Белорусская АЭС

Названа дата ввода первого блока БелАЭС в промышленную эксплуатацию

426
(обновлено 15:52 25.07.2020)
Сейчас на ядерном объекте предстоит физический пуск реактора и опытно-промышленная эксплуатация. Параллельно продолжаются работы по интеграции БелАЭС в национальную энергосистему

ВИЛЬНЮС, 25 июл – Sputnik. На Белорусской АЭС завершаются пусконаладочные работы, необходимые для начала физического пуска первого энергоблока станции, полностью в промышленную эксплуатацию его планируется ввести в первом квартале 2021 года, сообщил министр энергетики Белоруссии Виктор Каранкевич.

"По всем технологическим системам завершаются пусконаладочные работы, необходимые для начала физического пуска первого энергоблока. В рамках этого этапа в реактор постепенно загрузят 163 тепловыделяющие сборки с ядерным топливом с последующим набором мощности реакторной установки", - цитирует РИА Новости заявление министра в интервью изданию "СБ. Беларусь сегодня".

По его словам, после этого начнется энергетический пуск энергоблока: будут выработаны и переданы в энергосистему страны первые киловатт-часы с атомной электростанции. За этим последуют опытно-промышленная эксплуатация с постепенным выходом на проектную мощность и комплексное опробирование первого энергоблока на номинальной мощности. "Полностью в промышленную эксплуатацию его планируется ввести в первом квартале 2021 года", - уточнил глава Минэнерго.

Он добавил, что параллельно продолжаются работы по интеграции БелАЭС в энергосистему страны. Это - строительство 800 мегаватт высокоманевренных пиково-резервных источников и сооружение на крупных электростанциях и котельных электрокотлов суммарной мощностью 916 мегаватт. Реализованы проекты по строительству и реконструкции 1700 километров высоковольтных линий электропередачи, что позволяет обеспечить поставку электроэнергии со станции в любой регион страны.

Министр также рассказал, что в соответствии с межправительственным соглашением о сотрудничестве Белоруссии и России по строительству атомной электростанции предусмотрено, что отработавшее в реакторах энергоблоков БелАЭС ядерное топливо, приобретенное у российских исполняющих организаций, подлежит возврату в Россию. "В настоящее время разрабатывается отдельное межправительственное соглашение с конкретными условиями взаимодействия с российскими партнерами в данной сфере. Безусловным приоритетом при этом была и остается безопасность", - подчеркнул Каранкевич.

БелАЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт сооружается в Островце (Гродненская область). Для первой в стране АЭС выбран российский проект поколения 3+, который полностью соответствует международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ по безопасности. Минэнерго Белоруссии сообщало, что пуск реакторной установки первого энергоблока БелАЭС намечен на июль нынешнего года, начало выдачи блоком электричества в сеть - на сентябрь-октябрь. Однако в конце июня белорусский посол в РФ Владимир Семашко заявил, что загрузка топлива на первый реактор БелАЭС начнется в августе, а 22 июля заместитель госсекретаря Союзного государства Алексей Кубрин сообщил, что запуск БелАЭС ожидается через две-три недели. Ввод второго энергоблока, по последней информации, запланирован на 2022 год.

Спор Литвы и Белоруссии из-за БелАЭС

В Литве практически сразу начали выступать против проекта атомной станции, утверждая, что он может "представлять угрозу" для балтийской республики. Несмотря на то, что ядерный объект прошел все необходимые и даже дополнительные проверки со стороны МАГАТЭ и других профильных институтов.

Литовские власти призывают все страны Евросоюза отказаться от закупок энергии с БелАЭС. На законодательном уровне в балтийской республики решили запретить доступ электроэнергии со станции на рынок страны. Также жителям ближайшим к станции районам в Литве раздают таблетки йода на случай "аварии".

Ранее стало известно, что власти страны планируют провести очередные учения по реагированию на возможные "аварии" на ядерном объекте после того, как нормализуется эпидемиологическая ситуация.

По оценке многих специалистов, Литва не сможет на уровне ЕС добиться бойкота белорусского ядерного объекта, поскольку даже "братские" республики – Латвия и Эстония – с большой настороженностью относятся к резким высказываниям и действиям Вильнюса.

Кроме того, эксперты неоднократно отмечали, что резкое сопротивление Вильнюса в вопросе БелАЭС обусловлено вовсе не технической или экологической стороной вопроса или безопасностью, а "обидой" за потерю Игналинской АЭС и боязнью потерять свои и без того слабые позиции на энергетическом рынке.

426
Теги:
БелАЭС, строительство БелАЭС, Белоруссия
Тема:
Конфликт Литвы и Белоруссии из-за строительства АЭС (600)
Автомобили под виадуком, архивное фото

Стало известно, как COVID-19 повлиял на доступность автомобилей в Литве

15
(обновлено 18:57 26.10.2020)
Аналитики также отметили, что среди литовцев растет популярность экологически чистых автомобилей и на их выбор могут повлиять финансовые стимулы государства

ВИЛЬНЮС, 27 окт – Sputnik. Пандемия не снизила доступность автомобилей в Литве, население все больше интересуется экологическими альтернативами, сообщает пресс-служба SEB Bankas.

Индекс, рассчитываемый банком SEB, показывает, что стоимость доступного автомобиля в Литве продолжает расти.

Житель со средней зарплатой и без других финансовых обязательств может арендовать в этом году автомобиль на 900 евро дороже, чем в прошлом году. По сравнению с 2019 годом стоимость автомобиля, приобретенного для семьи из двух человек, увеличилась на 1,9 тысячи евро. Стоимость арендованного автомобиля на одного человека в Литве в этом году достигла 13,1 тысячи евро, а за машину для семейного отдыха – 26,2 тысячи евро.

Специалисты SEB Bankas обращают внимание на еще одну тенденцию – постоянно растущий интерес населения к более экологичным автомобилям. Согласно исследованию общественного мнения, инициированному банком, за последние два года значение экологичности возросло больше всего.

С 2016 года цена доступного автомобиля для семей из одного и двух человек в Литве выросла на 44 процента. Частично это отражено в статистике банка: средняя стоимость договора лизинга для частных лиц на новые автомобили за последние пять лет выросла на 17 процентов, до 28 тысяч евро. Средняя стоимость сданных в аренду подержанных автомобилей увеличилась на 34 процента, примерно до 17 тысяч евро.

Согласно опросу, проведенному по инициативе SEB Bankas, большинство (61 процента) жителей Литвы, желающих приобрести автомобиль, намерены выделить на это десяти тысяч евро.

Жителей в первую очередь мотивирует на смену машины возраст автомобиля (42 процента респондентов), экономичность (28 процентов) и частые поломки (также 28 процентов).

Опрос показывает, что при наличии возможности 43 процента литовцев выбрали бы автомобили с гибридным двигателем. Треть (33 процента) предпочла бы автомобиль с бензиновым двигателем, а дизельные автомобили в этом году вытеснили электромобили (26 процентов) с третьего по привлекательности места. Пока распространению последних больше всего препятствуют экономические причины – две трети респондентов заявили, что не рассматривают возможность покупки электромобиля из-за его высокой цены. Однако почти столько же (61 процент) респондентов отметили, что финансовые стимулы и добавленная стоимость могут изменить их решение.

Самыми популярными лизинговыми автомобилями для одного человека стали: Škoda Octavia (2018 года), Toyota C-HR (2017), Toyota Corolla (2018), Toyota RAV4 (2015), Volkswagen Golf (2018).

Доступные семейные автомобили (новые и старые модели): Škoda Octavia, Toyota C-HR, Toyota Corolla, Toyota RAV4, Volkswagen Golf.

15
Теги:
коронавирус, автомобиль, Литва
Белорусская АЭС

Литва готова остановить импорт энергии из Белоруссии после запуска БелАЭС

123
(обновлено 19:07 26.10.2020)
Литовский оператор озвучил свои планы после получения письма от "Белэнерго" с датой начала производства электроэнергии на станции

ВИЛЬНЮС, 26 окт – Sputnik. Литовский оператор системы передачи электроэнергии Litgrid после запуска Белорусской АЭС намерен приостановить импорт электроэнергии из соседней страны, сообщает пресс-служба предприятия.

В понедельник Litgrid получил письмо от оператора белорусской системы передачи электроэнергии "Белэнерго" о том, что начало производства на атомной электростанции запланировано на период с 1 по 10 ноября. Таким образом, Litgrid установит нулевую мощность для импорта электроэнергии с момента начала производства на БелАЭС.

Литовское предприятие реализовывает закон о необходимых мерах по защите от "угроз со стороны небезопасных атомных электростанций в третьих странах". Обещание снизить мощность коммерческих потоков до нуля мегаватт звучало со стороны Litgrid и раньше.

"Мы внимательно следим за ситуацией и готовы действовать", – сказал временно исполняющий обязанности генерального директора Litgrid Видмантас Грушас.

Также Белоруссия не сможет воспользоваться мощностями Круонисской гидроаккумуляционной электростанции как энергетическим резервом для БелАЭС.

На прошлой неделе АЭС под Островцом получила разрешение на право выполнения этапной программы энергетического пуска энергоблока № 1.

Спор Литвы и Белоруссии по БелАЭС

Литва с самого начала строительства атомной станции под Островцом выступает против проекта. Как утверждают власти, площадка для станции, всего в 50 километрах от Вильнюса, выбрана "необоснованно" и АЭС представляет "угрозу национальной безопасности" республики.

При этом ядерный объект прошел все необходимые и даже дополнительные проверки со стороны МАГАТЭ и других профильных институтов. Многие эксперты подтвердили безопасность станции.

Литве довольно долго не удавалось убедить соседние балтийские республики отказаться от электроэнергии с БелАЭС. В конце августа глава латвийского правительства Кришьянис Кариньш заявил, что Рига прекратит торговлю электроэнергией с Минском в случае пуска БелАЭС, однако при этом Латвия может продолжать торговать электричеством с третьими странами, используя соединение между Латвией и Россией.

123
Теги:
энергетика, БелАЭС, электроэнергия, Белоруссия, Литва
Тема:
Конфликт Литвы и Белоруссии из-за строительства АЭС (600)
По теме
Колташов: энергия с БелАЭС откроет для Минска новые возможности
В Литве призвали забрать таблетки йода всех, кто еще не сделал этого
Грузовые автомобили, архивное фото

Литва подала два иска в Европейский суд против Пакета мобильности

4
(обновлено 07:21 27.10.2020)
Согласно исследованию, в результате негативного влияния, которое будет оказано на транспортный сектор, в стране почти 35 тысяч человек могут остаться без работы

ВИЛЬНЮС, 27 окт – Sputnik. Министерство юстиции Литвы подало два иска против Пакета мобильности в Европейский суд, сообщила пресс-служба ведомства.

Балтийская республика стремится отменить положения законодательства Евросоюза, которые затрагивают литовских водителей и перевозчиков.

Министр юстиции Элвинас Янкявичюс подчеркнул, что Литва твердо намерена защищать права своих водителей и перевозчиков и обеспечивать баланс их интересов.

"Укрепляя внутренний рынок Европейского союза, мы должны сохранить конкурентоспособность рабочих и предприятий нашей страны, чтобы этот сектор не подвергался дискриминации путем наложения необоснованных и непропорциональных требований к нему. В результате могут пострадать и финансы страны – планируемые доходы бюджета могут уменьшиться, а расходы увеличатся", – сказал он.

По мнению литовской стороны, некоторые положения Пакета мобильности противоречат законодательству ЕС и целям Европейского зеленого курса – они увеличивают интенсивность и загрязнение транспортных коридоров, а также ограничивают возможности республики для бизнеса в других странах Евросоюза.

Глава Минтранса Ярослав Наркевич подчеркнул, что положения Пакета мобильности отклонились от первоначальных целей и фрагментировали единый рынок ЕС. Особенно серьезно ограничения сказываются на странах, находящихся на периферии Европейского союза.

"Это не только ослабляет единый рынок, но и ставит под угрозу бесперебойную поставку товаров и медицинских устройств, что имеет жизненно важное значение во время пандемии COVID-19", – сказал министр транспорта.

По данным исследования, в результате негативного влияния Пакета мобильности на транспортный сектор Литвы больше всего пострадают небольшие компании. Почти 35 тысяч человек могут остаться без работы, на выплату им пособий по безработице потребуется 111 миллионов евро. Прогнозируемое негативное влияние на экономику страны может составить 1,6 процента внутреннего валового продукта (ВВП).

Литва не поддерживает положения Пакета мобильности, касающиеся обязательного возвращения транспорта в страну регистрации каждые восемь недель и запрета на длительные периоды отдыха в кабине. Также балтийская республика критикует отсутствие переходного периода для надлежащего реагирования рынка и для создания необходимой инфраструктуры во всех государствах – членах ЕС.

Некоторые страны евросообщества тоже выступают против Пакета мобильности. Среди них Болгария, Кипр, Латвия, Польша, Мальта, Румыния и Венгрия.

4
Теги:
грузоперевозки, грузопоток, транспорт, дальнобойщики Литвы, Литва
По теме
Литва подписала совместное письмо к руководству ЕС из-за Пакета мобильности
Литва увидела в невыгодном для себя Пакете мобильности вред для экологии ЕС
Пакет мобильности противоречит "зеленой политике" ЕС, заявили в Литве