за эту процедуру пару залежавшихся пряников вместо тупых и бесконечных санкций. Например, увязать соглашения по стратегической стабильности с "изменой Китаю" (как будто такие соглашения нужны только России).

Так что статья, с которой мы начали, — часть большого, глобального разговора. Признаем, не самая умная часть, потому что идея запугать Россию Китаем — это провалившееся старье из 90-х годов. Собственно, российско-китайское партнерство, начавшее неторопливо, но фундаментально выстраиваться тогда же, в конце 90-х, — хороший ответ на запугивания.
Но кто сказал, что не надо пришпоривать дохлую лошадь? Два автора статьи (оба из Джорджтаунского университета, к звездам политологии не относятся) считают, что и дохлые лошади оживают. Надо вбивать "маленькие клинья" между Москвой и Пекином, создающие между партнерами "трения и недоверие", говорят они, причем проявить терпение, делая это из расчета на приход в долгосрочной перспективе нового поколения российского руководства.

Конкретно так: "Некоторые эксперты и российские элиты обеспокоены растущим российским подчинением Пекину. <…> США должны стараться поднимать среди российского народа и правящей элиты такие вопросы: а мудр ли нынешний подход (к Китаю)? — в расчете на то, что будущие лидеры проложат более нейтральный курс".

Итак, для сохранения хоть какого-то мирового лидерства США (то есть господства и над Россией тоже) надо надеяться, что в России постепенно вырастет пятая колонна, сеющая раздоры с Китаем. Причем раздоры могут быть какие угодно, любая тема пригодится.

Так ведь мы эту деятельность по посадке саженцев и без американцев видим. Постоянно в самых разных дискуссиях выявляется разница между экспертами, говорящими на китайском и постоянно посещающими эту страну, и "экспертами", Китая не знающими, но регулярно объясняющими нам что угодно — от "столкновения интересов" двух стран в любой точке земного шара до страшилок о том, как интернет-реваншисты из Китая считают нас агрессивным медведем, откусившим у них Сибирь.

Маленькая тонкость: тем, кто "вбивал клинья" в 90-х, сейчас довольно много лет. Сегодня речь идет о взращивании новой команды их наследников. И да — часть нашей внутренней политики должна состоять в том, чтобы внимательно присматриваться к тому, кто внутри России что говорит о Китае и на основе каких знаний и фактов это делает. И отслеживать не только это, а и, представьте себе, кино, литературу и прочее: на каком уровне компетентности и зловредности они рассказывают нам о нашем соседе.

История с антикитайской пятой колонной недавно фигурировала на заседании одного из закрытых московских политических клубов, где экспертов впрямую не принято цитировать. А вот без ссылки на источник — можно. Цитируем: представить Китай ненадежным партнером и помешать дальнейшему движению Москвы и Пекина к военно-политическому союзу — это задача, поставленная экспертами "неоконов" (в США). К сожалению, у них в России есть вольные и невольные помощники. Неприятие сближения проявляют целые поколения экспертов двух стран, учившихся по программам американских университетов, получавших гранты от "мозговых центров" Запада.

А в завершение разговора — насчет поколений российских элит и руководства: в нынешнем поколении очень много романтиков. Некоторые до сих пор помнят обиду на Запад за 90-е и прочие годы, другие до сих пор верят, что Китай нам и мы Китаю обязаны всегда и во всем бескорыстно помогать. А вот следующее поколение несколько жестче как по отношению к Западу, так и к Востоку. Это поколение вовсе не считает, что китайцы нам обязаны давать все бескорыстно и даром, и как должное воспринимают их умение жестко торговаться и постоянно помнить, что они уже давно великая держава, а не "младший брат". Да и у нас в этом альянсе есть свои расчеты, не обязательно романтические. И если российско-китайское партнерство все крепче, то это оттого, что совпадают и в обозримом будущем будут совпадать вполне реальные интересы двух стран и народов.
97
Теги:
Китай, Россия, США
Мужчина в наручниках, архивное фото

В Литве задержали россиянина с поддельными документами

0
(обновлено 15:36 08.05.2021)
Мужчина предъявил сотрудникам правоохранительных органов поддельные болгарские документы и водительские права

ВИЛЬНЮС, 8 мая - Sputnik. В Литве задержали гражданина России с поддельными документами, сообщает пресс-служба Службы охраны государственной границы (VSAT).

Сотрудники отдела криминальной разведки и миграции провели проверку в каунасской компании. Одного из работников попросили представить документы, удостоверяющие личность.

Мужчина выдал болгарское удостоверение личности, которое вызвало у сотрудников правоохранительных органов подозрения. В ходе досмотра мужчина также выдал еще и болгарские водительские права.

Мужчина оказался 34-летним гражданином России, который все-такие позднее предъявил свой настоящий паспорт. После допроса россиянина задержали.

Сотрудники Вильнюсской пограничной службы начали досудебное расследование по факту подделки или владения поддельным документом. Это карается арестом или лишением свободы на срок до четырех лет.

0
Теги:
поддельные документы, гражданин РФ, Литва