Порт Усть-Луга, Ленинградская область

Белоруссия прорабатывает с РФ строительство своего портового терминала

155
(обновлено 10:30 03.05.2021)
Российская сторона выразила готовность подобрать возможные участки для строительства, которые будут соответствовать требованиям, предъявляемым Минском, сообщил Головченко

ВИЛЬНЮС, 3 мая - Sputnik. Белоруссия предметно прорабатывает с РФ строительство своего терминала в российских морских портах для перевалки грузов, заявил премьер Белоруссии Роман Головченко.

"Да, у нас определены категории товаров, где потенциально есть экономическая целесообразность задействовать российские порты. Вопрос в том, чтобы это не нанесло ущерб экономике предприятий с точки зрения логистики. Поэтому мы в том числе прорабатываем очень предметно вопросы строительства собственного портового терминала в российских портах. Сейчас эти вопросы предметно отрабатывают соответствующие рабочие группы", - цитирует Головченко РИА Новости со ссылкой на интервью телеканалу "Беларусь 1".

Как отметил премьер-министр, российская сторона выразила готовность подобрать возможные участки для строительства, которые будут соответствовать требованиям, предъявляемым Минском. "Если они нас устроят, то мы очень позитивно смотрим на вариант реализации такого инвестиционного проекта по созданию собственных портовых терминалов в РФ, это даем нам определенную гарантию, что наши грузы не застрянут нигде по дороге", - сказал он.

Россия и Белоруссия 19 февраля подписали соглашение об экспорте белорусских нефтепродуктов через порты РФ. Документ предусматривает перевалку предприятиями Белоруссии более 9,8 миллиона тонн грузов в морских портах РФ на Балтике в 2021-2023 годах. Речь идет о таких грузах, как мазут, бензин и масло.

Как сообщал после подписания документа министр транспорта РФ Виталий Савельев, стороны планируют проработать условия экспортных поставок белорусских калийных удобрений через российские порты. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в феврале заявлял, что минеральные удобрения и нефтеналивные грузы из Белоруссии планируется переваливать через порты этого региона.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в августе прошлого года заявил о возможной переориентации торговых потоков с портов Прибалтики. В сентябре переброска нефтяных потоков из портов Литвы на российские порты, в частности, на Усть-Лугу, обсуждалась на переговорах премьеров России и Белоруссии.

155
Теги:
порт, Белоруссия, Россия
Опора линий электропередач

Виноваты соседи: Литва жалуется на убытки из-за методики торговли энергией

131
(обновлено 14:45 11.05.2021)
Ранее балтийская республика уже заявляла об искусственном повышении цен и разнице в 20 евро за мегаватт-час с Латвией

ВИЛЬНЮС, 11 мая – Sputnik. Литовские потребители из-за применяемой Латвией и Эстонией методологии торговли электроэнергией дополнительно платят около 100 миллионов евро в год, заявил заместитель министра энергетики Литвы Альбинас Зананавичюс, сообщает пресс-служба Министерства энергетики.

Политик в понедельник принимал участие в заседании Плана объединения балтийского энергетического рынка (BEMIP, Baltic Energy Market Interconnection Plan), на котором Литва через Европейскую комиссию ищет новую методологию трехсторонней торговли электроэнергией из третьих стран.

"Методология торговли электроэнергией из третьих стран, применяемая в одностороннем порядке Латвией и Эстонией, может дополнительно обойтись потребителям Литвы примерно в 100 миллионов евро в год", – заявил Зананавичюс.

Литва считает, что методология, применяемая в настоящее время в одностороннем порядке Латвией и Эстонией, якобы нарушает торговлю внутри Евросоюза, предоставляя привилегию третьим странам на торговлю электроэнергией. Это связано с разницей между фактической и заявленной мощностью литовско-латвийских электрических соединений.

Согласно вышеупомянутым правилам, при декларировании больших объемов импорта из России в Латвию необходимо зарезервировать мощность литовско-латвийских электрических соединений, которые фактически не используются.

В Минэнерго заявили, что подобная методология торговли искусственно повышает цены на электроэнергию в Литве и нарушает рынок ЕС. В результате разница в ценах на электроэнергию в Литве и Латвии в марте достигла 20 евро за мегаватт-час.

Отмечается, что участники рынка торговли электроэнергией Литвы и Эстонии несут убытки и уже обратились в Европейскую комиссию с просьбой найти совместное решение между ЕС и странами Балтии на основе трехсторонней методологии.

Литва предлагала свой вариант. Ее методология должна обеспечить "конкурентный и прозрачный рынок, а также предотвратить попадание на литовский рынок электроэнергии, произведенной на Белорусской АЭС, что позволит избежать дальнейшего финансирования строительства БелАЭС деньгами литовских потребителей". Это также обеспечило бы энергетическую независимость Литвы за счет увеличения местного производства электроэнергии из возобновляемых источников.

Ранее министр энергетики Дайнюс Крейвис жаловался на искусственное повышение цен на электроэнергию в Литве из-за нынешней методологии торговли с третьими странами.

Выход из БРЭЛЛ

Страны Балтии решили отсоединиться от энергокольца БРЭЛЛ и синхронизироваться с энергосистемой Европы через Польшу. Для этого будет использована уже построенная смычка LitPol Link и морской кабель Harmony Link, который находится в процессе стройки. В Литве желание выйти из БРЭЛЛ объясняют стремлением добиться "энергонезависимости от России". Однако, по оценке многих экспертов, процесс отсоединения от БРЭЛЛ будет для Балтии крайне затратным в сфере ресурсов и денег, а в будущем ударит по карману потребителей, тарифы для которых неизбежно вырастут.

В то же время Москва рассчитывает, что даже после выхода Прибалтики из БРЭЛЛ поставки электроэнергии республикам продолжатся.

В интервью Sputnik Литва старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев объяснял, что у Прибалтики пока есть преимущество в том, что электроэнергию она может получать из разных источников. Этого она, по мнению эксперта, лишится, выйдя из БРЭЛЛ.

Ситуация с БелАЭС

Вильнюс с самого начала критиковал Белоруссию за строительство станции, упрекая в ее "небезопасности", несмотря на то что объект прошел все необходимые и даже дополнительные проверки о стороны МАГАТЭ и других профильных институтов. Многие эксперты подтвердили безопасность станции.

Литве довольно долго не удавалось убедить соседние балтийские республики отказаться от электроэнергии с БелАЭС.

В конце августа прошлого года Рига объявила, что прекратит торговлю электроэнергией с Минском в случае пуска БелАЭС, однако при этом Латвия может продолжать торговать электричеством с третьими странами, используя соединение между Латвией и Россией.

В Минэнерго Белоруссии заявляли, что вместо продуктивного диалога Литва продолжает "раздувать "угрозу" БелАЭС для Европы" и намеренно продвигает антибелорусскую риторику на международных площадках.

131
Теги:
энергетика, Эстония, Латвия, Литва
По теме
Литовский энергооператор реконструирует подстанцию почти за 900 тысяч евро
Литва получила первую в истории партию СПГ из Египта
СПГ-танкер Coral Favia

В Литву пришла первая за месяц партия СПГ из России

68
(обновлено 13:32 11.05.2021)
Ранее в этом месяце балтийская республика получила свой первый в истории груз сжиженного природного газа из Египта

ВИЛЬНЮС, 11 мая – Sputnik. В Литву из российского порта Высоцк, где располагается завод сжиженного природного газа (СПГ), пришел танкер Coral Favia.

Согласно данным портала Marinetraffic, судно прибыло в порт Клайпеды рано утром во вторник. В настоящее время газовоз стоит возле местного терминала СПГ.

По графику поставок компании – оператора Klaipedos nafta, Клайпедский терминал должен получить 9,5 тысячи кубометров газа. Однако предполагалось, что танкер прибудет на несколько дней позже.

В предыдущий раз Литва получила свой первый груз СПГ из Египта. Газовоз Fukurokuju доставил 138 тысяч кубометров.

Литва построила терминал СПГ в 2014 году. Власти обосновывали такой шаг желанием избавиться от "монополии" российского "Газпрома".

Однако терминал обходится республике дорого: ежегодно Klaipėdos nafta платит Норвегии за его аренду 60 миллионов евро. Чаще всего Литва получает СПГ из Норвегии и России, есть достаточно редкие поставки из США.

В прошлом октябре Министерству энергетики Литвы пришлось разработать законопроект, который призван снизить стоимость поставки сжиженного природного газа (СПГ) на Клайпедский терминал.

68
Теги:
Клайпедский терминал, СПГ, Россия, Литва
По теме
Электроэнергия в Литве подорожала на треть
С первого блока Игналинской АЭС увезли последний контейнер с топливом
Литовский энергооператор реконструирует подстанцию почти за 900 тысяч евро
Министр транспорта Литвы Ярослав Наркевич

В Литве экс-министра заподозрили в махинациях с финансированием дороги

8
(обновлено 15:30 11.05.2021)
Нынешний глава Минтранса заявил, что есть серьезные сомнения в отношении некоторых решений, принятых ведомством в прошлом году

ВИЛЬНЮС, 11 мая – Sputnik. Министерство транспорта Литвы обратилось в Службу специальных расследований (STT) и Генеральную прокуратуру с просьбой оценить возможные нарушения закона при выделении средств на строительство дороги в Тракайском районе в прошлом году. Об этом сообщила пресс-служба Минтранса.

Также власти просят выяснить, не было ли политического давления на тогдашнее руководство Дирекции автомобильных дорог Литвы (LAKD) с целью совершения незаконных действий.

Министр транспорта Марюс Скуодис заявил, что есть серьезные сомнения в отношении некоторых решений, принятых министерством в прошлом году.

"Существует множество доказательств того, что руководство Дирекции автомобильных дорог Литвы испытало политическое давление с целью осуществления потенциально незаконных действий по крайней мере в связи с одним объектом – ремонтом дороги в Тракайском районе. Поэтому при передаче материалов и обращении в правоохранительные органы просим оценить все обстоятельства, чтобы не осталось вопросов без ответов", – заявил он.

Министерство просит оценить, выделил ли бывший министр транспорта и коммуникаций Ярослав Наркевич средства для дороги Шклеряй – Алуона I в Тракайском районе на законных основаниях. Всего было выделено 366,3 тысячи евро. По данным Минтранса, Дирекция автомобильных дорог Литвы проинформировала министерство, что эта дорога не соответствует требованиям плана мероприятий по снижению последствий COVID-19.

Отмечается, что 1 июля 2020 года LAKD проинформировала Минтранс, что распоряжения министра транспорта, которые использовались для финансирования, и приказ по их выполнению противоречат действующим правовым актам, то есть незаконны, и отказалась их выполнять. После этого Наркевич отправил в отставку тогдашнего руководителя дирекции Виталия Андреева.

В августе LAKD письменно проинформировала Минтранс о подписании договора о государственных закупках на выполнение указанных дорожно-ремонтных работ.

Генеральную прокуратуру и STT также просят оценить, были ли средства, выделенные на ремонт дороги, законно и эффективно использованы, какова была роль бывшего политического руководства в этом процессе и не было ли давления на новоназначенного руководителя LAKD Ремигиюса Липкявичюса с целью выполнения решений бывшего министра о финансировании указанной дороги.

"В связи с ремонтом этого участка дороги и выделенным на него финансированием весной этого года министерство провело внутренний аудит. В нем говорится, что решение министра выделить средства на этот участок дороги было принято с нарушением требований", – говорится в сообщении.

По данным министерства, LAKD не подавала заявку на финансирование этого проекта, так как он не входил в приоритетную линию финансирования гравийных дорог и до 2022 года компания не планировала ее вводить в эту линию. Более того, данная дорога не соответствует определению дороги государственного значения, отметили в ведомстве.

"Такой подъезд к поселку тупиковый, у него невысокая интенсивность движения, заявок на его ремонт не поступало. Технический проект при выделении финансирования дороги не был подготовлен, утвержден и исследован. Согласно представленному графику работ подрядчик планировал выполнить работы только через 12 месяцев. Однако под возможным давлением со стороны бывшего руководства министерства подрядчик заявил, что приложит все усилия, чтобы завершить дорожно-строительные работы к концу 2020 года", – заявило министерство.

В Минтрансе отметили, что некоторые работы на этой дороге в настоящее время не завершены.

8
Теги:
дорога, Министерство транспорта, Литва