Литва ищет замену белорусским грузам

© Sputnik / Сергей Венявский / Перейти в фотобанкЖелезнодорожный узел
Железнодорожный узел - Sputnik Литва
Подписаться
Литовские логистические компании на себе ощутили последствия того, что Беларусь и Россия ведут длительные переговоры об условиях поставок нефти и газа

ВИЛЬНЮС, 4 апр — Sputnik. Белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) испытывают недостаток нефти и поэтому почти не экспортируют продукцию через Клайпедский порт, сообщает издание "Балтийский курс".

Ремигиюс Жямайтайтис - Sputnik Литва
Жямайтайтис: главный приоритет для нас — дружба с Беларусью

В результате сокращаются доходы и у Klaipėdos nafta, и у Lietuvos geležinkeliai ("Литовских железных дорог"). Компании ищут альтернативы, чем заменить белорусские грузы.

Россия и Беларусь уже более полугода договариваются о цене на газ. В результате ограничений Москвой поставок нефти белорусские НПЗ почти все горючее реализуют на местном рынке и поэтому перестали возить его через Клайпеду. Как следствие, в январе-феврале компания Klaipėdos nafta за два первых месяца года отгрузила на 23% меньше нефтепродуктов, чем за такой же период прошлого года, а Lietuvos geležinkeliai перевезли их на 63% меньше — в общей сложности 304,7 тысяч тонн.

Тем не менее, литовский министр транспорта Рокас Масюлис надеется, что Москва и Минск договорятся между собой — в этой ситуации железные дороги увеличивают перевозки других грузов.

"Это обычная ситуация. Мы надеемся, что раньше или позже страны договорятся. Тем временем увеличивается погрузки других грузов, например, удобрений", — сказал Масюлис.

Глава дирекции грузоперевозок Lietuvos geležinkeliai Эгидиюс Лазаускас говорит, что в плане белорусских грузов хуже быть уже не может — их поток почти нулевой. Однако предпринимаются попытки хотя бы частично компенсировать эти потери за счет других грузов.

"Ситуация уже затронула железнодорожные перевозки, поток (грузов) действительно сильно сократился. Хуже быть уже не может", — сказал Лазаускас.

"Конечно, у нас есть внутренние перевозки Orlen Lietuva. Та же Klaipėdos nafta ищет другие источники для перевозок нефтепродуктов, но эти партии намного меньше. Полностью восстановить эту нехватку, которая образовалась, наверное, не получится, но все делают все, что могут", — отметил он.

По словам Лазаускаса, потери пытаются компенсировать за счет увеличения местных перевозок, которые не так прибыльны и которым уделялось меньше внимания. Поэтому Lietuvos geležinkeliai  хотят увеличить перевозки древесины, зерна, щебня.

Клайпедский морской порт - Sputnik Литва
Эксперт: странам Балтии необходима новая система грузопотока

Лазаускас не исключает, что удастся привлечь в том числе грузы нефти из Ирана — нефть из Ирана через Клайпедский порт могла бы поступать в Беларусь.

Временный глава Klaipėdos nafta Марюс Пулкаунинкас говорит, что спор Беларуси и России и сокращение транзита из Беларуси сказываются на работе компании, однако они пытаются компенсировать потери посредством диверсификации деятельности, занимаясь отгрузкой продукции с танкеров в автоцистерны.

"Мы стараемся диверсифицировать свои потоки, продукты и клиентов, создать дополнительные схемы. Подписали договоры с Orlen, Neste, с Viada, об использовании площадки для загрузки в автотранспорт. Смотрим, чтобы было больше импорта, или чтобы терминал использовался и как распределительная станция", — сказал Пулкаунинкас.

По его словам, большую часть погрузок нефтепродуктов теперь составляют грузы Orlen Lietuva.

Через Klaipėdos nafta раньше отгружали свою продукцию белорусские Мозырский и Полоцкий НПЗ.

Лента новостей
0