Погрузка контейнеров в порту Клайпеды, архивное фото

Экспорт Литвы избежал драмы даже в пандемию, заявили в Swedbank

256
(обновлено 18:35 18.09.2020)
В отчете говорится, что за первые семь месяцев поставки товаров литовского происхождения упали всего на 2,1 процента

ВИЛЬНЮС, 20 сен – Sputnik. Литовский экспорт, несмотря на пандемию, смог избежать драмы, считают в Swedbank.

По мнению специалистов, макроэкономические результаты страны в первом полугодии даже заставили улучшить прогнозы роста ВВП. Так, экономика страны сократилась всего на 0,8 процента, что является самым низким показателем среди стран еврозоны. Экономисты прогнозируют, что падение ВВП Литвы будет одним из самых незначительных в ЕС.

Подчеркивается, что движущей силой экономики республики является экспорт. Хотя темпы его роста в последние месяцы несколько снизились из-за пандемии коронавируса, Литве удалось избежать серьезной драмы – за первые семь месяцев поставки товаров литовского происхождения без учета нефтепродуктов упали всего на 2,1 процента.

Большая часть экспортируемой продукции состояла из готовых продуктов питания, удобрений и мебели, на продажу которых пандемия оказала минимальное отрицательное, а зачастую и положительное влияние.

Тот факт, что экспортные партнеры Литвы из первой десятки не сильно пострадали от кризиса, вызванного COVID-19, также способствовал положительным экспортным тенденциям.

Улица в Вильнюсе
© Sputnik/ Владислав Адамовский

Наиболее затронутыми пандемией странами являются Италия, Испания и Франция, которые не смогли справиться с распространением вируса и являются сильно зависимыми от туризма. Ожидается, что в этом году их экономики сократятся более чем на одну десятую. Тем не менее литовские производители экспортируют в эти страны относительно небольшую часть своей продукции.

Например, поставки в Германию упали всего на 1,5 процента за первые семь месяцев этого года, в Швецию – чуть более чем на шесть процентов, а в Евросоюз в целом – примерно на семь процентов.

При этом экспорт в Польшу упал на треть, а поставки продуктов литовского происхождения в Белоруссии минимальны.

Экспорт литовских товаров без учета минеральных продуктов в июле этого года по сравнению с тем же месяцем прошлого года увеличился на 5,6 процента. Крайне позитивные тенденции наблюдаются второй месяц подряд. Однако по-прежнему существует необходимость в дальнейшем расширении отраслей с более высокой добавленной стоимостью и торговли.

256
Теги:
коронавирус, экспорт, Литва
По теме
В Литве утвердили план мер по развитию инноваций в энергетике
В Литве пресекли экспорт оборудования для нефтегазовой отрасли в Россию
Литва увеличила объемы экспорта продуктов в страны, не входящие в ЕС
Автомобили под виадуком, архивное фото

Стало известно, как COVID-19 повлиял на доступность автомобилей в Литве

44
(обновлено 18:57 26.10.2020)
Аналитики также отметили, что среди литовцев растет популярность экологически чистых автомобилей и на их выбор могут повлиять финансовые стимулы государства

ВИЛЬНЮС, 27 окт – Sputnik. Пандемия не снизила доступность автомобилей в Литве, население все больше интересуется экологическими альтернативами, сообщает пресс-служба SEB Bankas.

Индекс, рассчитываемый банком SEB, показывает, что стоимость доступного автомобиля в Литве продолжает расти.

Житель со средней зарплатой и без других финансовых обязательств может арендовать в этом году автомобиль на 900 евро дороже, чем в прошлом году. По сравнению с 2019 годом стоимость автомобиля, приобретенного для семьи из двух человек, увеличилась на 1,9 тысячи евро. Стоимость арендованного автомобиля на одного человека в Литве в этом году достигла 13,1 тысячи евро, а за машину для семейного отдыха – 26,2 тысячи евро.

Специалисты SEB Bankas обращают внимание на еще одну тенденцию – постоянно растущий интерес населения к более экологичным автомобилям. Согласно исследованию общественного мнения, инициированному банком, за последние два года значение экологичности возросло больше всего.

С 2016 года цена доступного автомобиля для семей из одного и двух человек в Литве выросла на 44 процента. Частично это отражено в статистике банка: средняя стоимость договора лизинга для частных лиц на новые автомобили за последние пять лет выросла на 17 процентов, до 28 тысяч евро. Средняя стоимость сданных в аренду подержанных автомобилей увеличилась на 34 процента, примерно до 17 тысяч евро.

Согласно опросу, проведенному по инициативе SEB Bankas, большинство (61 процента) жителей Литвы, желающих приобрести автомобиль, намерены выделить на это десяти тысяч евро.

Жителей в первую очередь мотивирует на смену машины возраст автомобиля (42 процента респондентов), экономичность (28 процентов) и частые поломки (также 28 процентов).

Опрос показывает, что при наличии возможности 43 процента литовцев выбрали бы автомобили с гибридным двигателем. Треть (33 процента) предпочла бы автомобиль с бензиновым двигателем, а дизельные автомобили в этом году вытеснили электромобили (26 процентов) с третьего по привлекательности места. Пока распространению последних больше всего препятствуют экономические причины – две трети респондентов заявили, что не рассматривают возможность покупки электромобиля из-за его высокой цены. Однако почти столько же (61 процент) респондентов отметили, что финансовые стимулы и добавленная стоимость могут изменить их решение.

Самыми популярными лизинговыми автомобилями для одного человека стали: Škoda Octavia (2018 года), Toyota C-HR (2017), Toyota Corolla (2018), Toyota RAV4 (2015), Volkswagen Golf (2018).

Доступные семейные автомобили (новые и старые модели): Škoda Octavia, Toyota C-HR, Toyota Corolla, Toyota RAV4, Volkswagen Golf.

44
Теги:
коронавирус, автомобиль, Литва
Белорусская АЭС

Литва готова остановить импорт энергии из Белоруссии после запуска БелАЭС

167
(обновлено 19:07 26.10.2020)
Литовский оператор озвучил свои планы после получения письма от "Белэнерго" с датой начала производства электроэнергии на станции

ВИЛЬНЮС, 26 окт – Sputnik. Литовский оператор системы передачи электроэнергии Litgrid после запуска Белорусской АЭС намерен приостановить импорт электроэнергии из соседней страны, сообщает пресс-служба предприятия.

В понедельник Litgrid получил письмо от оператора белорусской системы передачи электроэнергии "Белэнерго" о том, что начало производства на атомной электростанции запланировано на период с 1 по 10 ноября. Таким образом, Litgrid установит нулевую мощность для импорта электроэнергии с момента начала производства на БелАЭС.

Литовское предприятие реализовывает закон о необходимых мерах по защите от "угроз со стороны небезопасных атомных электростанций в третьих странах". Обещание снизить мощность коммерческих потоков до нуля мегаватт звучало со стороны Litgrid и раньше.

"Мы внимательно следим за ситуацией и готовы действовать", – сказал временно исполняющий обязанности генерального директора Litgrid Видмантас Грушас.

Также Белоруссия не сможет воспользоваться мощностями Круонисской гидроаккумуляционной электростанции как энергетическим резервом для БелАЭС.

На прошлой неделе АЭС под Островцом получила разрешение на право выполнения этапной программы энергетического пуска энергоблока № 1.

Спор Литвы и Белоруссии по БелАЭС

Литва с самого начала строительства атомной станции под Островцом выступает против проекта. Как утверждают власти, площадка для станции, всего в 50 километрах от Вильнюса, выбрана "необоснованно" и АЭС представляет "угрозу национальной безопасности" республики.

При этом ядерный объект прошел все необходимые и даже дополнительные проверки со стороны МАГАТЭ и других профильных институтов. Многие эксперты подтвердили безопасность станции.

Литве довольно долго не удавалось убедить соседние балтийские республики отказаться от электроэнергии с БелАЭС. В конце августа глава латвийского правительства Кришьянис Кариньш заявил, что Рига прекратит торговлю электроэнергией с Минском в случае пуска БелАЭС, однако при этом Латвия может продолжать торговать электричеством с третьими странами, используя соединение между Латвией и Россией.

167
Теги:
энергетика, БелАЭС, электроэнергия, Белоруссия, Литва
Тема:
Конфликт Литвы и Белоруссии из-за строительства АЭС
По теме
Колташов: энергия с БелАЭС откроет для Минска новые возможности
В Литве призвали забрать таблетки йода всех, кто еще не сделал этого
Кандидат в президенты от Демократической партии Джо Байден

Обещания Байдена Литве: все будет как раньше. Или нет?

0
(обновлено 11:46 27.10.2020)
Кандидат в президенты США Джо Байден объявил о своем видении отношений Штатов со странами Балтии. Литве это должно понравиться. Впрочем, есть одно "но"

Одностраничный программный отчет начинается со списка работ, которые Байден (прежде всего в качестве вице-президента США при Бараке Обаме) проделал на благо стран Балтии. Их суть заключается во вкладе в безопасность Литвы, Латвии и Эстонии через развитие системы сдерживания России в Европе путем укрепления Организации Североатлантического договора (НАТО).

Между тем Дональд Трамп, как подчеркивает его оппонент, усомнился в значимости альянса и однажды перепутал Балтийский регион с Балканами (в этом контексте можно вспомнить, что Байден предупреждал о том, что нынешний лидер США может в течение своего срока окончательно разрушить НАТО).

Затем кандидат от Демократической партии переходит к обещаниям. Во-первых, он не позволит России подвергнуть сомнению прочность НАТО и трансатлантических военных обязательств Америки. По его словам, если Трамп заставляет страны Балтии беспокоиться о своей безопасности, то он не пожалеет денег на размещение там войск США и НАТО, поскольку это важнее, чем граница Трампа с Мексикой.

Второе обещание – продолжать попытки остановить реализацию проекта газопровода "Северный поток – 2", поскольку зависимость Европы от российского газа позволит Москве шантажировать ее (ведь только американский газ является демократичным и неполитизированным).

Первая мысль, которая возникает после прочтения этого документа: каким образом штаб Байдена вообще вспомнил о Балтийском регионе в разгар президентской кампании? Может быть, кто-то сказал Джо, что где-то на побережье Балтийского моря, возле Польши есть такая Литва (не путать с Латвией), которую вместе с соседями нужно успокаивать фразами о роли США и НАТО в Европе. К этому можно добавить борьбу с российским газопроводом, потому что государства региона вроде бы тоже против.

А если серьезно, то "видение" Байдена – дешевая рекламная уловка. Ключевой вопрос: насколько это важно на практике?

Теоретически уже давно очевидно, что взгляды демократов (которых в данном случае поддерживает значительное число республиканцев) и Трампа кардинально расходятся в вопросах внешней политики. Первые – это глобалисты-империалисты, которые хотят быть везде и все контролировать. А второй – националист-изоляционист, который хочет отовсюду выйти (из Афганистана, Сирии, Ирака и даже из Германии) и прежде всего заботиться об Америке. При этом Россия – главный противник первых, а Китай – второго.

Политолог Дмитрий Солонников
Фото: пресс-службы Института современного госразвития

Соответственно, литовские внешнеполитические деятели (как и другие сторонники трансатлантического единства, что фактически означает доминирование Вашингтона в Европе), вероятно, мечтают о победе Байдена, потому что тогда все должно стать как раньше, а о Трампе можно будет забыть как о страшном сне. В частности, принцип "Америка правит, Россия за железным занавесом, Германия (и Франция) без права голоса" будет преобладать в Старом Свете.

Вопрос в том, действительно ли президенту-демократу удастся восстановить статус-кво в трансатлантических отношениях? Разве во времена Трампа они не были безвозвратно разрушены?

Считается, что в лучшем случае трансатлантический диалог стабилизируется, но как раньше уже не будет. Автономия Европы должна увеличиваться просто потому, что власть Вашингтона объективно ослабевает. Например, ему не удалось сменить режим в Венесуэле. В случае с ЕС лакмусовой бумажкой должен стать проект "Северный поток – 2", который, несмотря на максимальное давление со стороны Америки, уже находится на завершающей стадии (не помогла даже история с "отравлением" Алексея Навального).

Другими словами, с победой Байдена Литва и другие сателлиты США смогут более спокойно проводить проамериканскую политику в Европе, но на стратегическом уровне основы трансатлантического единства, кажется, непоправимо треснули, и изменение международного курса странами Балтии является лишь вопросом времени. Но они не думают так далеко вперед…

В случае победы Трампа, возможно, придется быстрее думать о том, что делать, поскольку он неизбежно продолжит разрушать отношения с ЕС и будет меньше внимания уделять НАТО и постсоветскому пространству. И если процесс определения победителя президентских выборов в США затянется и примет форму гражданского конфликта, то "активам" Америки придется совсем плохо, так как она выпадет из активной международной политики на неопределенное время.

Короче говоря, сегодня на литовском небосклоне как ориентир и надежда сияет звезда Байдена, но Литве нужно начать привыкать к мысли, что империя США вступила в фазу упадка, и искать альтернативы или учиться жить самостоятельно. Завтра может быть поздно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

0
Теги:
Балтия, Литва, США, Джо Байден
По теме
Кингстоны открыть не успеют. Чем страшен "Циркон" для "друзей" из НАТО
Козин: в районе Балтики намечаются серьезные приготовления военных НАТО