Энергетика_лого - Sputnik Литва
Энергетика. LIVE
Самые свежие новости энергетического рынка Европы, стран Балтии и России. Аналитика, мнение экспертов и видео.

Не вопрос безопасности: Forbes назвал истинную причину атак Литвы на БелАЭС

Подписаться
По мнению обозревателя издания, все факты говорят о том, что Вильнюс руководствуется исключительно экономическими соображениями, выступая против ядерного объекта под Островцом

ВИЛЬНЮС, 29 апр – Sputnik. Страны Европы боятся атомной энергии, причины у всех разные, но для абсолютного большинства стран это вопрос безопасности и политическая воля переключиться на "зеленую энергетику". Однако для Литвы причина одна. Вильнюс боится потерять на рынке долю своего очень дорогостоящего терминала СПГ, пишет колумнист Forbes Кеннет Рапоза.

Президент Литвы Гитанас Науседа - Sputnik Литва
Продажа воздуха в обмен на БелАЭС. Как пообщались главы Литвы и Белоруссии

Атомная энергия стала вызывать особое беспокойство у европейских стран после аварии на японской АЭС "Фукусима-1", которая пострадала от цунами. Как отмечает Рапоза, "кажется, что гигантская волна больше затронула Европу, чем Японию", где открылись уже почти все АЭС, которые были закрыты.

После этого, как напоминает колумнист, Германия выступила категорически против атомной энергии. Ожидается, что ядерные объекты там будут полностью закрыты к 2023 году. Теперь ФРГ переключается на натуральные газ, а также "зеленые" источники энергии – солнце и ветер. Однако, по данным автора, атомная энергетика до сих пор является ключевой на рынке для 13 из 27 стран ЕС и составляет почти 26 процентов от всего объема электричества, которое производится в Евросоюзе.

Кроме того, как заявил основатель Environmental Progress и сторонник ядерной энергетики Майкл Шелленбергер, у "зеленой энергетики" есть и минусы. Так, для производства солнечной и ветровой энергии требуется много земли и намного больше распределительных линий. Кроме того, нужны "тонны солнечных установок, при этом их мощность нестабильна, поэтому они полагаются на российский природный газ".

"Там, где спрос на электричество не растет, например, в стареющих городах Европы, в том числе в Литве, где ожидается, что население в 2020 году сократится примерно на один процент, каждый новый источник электричества увеличивает конкуренцию среди продавцов энергии", – отмечается в статье.

Именно в таких условиях на энергетическом рынке ЕС, пишет Рапоза, Белоруссия собирается запустить свою АЭС, которую строит "Росатом" – "один из крупнейших в мире производителей атомных реакторов". При этом Минск запросил поддержку Евросоюза, чтобы удостовериться, что соблюдаются все европейские стандарты безопасности.

"Литва применила все мыслимые меры против белорусского проекта – она заявляла, что он небезопасный, что эта зона известна землетрясениями, что он [проект] плох для энергетической безопасности региона и что он российский", – пишет колумнист.

Литовские власти припомнили даже землетрясение 1908 года в Гудогае, которое произошло недалеко от месте, где сейчас строится БелАЭС. Однако, как говорится в статье, "сила этого землетрясения является спорным вопросом, поскольку от него не было никакого ущерба близлежащим строениям и единственными людьми, которые заявили о нем в то время прессе, были два местных фермера". 

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс - Sputnik Литва
Глава МИД Литвы пожаловался США на БелАЭС

"Для Литвы, которая вложила много денег в терминал сжиженного природного газа в Клайпеде несколько лет назад, Белорусская АЭС означает, что она является, возможно, более дешевым и точно – более чистым и всегда готовым источником электроснабжения для соседних стран. В теории это устраняет Литву с рынка. Это причина, по которой они [литовцы] работают в усиленном режиме, чтобы убедить страны не покупать энергию, которая произведена на ней [БелАЭС]", – пишет колумнист.

При этом сама Литва, как отмечает Рапоза, уверяет, что ее выступления против БелАЭС "никак не связаны с экономикой".

Кроме того, колумнист напоминает, что атомная станция под Островцом с начала строительства прошла уже не одну проверку и, более того, получила позитивную оценку. Были на объекте даже литовские представители, однако они не распространялись, что же там увидели.

"Даже если опасения Литвы по поводу "еще одного Чернобыля" были бы искренними (во что верится с трудом, так как эта страна десятилетиями пользовалась собственным реактором чернобыльского типа и в 2008 году на референдуме выступила за его сохранение, несмотря на требования ЕС его закрыть), на риск разрушения [ядерного реактора] следует взглянуть в более широком контексте", – говорится в статье.

Строительство Белорусской АЭС, архивное фото - Sputnik Литва
В Белоруссии назвали дату пуска первого энергоблока БелАЭС
Как указывает Рапоза, по данным ВОЗ, чернобыльская катастрофа привела к четырем тысячам преждевременных смертей за несколько десятилетий. При этом львиную долю электричества Литва импортирует из стран, которые полагаются на уголь – а это производство приводит к 22300 преждевременным смертям в год.

"Это только о бизнесе. Литве надо защищать собственный энергорынок, и это превратило их в видимых противников атомной энергетики", – считает обозреватель Forbes.

Как напоминает Рапоза, Литва вложила около 500 миллионов евро в свою стратегию стать поставщиком СПГ для ЕС, предположительно, для того, чтобы ее соседи перестали закупать газ в России. Однако партнеры Литвы по ЕС во главе с Германией стали сотрудничать с "Газпромом" в строительстве второго газопровода в Германию, а Литва снова осталась не у дел. Кроме того, СПГ с литовского терминала дороже, чем российский газ, а также "гораздо дороже, чем атомная энергия из Белоруссии".

Как сообщает колумнист со ссылкой на неназванные источники, когда-то литовским властям пришлось даже заставить собственные компании закупать СПГ, поставленный из Норвегии и США, чтобы сохранить терминал в Клайпеде в рабочем состоянии.

Линии электропередач, архивное фото - Sputnik Литва
Балтия не хочет из-за Литвы терять энергию из Белоруссии, считают в Минске

Как прогнозирует Рапоза, после запуска БелАЭС цены на электричество снизятся. У терминала СПГ в Литве "нет никаких шансов", чтобы с ней конкурировать. По оценке колумниста, по иронии судьбы, Литве пришлось ликвидировать свою единственную АЭС советской эпохи как условие для вступления в ЕС в 2009 году, хотя тогда объект покрывал 80 процентов потребности страны в электричестве.

"Учитывая, что Вашингтон не сумел остановить немецко-российскую коалицию по строительству "Северного потока – 2", маловероятно, чтобы кто-то помимо политиков в Вильнюсе запретил Белоруссии строить атомный реактор или продавать электричество соседям по ЕС", – резюмирует обозреватель Forbes.

Лента новостей
0