Такое кино: сегодняшняя судьба советских фильмов

© Sputnik / РИА Новости / Перейти в фотобанкКадр фильма "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика"
Кадр фильма Кавказская пленница, или новые приключения Шурика - Sputnik Литва
Подписаться
Все мы до сих пор с удовольствием смотрим старые советские фильмы, считая их едва ли не собственным достоянием, и не подозреваем, что теперь за каждой картиной стоит правообладатель

ВИЛЬНЮС, 18 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. В Советском Союзе все фильмы снимались под эгидой единственной общенациональной кинокомпании — Государственного комитета СССР по кинематографии. Свои киностудии имелись в каждой союзной республике, а в России и Украине их было несколько.

Кадр из фильма Викинг - Sputnik Литва
Парламентарий углядела пропаганду в российском фильме "Викинг"

Когда в 1991 году Союз распался, общими для всех остались только фильмы советского производства, которым более 70 лет — они получили статус "общественного достояния". У остальных картин появились правообладатели, и теперь они решают, кому и на каких условиях разрешать показывать свои фильмы. Но кто они?

С этим вопросом корреспондент Sputnik обратился к старшему куратору Госфильмофонда России Петру Багрову.

"Если говорить о России, то права на фильмы, снятые с 1947 года и позже на киностудии "Мосфильм", принадлежат "Мосфильму". Права на работы студии "Союзмультфильм", опять же с 1947 года и позже, принадлежат "Союзмультфильму", — сказал Багров.

"А вот права на все остальные картины студий РСФСР — "Ленфильма", Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, "Центрнаучфильма", Ленинградской студии документальных фильмов, Свердловской киностудии и так далее — все это принадлежит Госфильмофонду", — пояснил киновед.

© Photo : из архива Госфильмофонда РоссииКинопленка
Кинопленка - Sputnik Литва
Кинопленка

По его словам, что касается бывших союзных республик, то сегодня в каждой стране авторские права принадлежат каким-то организациям.

"Где-то это государственные структуры, где-то частные лица. Например, в Грузии часть прав выкуплена наследниками авторов. Таким образом, получается, что у России прав на республиканские фильмы, снятые, скажем, на Украине, в Латвии или Эстонии, нет", — пояснил Багров.

© Sputnik / РИА Новости / Перейти в фотобанкЮрий Никулин. Фильм "Кавказская пленница"
Юрий Никулин. Фильм Кавказская пленница - Sputnik Литва
Юрий Никулин. Фильм "Кавказская пленница"

По словам Багрова, при желании или необходимости где-либо показывать старое советское кино, снятое в национальных республиках, приходится каждый раз договариваться с правообладателями. Конкретно Госфильмофонда это касается, когда проходят различные фестивали.

"И как мы договариваемся с французскими или американскими компаниями, точно так же и с украинскими или латвийскими. Разными могут быть разве что условия — где-то это бесплатно, а где-то за деньги, но все нужно обязательно решать заранее", — говорит он.

© Sputnik / РИА Новости / Перейти в фотобанкАрчил Гомиашвили, Юрий Никулин в фильме "Двенадцать стульев"
Арчил Гомиашвили, Юрий Никулин в фильме Двенадцать стульев - Sputnik Литва
Арчил Гомиашвили, Юрий Никулин в фильме "Двенадцать стульев"

Сегодня и в Госфильмофонде, и у каждого телеканала и кинотеатров, которые крутят старые фильмы, есть либо свои юристы, либо постоянные консультанты, которые находят владельцев картин и заключают с ними договора. "Причем на телевидении даже по несколько человек на канале занимаются этим, потому что это действительно сложная история", — уточняет Петр Багров.

© Sputnik / РИА Новости / Перейти в фотобанкРегимантас Адомайтис в фильме "Никто не хотел умирать"
Регимантас Адомайтис в фильме Никто не хотел умирать - Sputnik Литва
Регимантас Адомайтис в фильме "Никто не хотел умирать"

Несмотря на то, что в 1991 году Государственный комитет СССР по кинематографии распался, Госфильмофонд России продолжает поддерживать отношения со всеми республиками, потому что у них хранятся негативы всех игровых фильмов, выходивших на большой экран. И Госфильмофонд, и почти все киноархивы мира — члены ФИАФ — Международной федерации киноархивов. "Это позволяет нам легко обмениваться и фильмами, и информацией", — пояснил специалист.

"Все игровые, научно-популярные и мультипликационные фильмы СССР по закону об обязательном экземпляре и исходных материалах хранятся в Госфильмофонде, у нас нет только телевизионных фильмов. Все это в свое время было передано нам и до сих пор хранится. Но прав на показ многого из того, что хранится у нас, мы не имеем", — отметил Багров.

© Photo : из архива Госфильмофонда РоссииБобины с катушками кинопленок
Бобины с катушками кинопленок - Sputnik Литва
Бобины с катушками кинопленок

"Вот, например, у нас лежит негатив "Весны на Заречной улице", но фильм был снят на Одесской киностудии. Когда его восстанавливали, то, соответственно, украинцы обращались к нам. При этом показывать фильм без разрешения правообладателей с Украины мы не можем. Мы "Весну на Заречной улице" показываем, но каждый раз по согласованию", — сказал киновед.

Таким образом, и спустя 25 лет после развала Союза связь между правопреемником Государственного комитета СССР по кинематографии — Госфильмофондом России и правообладателями, находящимися в национальных республиках, по-прежнему существует. А негативы всех советских фильмов все также хранятся в Москве.

Лента новостей
0