Кошелек с евро

Стало известно, как изменилась зарплата в Литве за год

329
(обновлено 12:01 01.03.2021)
Реальная заработная плата в четвертом квартале 2020 года выросла на четыре процента по сравнению с третьим

ВИЛЬНЮС, 1 мар – Sputnik. Заработная плата в Литве в четвертом квартале прошлого года выросла на 4,8 процента, сообщает Департамент статистики.

Среднемесячная брутто-зарплата составляла 1524,2 евро. При этом в государственном секторе она была равна 1686,8 евро, или на 9,1 процента выше, а в частном – 1450,7 евро, или на 2,6 процента выше.

В Департаменте статистики отметили, что больше всего брутто-зарплата выросла в сфере образования (14,9 процента), горнодобывающей промышленности (11,5 процента), а снизилась в сфере размещения и общественного питания (9,1 процента), сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовстве (один процент), а также в финансовой и страховой деятельности (0,3 процента).

В четвертом квартале 2020-го среднемесячная зарплата нетто (после вычета налогов) в Литве составляла 967,3 евро. За квартал она выросла на 4,2 процента. В госсекторе зарплата была 1059,5 евро (на 8,1 процента выше), а в частном – 925,6 евро (на 2,3 процента выше).

Реальная заработная плата по сравнению с третьим кварталом прошлого года выросла на четыре процента: в государственном секторе – на 7,9 процента, в частном секторе – на 2,1 процента.

Кроме того, брутто-зарплата за год стала выше на 12,2 процента: в госсекторе – на 15,2 процента, в частном – на 10,6 процента. Зарплата нетто увеличилась за год на 12,8 процента: в государственном секторе – на 15,3 процента, в частном секторе – на 11,5 процента. Реальная оплата труда выросла на 12,2 процента: в государственном секторе – 14,7 процента, в частном секторе – 10,9 процента.

329
Теги:
зарплата, Литва
По теме
Литва потратит более сотни миллионов евро на подземные линии электропередач
Экономист рассказал, за счет чего Литва может привлечь мигрантов
Флаги с символикой Евросоюза у здания Еврокомиссии в Брюсселе, архивное фото

ЕК выделила компаниям в Литве 120 миллионов евро из-за COVID-19

31
(обновлено 11:32 13.04.2021)
Карантин в балтийской республике продлен до конца апреля. Некоторые предприятия в стране временно закрыты или работают с ограничениями с ноября прошлого года

ВИЛЬНЮС, 13 апр – Sputnik. Еврокомиссия утвердила помощь Литве в размере 120 миллионов евро для компаний, наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. Об этом сообщается на сайте Совета по конкуренции Литвы.

В документе (*pdf), опубликованном на сайте ЕК, утверждается, что с ноября прошлого года экономика Литвы находится под значительным давлением из-за второй волны пандемии. Деятельность некоторых предприятий была ограничена или даже прекращена в связи с мерами, введенными правительством для борьбы с распространением инфекции.

"Экономическая деятельность, не отвечающая требованиям социальной дистанции, была временно приостановлена как минимум на период с ноября 2020 до конца апреля 2021 года. Точная дата, когда эта экономическая деятельность может быть возобновлена, не сообщается, но с учетом того факта, что правительство Литвы признает высокий риск третьей волны пандемии COVID-19 и что изоляция была продлена до конца апреля 2021 года, ограничение может продлиться даже после конца апреля", – говорится в документе.

Компании, оборот которых упал более чем на 50 процентов, смогут получить поддержку до 350 тысяч евро по утвержденной схеме. Она будет выплачиваться в форме прямых дотаций и сможет покрыть фиксированные расходы бизнеса.

В Литве с начала ноября действует второй карантин. На прошлой неделе число случаев коронавируса практически не уменьшалось после резкого скачка. Карантин действует пока до конца апреля. Власти сняли ограничения на передвижения между муниципалитетами, однако торговые центры, как обещали ранее, не открыли.

По последним данным, в Литве выявлено более 227,8 тысячи случаев коронавируса, более 3,7 тысячи человек скончались.

31
Теги:
коронавирус, Еврокомиссия (ЕК), Литва
Тема:
Пандемия коронавируса в Литве и других странах
Опора линий электропередач

Названы важные для жителей Литвы факторы при выборе поставщика энергии

102
(обновлено 10:15 13.04.2021)
Чувствительность к цене на электроэнергию самая высокая не среди людей предпенсионного и пенсионного возраста, а среди более молодых и активных жителей, сообщает компания Elektrum Lietuva

ВИЛЬНЮС, 13 апр – Sputnik. В этом году конкурентный рынок электроэнергии в Литве откроется для сотен тысяч бытовых потребителей электроэнергии. Подавляющее большинство населения заявляет, что при выборе поставщика электричества в первую очередь руководствуется ценой, сообщает компания Elektrum Lietuva со ссылкой на данные опроса Spinter tyrimai.

На втором месте были персонализированные предложения и понятные преимущества для потребителя, о которых упомянули 29 процентов участников опроса.

"Можно сказать, что потребители ожидают низких цен от либерализации рынка, но наметилась еще одна важная тенденция. Помимо особо чувствительных к затратам групп пожилого населения и населения с низкими доходами, молодые респонденты хотят оперативного онлайн-обслуживания, а получатели с более высокими доходами уделяют больше внимания тому, является ли электричество экологически безопасным. Спрос на электроэнергию постепенно сегментируется, что дает нам, независимым поставщикам электроэнергии, возможность раскрыть свои сильные стороны", – заявляет руководитель проекта по развитию бизнеса энергоснабжающей компании Elektrum Lietuva Хенрикас Гайдамавичюс.

Фактор цены

Цена на электроэнергию наиболее актуальна для жителей разного достатка, из разных жилых районов и различных возрастных групп. В крупных городах на цену указывают 76 процентов, в деревнях – 74 процента жителей. Отмечается, что 79 процентов участников опроса, получающих наименьший доход или доход до 300 евро на одного члена домохозяйства, указывают в ключевых факторах цену, как и 78 процентов респондентов, у которых доход на одного члена семьи превышает 700 евро в месяц.

"Ценовую конкуренцию ждут и 67 процентов менеджеров, и 81 процент безработных. Поскольку в этом году оптовые цены на электроэнергию растут по разным причинам, поставщики электроэнергии ищут внутренние резервы эффективности и предложения услуг, которые обеспечивают дополнительную добавленную стоимость для потребителей", – заявил Гайдамавичюс.

По его словам, чувствительность к цене на электроэнергию самая высокая не среди людей предпенсионного и пенсионного возраста, а среди более молодых, активных и потенциально имеющих больше финансовых обязательств и иждивенцев, в возрасте 46-55 лет (80 процентов) и 36-45 лет (77 процентов).

Представитель компании указывает, что потребность в предложениях поставщиков электроэнергии, адаптированных к личным потребностям и обеспечивающих явные преимущества, должна быть удовлетворена с помощью различных предлагаемых планов.

От интернета к экологически чистой электроэнергии

Третьим приоритетом, который респонденты назвали среди важных при выборе поставщика электричества, стал быстрый и удобный онлайн-сервис, но его чаще выбирают младшие возрастные группы. Для пожилых людей, предпочитающих платить наличными, это не является явным приоритетом.

"Среди представителей общественности в возрасте до 45 лет примерно каждый третий делает упор на онлайн-услуги, и лишь только для пятой части пожилых людей актуально обслуживание через интернет. Скорее всего, это связано с наличием и возможностью использовать современные технологии. У нас немного сомнений в том, что важность интернета со временем будет расти, но в настоящее время распределение потребителей именно такое", – сказал представитель Elektrum Lietuva.

Зеленое, или экологически чистое, электричество больше беспокоит группу с самым высоким доходом.

Среди домохозяйств с самым высоким доходом такую электроэнергию хотели бы получать 28 процентов опрошенных, в то время как среди домохозяйств с самым низким доходом эта доля составляет 16-17 процентов.

"Это связано со все еще довольно стереотипным представлением о том, что зеленая электроэнергия является исключительной и более дорогой, чем обычный продукт. С распространением устойчивых источников производства электроэнергии, таких как электричество, ветряные электростанции, и использованием старых экологически чистых решений для выработки электроэнергии из воды зеленая электроэнергия может использоваться каждым домохозяйством в стране. Однако отрадно, что аспект, связанный с климатическим кризисом, актуален для большого числа потребителей электроэнергии", – заявил Гайдамавичюс.

В опросе приняли участие 1013 человек в возрасте 18-75 лет.

Выход из БРЭЛЛ

Литва, Латвия и Эстония входят в энергокольцо БРЭЛЛ вместе с Белоруссией и Россией. Страны Балтии решили отсоединиться и синхронизироваться с энергосистемой Европы через Польшу – через уже построенную смычку LitPol Link и морской кабель Harmony Link. Планируется, что это произойдет к 2025 году.

В Литве желание выйти из БРЭЛЛ объясняют стремлением добиться "энергонезависимости от России". Однако, по оценке многих экспертов, процесс отсоединения от БРЭЛЛ будет для стран Балтии крайне затратным в сфере ресурсов и денег, а также в будущем ударит по карману потребителей, тарифы для которых неизбежно вырастут.

В то же время Москва рассчитывает, что даже после выхода Прибалтики из БРЭЛЛ поставки электроэнергии республикам продолжатся.

В интервью Sputnik Литва старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев подчеркнул, что у Прибалтики пока есть преимущество в том, что электроэнергию можно получать из разных источников, чего она лишится, выйдя из БРЭЛЛ.

102
Теги:
электроэнегия, Литва
Водородная заправочная станция в Германии

Прекрасное далеко. Что не так с Водородной стратегией ЕС и при чем тут РФ

0
(обновлено 12:43 13.04.2021)
За десять лет, прошедших с момента утверждения Энергетической стратегии, Еврокомиссия не смогла уточнить объем предстоящей работы с электросетями, и сколько времени потребуется для разработки "дорожной карты" Водородной стратегии, остается только догадываться

С лета 2020 года тема водородной энергетики стала одной из самых популярных в СМИ, что связано с тем, что 8 июля Европейская комиссия официально опубликовала окончательную версию Водородной стратегии ЕС. Основной ее лейтмотив: ЕС обязан уменьшить свою зависимость от ископаемых энергоносителей и достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон, комментируя публикацию, заявила: "Климатическую нейтральность к 2050 году можно достичь только при полном отказе от ископаемых энергетических ресурсов. Все партнеры, поставляющие нам эти виды топлива, должны принимать это во внимание".

"Размахов наших люблю громадье"

Звучит, конечно, эффектно, но давайте попробуем проанализировать, что это означает. За следующие 30 лет ЕС намерен полностью ликвидировать на своей территории весь автотранспорт, в качестве моторного топлива использующий нефтепродукты или природный газ в любом его виде – компримированного метана, пропан-бутановой смеси и СПГ. То же самое относится к железнодорожному и авиационному транспорту, к морским и речным судам, ко всей системе производства тепловой и электрической энергии для промышленного и сельскохозяйственного секторов, для всей общественной и коммерческой недвижимости и для жилого сектора. Все перечисленные направления к 2050 году должны быть переведены исключительно на использование топливных водородных элементов и электроэнергию, выработка которой должна производиться только за счет ВИЭ – различных видов биотоплива, сжигания отсортированных бытовых отходов и, возможно, атомной энергетики (последнее пока обсуждается).

Грандиозность поставленной политиками ЕС задача сопоставима, если не превышает планы первых пятилеток СССР, особенно с учетом того, что, по мнению этих дам и джентльменов, "стержнем" новой энергетической системы ЕС должны стать солнечные и ветряные электростанции, а все проблемы прерывистости, неравномерности производства электроэнергии на них предстоит решить за счет так называемого зеленого водорода. Впрочем, понятие "зеленый водород" в тексте самой стратегии не используется, как и ни одного другого "цветного" вида водорода. Вместо этого используются следующие термины:

- "электролизный водород" (electricity-based hydrogen);

- "возобновляемый водород" (renewable hydrogen) и он же "чистый водород" (clean hydrogen);

- "ископаемый водород" (fossil-based hydrogen);

- "ископаемый водород с улавливанием углерода" (fossil-based hydrogen with carbon capture).

Кружево стратегических документов европейской энергетики

Но с путаницей, которую вносит эта терминология, мы разберемся чуть позже, для начала важнее понять, о чем вообще идет речь. Было бы странным полагать, что Водородная стратегия ЕС – единственное, что теперь определяет развитие энергетического сектора этого экономического объединения. Кроме стратегии имеется Директива о ВИЭ, принятая в 2009 году, дополненная и измененная в 2018-м. В соответствии с этими изменениями в 2030 году из всего объема электроэнергии, производимой на территории ЕС, 32 процента должны производиться с использованием возобновляемых источников энергии. Эти дополнения к Директиве о ВИЭ противоречат принятой в 2014 году Программе ЕС по энергетике и изменению климата (EU 2030 Climate and Energy Framework), согласно которой на долю ВИЭ-энергетики к тому же 2030 году должно приходиться 27 процентов от общего объема выработки. Кроме того, в 2011 году ЕС принял Энергетическую стратегию до 2050 года (EU 2050 Energy Strategy), в которой была обозначена задача для 2050 года – к этому сроку доля ВИЭ-энергетики должна достичь 70 процентов.

Даже этого перечисления стратегических документов ЕС, на наш взгляд, вполне достаточно, чтобы понимать – единый взгляд на развитие энергетики, опирающийся на взвешенный анализ сложившейся ситуации, в Евросоюзе пока не сформирован. 27 процентов генерации электроэнергии на возобновляемых источниках к 2030 году или 32? 70 процентов генерации электроэнергии на возобновляемых источниках или полная климатическая нейтральность к 2050 году? Ответов на эти вопросы нет, как нет даже признаков технико-экономического обоснования ни под один из перечисленных вариантов. Единственное, что имеется, – прогнозная оценка объема инвестиций на формирование новой электросетевой инфраструктуры ЕС для реализации целей Энергетической стратегии – от 1,5 до 2,2 триллиона евро. Оценка с точностью в 50 процентов – вот все, на что оказался способен к сегодняшнему дню генеральный директорат по энергетике Еврокомиссии.

Если саму Еврокомиссию условно считать "правительством Евросоюза", то этот директорат является аналогом министерства энергетики. Как оценивать работу этого "министерства"? С учетом того, что Водородная стратегия уже утверждена и только теперь энергетические компании Евросоюза приступили к изучению технической возможности транспортировки водорода при помощи газовых магистральных и распределительных трубопроводных систем – даже на двоечку по пятибалльной системе не получится. Если за десять лет, прошедших с момента официального утверждения Энергетической стратегии, Еврокомиссия не смогла уточнить объем предстоящей работы с электросетями, то о том, сколько времени потребуется для разработки "дорожной карты" Водородной стратегии, остается только догадываться.

Водородная стратегия ЕС на фоне международных отношений

То, что времени потребуется немало, очевидно. Вот цитата из Водородной стратегии: "Только водород, который был произведен на основе ВИЭ, является устойчивым в долгосрочной перспективе. Наша задача – использовать возобновляемый водород, поддержать быстрое увеличение его рынка и создать соответствующие производственно-сбытовые цепочки". Стоит заметить то, что в этой цитате "спрятано между строк", – уж очень стеснительными оказались сочинители этого документа.

С того самого момента, когда была принята Директива о ВИЭ 2009 года, многие и многие эксперты отрасли многократно предупреждали о том, что "телега поставлена впереди лошади": человечество не обладает технологиями, позволяющими регулировать облачность и ветер, массовое внедрение принципиально прерывистой генерации на СЭС и ВЭС неизбежно приведет к дестабилизации объединенных энергосистем, единственный способ избежать этого – не менее массовое развитие технологий промышленных накопителей электроэнергии.

Именно технологии накопителей – максимально дешевых, безопасных и при этом максимально емких – необходимо было создать и освоить в первую очередь, и только после этого браться за прерывистую альтернативную генерацию. Европейские политики ничего не хотели слышать, Еврокомиссия и правительства государств – членов ЕС масштабно субсидировали строительство СЭС и ВЭС, демонстрируя при этом невероятную уверенность в том, что с накопителями разберутся без особых усилий. Да, лаборатории многих стран пытались изобрести новые химические и механические накопители энергии, но сколько-нибудь заметных и экономически оправданных результатов на сегодняшний день так и не получено.

"Водород, произведенный на основе ВИЭ как единственная устойчивая перспектива", в стратегии ЕС – это своеобразный "акт капитуляции", факт признания того, что технологии накопителей энергии так и остались недостижимы. Но капитулировать европейские политики намерены на своих условиях – не за счет развития атомной энергетики, совершенствования технологий передачи электроэнергии на постоянном токе, синхронизации разрозненных объединенных энергосистем, действующих на территории Европы (напомним, что на день сегодняшний таких ОЭС насчитывается шесть штук), интеграционных проектов между ОЭС Европы и ОЭС бывших стран СССР, а за счет обсуждаемой Водородной стратегии.

Причины, по которым ЕС сделал именно такой выбор, прозрачны, их и обозначила госпожа еврокомиссар по энергетике: "Все партнеры, поставляющие нам эти виды топлива, должны принимать это во внимание". Европейские политики, выбрав конфронтационный подход к отношениям с Россией, пытаются за счет комбинации "ВИЭ и возобновляемый водород" отказаться от импорта ископаемых энергетических ресурсов из нашей страны. Под неусыпным вниманием со стороны США Евросоюз начинает все активнее разваливать и свои отношения с Китаем – страной, атомные корпорации которой в последние годы кратно нарастили свои компетенции в строительстве АЭС поколения 3+, отвечающих постфукусимским требованиям по уровню безопасности, и стали реальными конкурентами "Росатома", с которым продолжают активное сотрудничество с целью совместного развития новейших технологий. При этом европейские государства и компании из-за собственных просчетов утратили компетенции в реакторостроении, а антироссийские и антикитайские устремления проатлантических европолитиков лишают ЕС возможности стремиться к углеродной нейтральности за счет использования АЭС. Эти же соображения относятся и к любым попыткам развития технологий химических накопителей электроэнергии – любые из них требуют использования редкоземельных металлов, в производстве которых Китай является едва ли не стопроцентным монополистом.

Если коротко: действиями европейских политиков, приверженных курсу пресловутой атлантической солидарности, энергетическая отрасль Европы оказалась загнана в ситуацию, при которой выбор возможных путей ее развития оказался искусственно сужен до предела – это неизбежно при отказе от равноправного сотрудничества, которое во все времена было и остается взаимовыгодным. Политики делают ставку не на развитие технологий, а на нещадную эксплуатацию и попытки сохранить имеющийся статус-кво – европейский рынок по-прежнему остается самым ликвидным, самым платежеспособным. Вот только будет ли сохраняться такая ситуация в течение продолжительного времени, зависит уже не только от Евросоюза и его заокеанского сюзерена, но и от того, как будут реагировать страны всех остальных регионов мира. Слишком многим перестает нравиться глобус, на котором существуют только Европа и Северная Америка.

Разумеется, анализ Водородной стратегии Евросоюза на этом заканчивать нельзя, основой для его продолжения будет простой факт: в 2020 году среди всего объема производства водорода в ЕС на долю возобновляемого водорода приходилось 0,1 процента.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

0
Теги:
энергоснабжение, электроэнергия, энергетика, Россия, Евросоюз