Старый брошенный автомобиль запорожец, архивное фото

В Литве налог на "грязные" автомобили может стать ударом по малоимущим

1070
(обновлено 09:59 29.08.2019)
Вождение таких машин неизбежно для жителей республики, у которых недостаточно денег, чтобы купить более экологически чистое транспортное средство, считает экономист Тадас Повилаускас

ВИЛЬНЮС, 29 авг – Sputnik. Правительство Литвы должно очень четко объяснить общественности, почему налог на загрязнение необходим, и рассчитать его так, чтобы выбросы углекислого газа начали быстрее сокращаться в реальности. Такое мнение высказал экономист SEB Bank в Литве Тадас Повилаускас.

Его комментарий опубликовала пресс-служба банка.

Повилаускас отметил, что планируемый налог на загрязнение автомобилей в Литве будет не единовременным, а ежегодным. Предварительно объявлено, что владельцы новых зарегистрированных в стране машин, выделяющих более 130 граммов углекислого газа в год, должны будут ежегодно платить 20 евро. Если автомобиль загрязняет атмосферу больше нормы, будет применяться специальный коэффициент.

Ожидается, что в первый год бюджет Литвы получит 12 миллионов евро, а затем доход достигнет 100 миллионов евро.

"Доход в 100 миллионов евро за автомобильный налог - это много или мало, по сравнению с другими странами ЕС? Достаточно взглянуть на Латвию, в бюджет которой уже в 2017 году поступило 60,5 миллиона евро с автомобильного налога", - сказал Повилаускас, добавив, что в соседней балтийской республике автомобилей вдвое меньше, чем в Литве.

Введение налога на загрязнение призвано подстегивать граждан выбирать автомобили, которые выбрасывают меньше углекислого газа, однако такой подход имеет несколько недостатков, заявил Повилаускас.

"Во-первых, вождение автомобиля, загрязняющего воздух, часто не является привычкой или модой. Это неизбежно для жителей, у которых недостаточно денег, чтобы купить менее загрязняющий окружающую среду автомобиль. Замена автомобиля общественным транспортом - это не то же самое, что бросить курить или меньше пить. Возможности иметь менее загрязняющий автомобиль у человека, который зарабатывает 500 евро, и у человека, который зарабатывает 1500 евро, различаются", - сказал экономист.

Кроме того, количество загрязняющих веществ, выделяемых автомобилем, также зависит от ряда факторов, в том числе от пройденного километража. В результате автомобильный налог регрессивен - наибольшее налоговое бремя ложится на владельцев автомобилей с низким доходом, которые редко водят свои машины, таких как пенсионеры или безработные, заявил эксперт.

Повилаускас подчеркнул, что налог на автомобили имеет как достоинства, так и недостатки, однако властям республики необходимо принять какое-то решение, поскольку Литва отстает от других стран ЕС.

"Нынешнее предложение облагать налогом только новые ввозимые автомобили вполне логично, но, безусловно, стоит подумать о том, действительно ли предлагаемые ставки налога помогут снизить выбросы углекислого газа и загрязнение воздуха, поскольку сейчас кажется, что ставка налога будет относительно низкой и не скажется ни на окружающей среде, ни на бюджете. Наконец, рассчитывая налог, нужно учитывать и тот факт, что дизельное топливо наносит больший вред здоровью населения, чем бензин", - заключил он.

Ранее Sputnik Литва писал, что Литва намерена последовать примеру других стран Евросоюза и, скорее всего, попытается отказаться от дизельных автомобилей.

В Национальном плане по снижению уровня загрязнения предусмотрено поощрение водителей, которые купят машину, менее вредную для окружающей среды. Между тем автомобильные эксперты отмечают, что три из четырех автомобилей в Литве — дизельные, а литовский автопарк является одним из старейших в Европе.

В интервью Sputnik Литва глава Ассоциации торговцев подержанными автомобилями Висмантас Баршис заметил, что современные дизельные автомобили могут даже очищать воздух от твердых частиц. По его словам, самые новые бензиновые моторы могут приносить вреда больше, чем дизели с фильтрами.

Баршис заявил, что Литва гонится за европейской модой, пытаясь перейти на гибридные автомобили, однако в балтийской республике нет столько электричества, чтобы пересадить всех на электротранспорт.

Убийца №1 в мире
© Sputnik /
Убийца №1 в мире
1070
Теги:
выбросы, загрязнение окружающей среды, налоги, автомобили, Литва
По теме
ЕС может обязать Литву выплатить 300 миллионов евро за загрязнение воздуха
В Литве могут запретить ввоз загрязняющих окружающую среду автомобилей
В Каунасе уровень загрязнения воздуха существенно превысил нормы
Панорама Вильнюса, архивное фото

Экономист рассказал, в каком положении Литва вошла в кризис из-за COVID-19

0
(обновлено 19:01 30.05.2020)
По словам экономиста, предпринимаемые правительством меры должны быть направлены не только на стимулирование спроса в республике

ВИЛЬНЮС, 31 мая - Sputnik. Главный экономист Swedbank Нериюс Мачюлис рассказал, в каком экономическом состоянии страны Балтии встретили кризис, вызванный пандемией COVID-19, сообщает пресс-служба банка.

Экономист отметил, что экономический шок, который вызвала пандемия, велик, однако он предоставляет значительные возможности для того, чтобы выйти из него более сильными, создать более конкурентоспособную, динамичную и устойчивую экономику, а также более понимающее и гармоничное общество.

Мачюлис отметил, что Литва оказалась в лучшем положении, чем многие страны Западной Европы, и отличилась рекордно высоким сальдо внешней торговли, сбалансированными государственными финансами, низким частным и государственным долгом, низкой инфляцией и стабильным финансовым сектором.

По словам Мачюлиса, благодаря сбалансированной экономике и членству в зоне евро Литва в настоящее время может брать кредиты очень дешево, а на внутреннем рынке власти могут брать кредиты в течение нескольких лет даже с отрицательной процентной ставкой. Кроме того, вполне вероятно, что в ближайшее время Европейский совет утвердит финансовый план в полтриллиона, который предоставит финансовую помощь странам, пострадавшим от кризиса, не только в форме кредитов, но и в форме дотаций.

Однако, по мнению экономиста Swedbank, долг Литвы в этом году может увеличиться более чем на четыре миллиарда евро.

"Настало время подумать не только о том, как смягчить последствия кризиса COVID-19 в этом году, но и о том, как решить давние проблемы и создать потенциал для долгосрочного роста", – пишет Мачюлис.

Он подчеркнул, что в настоящее время значительная часть денег тратится исключительно на смягчение последствий, государство не задумывается о том, как население будет жить дальше.

Мачюлис привел в пример увеличение социальных пособий, временное сокращение подоходного налога (GPM) и увеличение ставки необлагаемого налогом дохода (NPD). По его словам, это увеличит потребление за счет как увеличения покупательной способности населения, так и повышения его ожиданий. Однако это будет лишь временным стимулом, который может послужить толчком для создания рабочих мест во внутренних секторах, ориентированных на рынок, но не создаст потенциала для устойчивого процветания.

Мачюлис также рассказал, что инвестиции в государственный сектор Литвы за последнее десятилетие составили около 3,5 процента ВВП в год. Это самый низкий показатель среди стран Северной Европы и Балтии, и он почти в два раза ниже, чем в государственном секторе Эстонии. Поэтому, по словам экономиста, новый план Министерства финансов по долгосрочным инвестициям, который стимулирует экономику и предусматривает дополнительно 1,8 миллиарда евро, следует приветствовать.

Кроме того, стало очевидно, что частный капитал более эффективен в выявлении областей с наибольшим неиспользованным потенциалом.

Таким образом, по словам Мачюлиса, гарантии по кредитам "не должны быть похоронены" вместе со всеми мерами экономического стимулирования.

"Этот кризис не должен стать упущенной возможностью. Финансовые ресурсы должны быть направлены не только на краткосрочное стимулирование спроса, которое исчезнет в конце года, но и на решение давних социальных и структурных проблем, преобразование экономики и повышение ее потенциала долгосрочного роста", – заключил экономист.

В Литве число случаев коронавируса достигло 1670, выздоровели 1229 пациентов, а скончались 70 человек. Карантин в республике действует до 16 июня, однако власти постепенно отменяют ограничения.

Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку новой коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией. По последним данным ВОЗ, в мире зафиксировано свыше 5,7 миллиона случаев заболевания, умерли более 362 тысяч человек.

Все, что вам нужно знать о помощи после карантина
© Sputnik /
Все, что вам нужно знать о помощи после карантина
0
Теги:
экономика, коронавирус, Литва
Тема:
Вспышка нового коронавируса в разных странах
ЛЭП от ТЭЦ-2 Вильнюса, архивное фото

В Литве производство электроэнергии сократилось сильнее всего в Балтии

86
(обновлено 16:53 30.05.2020)
При этом стоимость электричества в балтийской республике увеличилась на 11 процентов – до 27,18 евро за мегаватт-час. Аналогичная цена была зафиксирована и в соседней Латвии

ВИЛЬНЮС, 30 мая – Sputnik. На прошлой неделе электроэнергия подорожала во всех странах Балтии, сообщает независимый поставщик энергии Elektrum Lietuva.

В Литве и Латвии цены выросли на 11 процентов – до 27,18 евро за мегаватт-час, а в Эстонии – до 29,36 евро за мегаватт-час. При этом на бирже NordPool стоимость электроэнергии снизились на 14 процентов – до 10,02 евро за мегаватт-час.

Как сообщил руководитель отдела по делам с важными клиентами Каролис Багдонас, наибольшее влияние на цены в Скандинавии оказали проливные дожди, которые привели к увеличению производства на гидроэлектростанциях.

"Тем временем разница в ценах в странах Балтии была связана с тем, что потоки электроэнергии между странами были меньшими", – заявил он.

В период с 18 по 24 мая производство электроэнергии в Прибалтике сократилось на 11 процентов – до 244 гигаватт-часов. Сильнее всего упало производство в Литве – на 26 процентов (до 80 гигаватт-часов). В Эстонии сокращение составило 11 процентов, в результате чего показатель достиг 54 гигаватт. В Латвии производство, напротив, немного увеличилось – на три процента (до 110 гигаватт-часов).

За неделю все три страны Балтии вместе произвели 51 процент необходимого им электричества.

В Литве и Латвии потребление не изменилось и составило 208 и 128 гигаватт-часов соответственно. В Эстонии показатель сократился на четыре процента – до 137 гигаватт-часов.

Общее потребление балтийских республик уменьшилось на один процент и составило 473 гигаватт-часа.

86
Теги:
Балтия, электроэнегия, Литва
По теме
Украина планирует "атомный рывок"
Литва заподозрила Минск в сокрытии данных о "серьезных недостатках" БелАЭС
Литва и Белоруссия договорились оповещать друг друга о ядерных авариях