Swedbank, архивное фото

В Литве скандал со Swedbank назвали худшей новостью за десятилетие

1226
(обновлено 09:47 25.03.2019)
Существует риск того, что скандинавские банки могут прекратить свою деятельность в балтийских республиках

ВИЛЬНЮС, 25 мар – Sputnik. Бывший глава Ассоциации литовских банков Стасис Кропас назвал скандал с отмыванием денег через филиалы скандинавских банков в странах Балтии самым неприятным известием за последние десять лет, сообщает LRT.

"Это большая проблема для банков. Возможно, это самая неприятная новость за десятилетие, что скандинавские банки отмывали деньги через филиалы в странах Балтии. И такое сообщение распространяется по всему миру. Хотя в Литве, вероятно, фактически ничего не было, может, это всего лишь отголоски, но мы находимся на одном балтийском судне", — сказал Кропас.

В феврале крупнейший шведский банк Swedbank заподозрили в причастности к отмыванию денег вместе с Danske Bank. По данным расследования журналистов шведского телеканала SVT, между "подозрительными счетами" двух банков было переведено около четырех миллиардов евро.

По данным LRT, в пятницу Swedbank объявил, что счета 50 подозрительных клиентов были закрыты.

"Те подозрительные транзакции, которые обсуждаются в СМИ, в большинстве случаев осуществлялись десять лет назад. Трудно предсказать, сколько у кого-то имеется скелетов в шкафу. В любом случае нужно смотреть в будущее", — заявил министр финансов Литвы Вилюс Шапока.

В Латвии и Эстонии обеспокоены тем, что скандинавские банки могут уйти из балтийских республик, как это сделал Danske Bank. Глава литовского Минфина отмечает, что такой риск существует.

"Конечно, это один из рисков, потому что вклад банков в экономическое развитие действительно важен. С другой стороны, место пустым долго не бывает", — сказал Шапока.

Отмечается, что подобные скандалы приводят к ужесточению контроля и, как следствие, сокращению предложения. Так, например, если у банка нет корреспондентского счета непосредственно в долларах, то ему приходится искать других партнеров, которые осуществляют эти операции. В результате затраты банков повышаются, а их услуги становятся дороже. Это затрагивает как юридических, так и физических лиц.

Центробанк Литвы заявляет, что в настоящее время деятельность банков строго контролируется. 

1226
Теги:
Swedbank, отмывание денег, Литва
По теме
Danske Bank объявил о прекращении деятельности в России и странах Балтии
Swedbank заподозрили в причастности к отмыванию денег вместе с Danske Bank
Нефидов: уход Danske Bank не отразится на экономике Прибалтики
Автомобили под виадуком, архивное фото

Стало известно, как COVID-19 повлиял на доступность автомобилей в Литве

14
(обновлено 18:57 26.10.2020)
Аналитики также отметили, что среди литовцев растет популярность экологически чистых автомобилей и на их выбор могут повлиять финансовые стимулы государства

ВИЛЬНЮС, 27 окт – Sputnik. Пандемия не снизила доступность автомобилей в Литве, население все больше интересуется экологическими альтернативами, сообщает пресс-служба SEB Bankas.

Индекс, рассчитываемый банком SEB, показывает, что стоимость доступного автомобиля в Литве продолжает расти.

Житель со средней зарплатой и без других финансовых обязательств может арендовать в этом году автомобиль на 900 евро дороже, чем в прошлом году. По сравнению с 2019 годом стоимость автомобиля, приобретенного для семьи из двух человек, увеличилась на 1,9 тысячи евро. Стоимость арендованного автомобиля на одного человека в Литве в этом году достигла 13,1 тысячи евро, а за машину для семейного отдыха – 26,2 тысячи евро.

Специалисты SEB Bankas обращают внимание на еще одну тенденцию – постоянно растущий интерес населения к более экологичным автомобилям. Согласно исследованию общественного мнения, инициированному банком, за последние два года значение экологичности возросло больше всего.

С 2016 года цена доступного автомобиля для семей из одного и двух человек в Литве выросла на 44 процента. Частично это отражено в статистике банка: средняя стоимость договора лизинга для частных лиц на новые автомобили за последние пять лет выросла на 17 процентов, до 28 тысяч евро. Средняя стоимость сданных в аренду подержанных автомобилей увеличилась на 34 процента, примерно до 17 тысяч евро.

Согласно опросу, проведенному по инициативе SEB Bankas, большинство (61 процента) жителей Литвы, желающих приобрести автомобиль, намерены выделить на это десяти тысяч евро.

Жителей в первую очередь мотивирует на смену машины возраст автомобиля (42 процента респондентов), экономичность (28 процентов) и частые поломки (также 28 процентов).

Опрос показывает, что при наличии возможности 43 процента литовцев выбрали бы автомобили с гибридным двигателем. Треть (33 процента) предпочла бы автомобиль с бензиновым двигателем, а дизельные автомобили в этом году вытеснили электромобили (26 процентов) с третьего по привлекательности места. Пока распространению последних больше всего препятствуют экономические причины – две трети респондентов заявили, что не рассматривают возможность покупки электромобиля из-за его высокой цены. Однако почти столько же (61 процент) респондентов отметили, что финансовые стимулы и добавленная стоимость могут изменить их решение.

Самыми популярными лизинговыми автомобилями для одного человека стали: Škoda Octavia (2018 года), Toyota C-HR (2017), Toyota Corolla (2018), Toyota RAV4 (2015), Volkswagen Golf (2018).

Доступные семейные автомобили (новые и старые модели): Škoda Octavia, Toyota C-HR, Toyota Corolla, Toyota RAV4, Volkswagen Golf.

14
Теги:
коронавирус, автомобиль, Литва
Белорусская АЭС

Литва готова остановить импорт энергии из Белоруссии после запуска БелАЭС

122
(обновлено 19:07 26.10.2020)
Литовский оператор озвучил свои планы после получения письма от "Белэнерго" с датой начала производства электроэнергии на станции

ВИЛЬНЮС, 26 окт – Sputnik. Литовский оператор системы передачи электроэнергии Litgrid после запуска Белорусской АЭС намерен приостановить импорт электроэнергии из соседней страны, сообщает пресс-служба предприятия.

В понедельник Litgrid получил письмо от оператора белорусской системы передачи электроэнергии "Белэнерго" о том, что начало производства на атомной электростанции запланировано на период с 1 по 10 ноября. Таким образом, Litgrid установит нулевую мощность для импорта электроэнергии с момента начала производства на БелАЭС.

Литовское предприятие реализовывает закон о необходимых мерах по защите от "угроз со стороны небезопасных атомных электростанций в третьих странах". Обещание снизить мощность коммерческих потоков до нуля мегаватт звучало со стороны Litgrid и раньше.

"Мы внимательно следим за ситуацией и готовы действовать", – сказал временно исполняющий обязанности генерального директора Litgrid Видмантас Грушас.

Также Белоруссия не сможет воспользоваться мощностями Круонисской гидроаккумуляционной электростанции как энергетическим резервом для БелАЭС.

На прошлой неделе АЭС под Островцом получила разрешение на право выполнения этапной программы энергетического пуска энергоблока № 1.

Спор Литвы и Белоруссии по БелАЭС

Литва с самого начала строительства атомной станции под Островцом выступает против проекта. Как утверждают власти, площадка для станции, всего в 50 километрах от Вильнюса, выбрана "необоснованно" и АЭС представляет "угрозу национальной безопасности" республики.

При этом ядерный объект прошел все необходимые и даже дополнительные проверки со стороны МАГАТЭ и других профильных институтов. Многие эксперты подтвердили безопасность станции.

Литве довольно долго не удавалось убедить соседние балтийские республики отказаться от электроэнергии с БелАЭС. В конце августа глава латвийского правительства Кришьянис Кариньш заявил, что Рига прекратит торговлю электроэнергией с Минском в случае пуска БелАЭС, однако при этом Латвия может продолжать торговать электричеством с третьими странами, используя соединение между Латвией и Россией.

122
Теги:
энергетика, БелАЭС, электроэнергия, Белоруссия, Литва
Тема:
Конфликт Литвы и Белоруссии из-за строительства АЭС
По теме
Колташов: энергия с БелАЭС откроет для Минска новые возможности
В Литве призвали забрать таблетки йода всех, кто еще не сделал этого
Грузовые автомобили, архивное фото

Литва подала два иска в Европейский суд против Пакета мобильности

0
(обновлено 07:21 27.10.2020)
Согласно исследованию, в результате негативного влияния, которое будет оказано на транспортный сектор, в стране почти 35 тысяч человек могут остаться без работы

ВИЛЬНЮС, 27 окт – Sputnik. Министерство юстиции Литвы подало два иска против Пакета мобильности в Европейский суд, сообщила пресс-служба ведомства.

Балтийская республика стремится отменить положения законодательства Евросоюза, которые затрагивают литовских водителей и перевозчиков.

Министр юстиции Элвинас Янкявичюс подчеркнул, что Литва твердо намерена защищать права своих водителей и перевозчиков и обеспечивать баланс их интересов.

"Укрепляя внутренний рынок Европейского союза, мы должны сохранить конкурентоспособность рабочих и предприятий нашей страны, чтобы этот сектор не подвергался дискриминации путем наложения необоснованных и непропорциональных требований к нему. В результате могут пострадать и финансы страны – планируемые доходы бюджета могут уменьшиться, а расходы увеличатся", – сказал он.

По мнению литовской стороны, некоторые положения Пакета мобильности противоречат законодательству ЕС и целям Европейского зеленого курса – они увеличивают интенсивность и загрязнение транспортных коридоров, а также ограничивают возможности республики для бизнеса в других странах Евросоюза.

Глава Минтранса Ярослав Наркевич подчеркнул, что положения Пакета мобильности отклонились от первоначальных целей и фрагментировали единый рынок ЕС. Особенно серьезно ограничения сказываются на странах, находящихся на периферии Европейского союза.

"Это не только ослабляет единый рынок, но и ставит под угрозу бесперебойную поставку товаров и медицинских устройств, что имеет жизненно важное значение во время пандемии COVID-19", – сказал министр транспорта.

По данным исследования, в результате негативного влияния Пакета мобильности на транспортный сектор Литвы больше всего пострадают небольшие компании. Почти 35 тысяч человек могут остаться без работы, на выплату им пособий по безработице потребуется 111 миллионов евро. Прогнозируемое негативное влияние на экономику страны может составить 1,6 процента внутреннего валового продукта (ВВП).

Литва не поддерживает положения Пакета мобильности, касающиеся обязательного возвращения транспорта в страну регистрации каждые восемь недель и запрета на длительные периоды отдыха в кабине. Также балтийская республика критикует отсутствие переходного периода для надлежащего реагирования рынка и для создания необходимой инфраструктуры во всех государствах – членах ЕС.

Некоторые страны евросообщества тоже выступают против Пакета мобильности. Среди них Болгария, Кипр, Латвия, Польша, Мальта, Румыния и Венгрия.

0
Теги:
грузоперевозки, грузопоток, транспорт, дальнобойщики Литвы, Литва
По теме
Литва подписала совместное письмо к руководству ЕС из-за Пакета мобильности
Литва увидела в невыгодном для себя Пакете мобильности вред для экологии ЕС
Пакет мобильности противоречит "зеленой политике" ЕС, заявили в Литве