Украинские нелегалы в Литве: без свежих ПЦР-тестов и карантина

© Sputnik / Владислав АдамовскийАпрельские выходные в Вильнюсе
Апрельские выходные в Вильнюсе - Sputnik Литва, 1920, 17.04.2021
Подписаться
Несмотря на жесткий карантин в странах Балтии, разговоры о полном локдауне и третьей волне COVID-19, еженедельно в Латвию, Литву и Эстонию приезжают нелегалы с Украины. Они не только не предъявляют ПЦР-тесты местным властям, но и не сидят на карантине.
Об этом Sputnik рассказал проводник, который организует регулярные поездки из Украины. Эту же информацию Sputnik подтвердили в одной украинской диаспорой организации и два предпринимателя, к которым с целью трудоустройства регулярно обращаются работник из Украины. Все собеседники издания согласились говорить только на условиях анонимности.

Главное – проехать Польшу

Информации о том, когда c Украины выходит микроавтобус в страны Балтии, в свободном доступе нет. Нелегалы строго шифруются – вся связь через профильные telegram-каналы и закрытые мессенджеры в соцсетях.
Апрельские выходные в Вильнюсе - Sputnik Литва, 1920, 15.04.2021
В Литве продлили карантин до начала лета: что нужно знать об ограничениях
"До пандемии микроавтобус ходил дважды в неделю – строго по расписанию. Мы садились во Львове, а конечной точкой был Таллин.Тогда дорога занимала не больше суток. Сейчас – четыре. Во-первых, тогда действовал безвиз. Сейчас все поменялось. Евросоюз от нас отгородился. И теперь, чтобы попасть в Балтию, нужно иметь вескую причину – разрешение на работу, на проживание или болезнь близкого родственника", – рассказывает украинский проводник.
Поэтому дорога и стала занимать четверо суток – нужно проскочить Польшу, заранее подготовив документы всем пассажирам. А вот дальше уже проще – Литву и Латвию микроавтобус проходит по сельским дорогам, на которых нет постов. Именно потому, что маршрут так сильно петляет, время в пути сильно выросло.
"Самый сложный участок для нас – Польша. Конечно, связи на границе есть, но без правильных бумаг границу все равно не проскочишь. Поэтому оформляем кому липовое разрешение на работу, кому смерть родственника – иначе можно "потерять пассажира", а это не только деньги, это удар по репутации. И берем не так много – 250 евро с человека. Но бывает, хоть и редко, что у человека все в порядке с документами, тогда пассажир платит только за доставку – 110 евро. Но таких все меньше", – говорит собеседник.
Сейчас по дорогам Балтии от Львова до Таллина ходит микроавтобус. На борту – восемь пассажиров.
"Мы так долго добираемся до конечной точки не только потому, что едем кругами, но и потому, что большинство пассажиров заранее договариваются о работе, маршрут строим так, чтобы их высадить в нужном им населенном пункте. Вначале проезжаем Литву, потом Латвию и Эстонию. В Таллине останавливаемся рядом с автобусным вокзалом", – поясняет он.

Хоть таксистом, хоть курьером

Во всех трех балтийских республиках сейчас действует жесткий карантин – в той же Латвии передвигаться в одной машине представителям двух домохозяйств (семей) нельзя, но при этом микроавтобус, в котором вместе с водителем едет девять человек, спокойно проезжает страны насквозь.
Министры иностранных дел Латвии, Эстонии и Литвы Эдгарс Ринкевичс (слева), Эва-Мария Лийметс (в середине) и Габриэлюс Ландсбергис (справа) - Sputnik Литва, 1920, 15.04.2021
На днях, а то и раньше. Литва поможет Украине, но когда – неясно
Пассажиров пересаживают после каждой границы на местный транспорт, чтобы не бросаться в глаза, нелегалы-украинцы едут на микроавтобусе с украинскими государственными номерами. Проводник объясняет это тем, что к Украине в странах Балтии очень хорошее отношение и представители власти готовы верить чуть ли не на слово. А вопрос о взятках и прикормленных пограничниках или полицейских ловко игнорирует – переводит разговор в другое русло.
"Зимой многие ехали на стройки домов и на ремонты квартир – особенно в Литве и Латвии. Бизнесмены и простые люди в пандемию так обнищали, что ни о каких разрешительных документах уже не думают – рискуют, хотят сэкономить. Тем более что у строителей и ремонтников минимальный контакт с местным населением. Но есть и такие, кто постоянно выходит в люди, и местные жители, сталкиваясь с нашими, об этом даже не догадываются. Это чаще происходит в Эстонии – они устраиваются таксистами и курьерами в службу доставки", – уверяет собеседник.
Рестораны и кафе закрыты, жители стали активно заказывать готовую еду, вот тут и пригодились нелегалы. Как говорит проводник, местные жители устраиваются курьерами, получают аккаунты, а дальше их сдают украинским нелегалам. Условия – 75 процентов от выручки берет себе владелец аккаунта с европейским паспортом в кармане, и только 25 процентов достается гражданину Украины. Ну а клиенты ни о чем не догадываются – заказ еды и оплата происходит через приложения, а в условиях часто говорится, что пакет можно оставить у двери – остается только нажать на кнопку звонка. Но даже если курьер передает пакет из рук в руки, ему достаточно поздороваться на местном языке – акцент проглатывается, а лицо скрыто маской, без которой сейчас курьеры не работают.
Также как и таксисты – заказ через приложение, дороги узнают по навигатору, оплата чаще всего производится по безналу. В условиях пандемии пассажиры не стремятся садиться на переднее сиденье, где обычно имеется визитная карточка водителя с его фотографией. Да и нелегал все равно в маске.

Карантин? Не слышали

"ПЦР-тесты наши пассажиры делают (свежие результаты демонстрируют на границе с Польшей. – Sputnik), но в разных городах Украины – мы едем из Львова, а люди съезжаютсяотовсюду – страна у нас большая, поэтому, когда доезжаем до Литвы, а уж тем более до Латвии, справки превращаются в обычные бумажки, тесты устаревают. Но никто же официально в Латвии не остается – иначе пришлось бы и свежие ПЦР-тесты иметь, и на карантине десять дней сидеть. Но кто наших будет кормить так долго? Они же зарабатывать деньги едут, а не тратить их", – говорит проводник.
На Украину микроавтобус идет по такой же схеме – через мессенджеры и социальные сети заранее набирается восемь желающих вернуться на родину, и почти сразу после прибытия в Таллин микроавтобус отправляется обратно – едет по городам и селам каждой из трех стран. У многих нелегалов к этому времени уже просрочен тот самый безвиз, но поляки смотрят на это не так строго. Плюс помогают связи и нужные бумаги – за это и берут деньги проводники.
Sputnik обратился к ряду предпринимателей в Латвии и Эстонии, и они подтвердили, что "украинский трудовой десант" и вправду регулярно приезжает в страны Балтии. Нелегалы через проверенных людей выходят на работодателей и договариваются о трудоустройстве. А иногда, не скрываясь, приходят в офисы и предлагают свои услуги.
Премьер Литвы Ингрида Шимоните и президент Гитанас Науседа - Sputnik Литва, 1920, 16.04.2021
Лидер Литвы и премьер разошлись во мнении о плане восстановления экономики
Собеседники уточнили, что украинцев легко принимают на стройки и ремонтные работы. Причем полная оплата идет только после второго построенного или отремонтированного объекта – до этого лишь частичные выплаты на еду и ночлег. Работодатель всегда должен нелегалам за первый объект, придерживая и контролируя бригаду.
Также сейчас спросом пользуются разнорабочие и трактористы на сельхозработы. Причем работодатели уже сами начали интересоваться у людей, связанных с украинской диаспорой, нет ли у них желающих заработать. Об этом рассказали в одной из украинских общественных организаций в Латвии.
Об официальном трудоустройстве речи не идет. А значит, до глубокой осени рабочие руки по минимальным расценкам будут очень востребованы.
Что касается таксистов и курьеров – это уже почти элита среди украинских нелегалов. Такие попытки трудоустроиться корреспонденту Sputnik подтвердили. Также как и сам факт работы нелегалов в этой сфере.
Предприниматели в странах Балтии все чаще думают не о бумагах и официальном трудоустройстве наемных работников, а о том, как бы выжить в условиях затянувшейся пандемии. И готовы идти на любые риски, когда из-за странной политики властей могут в любой момент потерять все, что построили за годы независимости.
Лента новостей
0