Юшков Игорь Валерьевич, эксперт по энергобезопасности Финансового университета при Правительстве РФ

Юшков: использование двух судов ускорит достройку "Северного потока 2"

166
(обновлено 18:31 06.07.2020)
Решение Дании как раз говорит о том, что помимо "Академика Черского" можно будет задействовать трубоукладочные баржи, считает эксперт Игорь Юшков
Юшков: использование двух судов ускорит достройку "Северного потока – 2"

Датское энергетическое агентство (DEA) разрешило Nord Stream 2 AG достроить "Северный поток – 2" в своих водах с использованием трубоукладочных судов с якорным позиционированием.

Отмечается, что оставшаяся для достройки часть газопровода проходит за пределами зоны, где не рекомендуется использование судов с якорным позиционированием из-за риска, связанного с затопленными там ранее запасами химического оружия.

В интервью Радио Sputnik ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отметил, что помимо судна "Академик Черский" можно будет использовать в достройке газопровода баржу "Фортуна".

"Она уже находится в немецком порту Мукран, который является базой снабжения для "Северного потока – 2". Там же стоит и "Академик Черский". По идее, теперь можно задействовать оба этих судна, и работа должна идти быстрее. Оба эти судна медленнее, чем суда швейцарской компании Allseas, которая до этого строила датский участок. Там вообще у швейцарцев было самое быстрое судно-трубоукладчик в мире. <…> "Академик Черский" может укладывать максимум два километра в сутки, а баржа "Фортуна" и того меньше. Но на самом деле общая протяженность двух участков там – не более ста километров. Конечно, использование двух судов существенно ускорит процесс достройки. Здесь вопрос только в том, когда начнется достройка "Северного потока – 2", – сказал он.

Юшков добавил, что ответ от Дании – это только одна из частей решения о возобновлении строительства газопровода, вторая – это прибытие судов снабжения.

"В немецком порту можно будет погрузить трубы, и дальше все они могут идти вставать на точку и достраивать "Северный поток – 2". Вполне возможно, что осенью они завершат строительство. Пока что даже никаких дополнительных санкций нет", – заключил он.

166
Теги:
Дания, Северный поток-2
Тема:
Строительство газопровода "Северный поток - 2" (484)
По теме
Германии придется выбирать между "русской угрозой" и независимостью
Сенат США включил санкции против "Северного потока – 2" в проект бюджета
Белорусская АЭС

Минэнерго Белоруссии назвало дату загрузки ядерного топлива на БелАЭС

25
(обновлено 14:32 06.08.2020)
В активную зону реактора первого энергоблока буде загружено более 160 тепловыделяющих сборок с ядерным топливом

ВИЛЬНЮС, 6 авг - Sputnik. Загрузка топлива в активную зону реактора первого энергетического блока Белорусской АЭС начнется 7 августа, сообщает Министерство энергетики Белоруссии в Telegram-канале.

Отмечается, что всего в августе в реактор будет загружено 163 тепловыделяющие сборки с ядерным топливом.

Ранее министр энергетики Белоруссии Виктор Каранкевич сообщал, что в рамках первого этапа физического пуска, в реактор постепенно загрузят 163 тепловыделяющие сборки с ядерным топливом с последующим набором мощности реакторной установки.

После этого начнется энергетический пуск блока. В его рамках будут выработаны и переданы в энергосистему страны первые киловатт-часы с атомной электростанции.

За этим последуют опытно-промышленная эксплуатация с постепенным выходом на проектную мощность и комплексное опробирование первого энергоблока на номинальной мощности.

В четверг Госатомнадзор выдал разрешение на право загрузки штатной активной зоны первого реактора БелАЭС.

В пресс-службе ведомства сообщается, что данное решение базируется на заключении Госатомнадзора, который в соответствии с действующим законодательством рассмотрел результаты экспертизы документов, обосновывающих безопасность станции.

Госатомнадзор будет на основе принятых ранее решений последовательно выдавать разрешения на последующие этапы ввода БелАЭС: первую загрузку штатной активной зоны, испытание в подкритичном состоянии реакторной установки, выполнение физических экспериментов на минимально контролируемом уровне, энергетический пуск и опытно-промышленная эксплуатация.

Также отмечается, что после прохождения данных этапов будет рассмотрен вопрос о выдаче лицензии на эксплуатацию первого энергоблока, которая выдается до начала работы государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.

Спор Литвы и Белоруссии из-за БелАЭС

Белоруссия при участии "Росатома" строит атомную электростанцию в Гродненской области, примерно в 50 километрах от Вильнюса. В начале мая на объект доставили ядерное топливо для первого энергоблока. В августе планируется осуществить физический пуск.

В Литве практически сразу начали выступать против проекта атомной станции, утверждая, что он может "представлять угрозу" для балтийской республики. Несмотря на то, что ядерный объект прошел все необходимые и даже дополнительные проверки со стороны МАГАТЭ и других профильных институтов.

Литовские власти призывают все страны Евросоюза отказаться от закупок энергии с БелАЭС. На законодательном уровне в балтийской республики решили запретить доступ электроэнергии со станции на рынок страны. Также жителям ближайшим к станции районам в Литве раздают таблетки йода на случай "аварии".

По оценке многих специалистов, Литва не сможет на уровне ЕС добиться бойкота белорусского ядерного объекта, поскольку даже "братские" республики – Латвия и Эстония – с большой настороженностью относятся к резким высказываниям и действиям Вильнюса.

В интервью Sputnik Литва политический аналитик Александр Носович заявил, что борьба Литвы с БелАЭС состоит в том, чтобы придумать какой-то миф, поверить в него и заставить верить в него своих международных партнеров. Он отметил, что безопасность станции неоднократно подтверждал директор МАГАТЭ, однако Вильнюс устроит только закрытие станции, а о компромиссе речь не идет.

25
Теги:
Литва, БелАЭС, Белоруссия
Тема:
Конфликт Литвы и Белоруссии из-за строительства АЭС
Главный директор по энергетическому направлению, руководитель энергетического департамента фонда Институт энергетики и финансов Алексей Громов

Громов: инфраструктура "Северного потока 2" может принести пользу Европе

7
(обновлено 14:12 06.08.2020)
Россия может поставлять европейским странам по газотранспортной системе водород, который относится к низкоуглеродному газообразному топливу, заявил эксперт Алексей Громов
Громов: инфраструктура "Северного потока – 2" может принести пользу Европе

Немецкая экологическая организация Deutsche Umwelthilfe (DUH) в Высшем административном суде Грайфсвальда потребовала пересмотреть разрешение на эксплуатацию газопровода "Северный поток – 2".

В организации пояснили, что DUH требует этим иском от ответственного Управления горного надзора Штральзунда учесть новые научные данные по неконтролируемому выделению метана и проверить утечки при добыче, транспорте и переработке природного газа.

В интервью Sputnik Литва директор по энергетическому направлению, руководитель энергетического департамента фонда "Институт энергетики и финансов" Алексей Громов заявил, что обращение немецких экологов может привести к затягиванию строительства газопровода.

"Я считаю, в этой связи нам необходимо переформатировать переговоры с Европейским союзом, с властями Европейского союза по перспективам будущего использования инфраструктуры "Северного потока – 2". Дело в том, что Европа делает ставку в будущем в своем газовом балансе на низкоуглеродное газообразное топливо, к которому относится водород. И Россия готова производить водород из российского природного газа и поставлять его в смеси с метаном по газотранспортной инфраструктуре. И современная газотранспортная инфраструктура, такая, какая делается в рамках проекта "Северного потока – 2", позволяет до 20 процентов природного газа замещать газообразным водородом", - отметил он.

По мнению Громова, России стоит попытаться донести до европейских регуляторов, что в перспективе эта инфраструктура принесет пользу Европе в ее переходе к низкоуглеродному развитию.
"Может быть тогда сопротивление со стороны европейских регуляторов, экологов и так далее реализации этого  проекта будет значительно меньше, чем мы видим сегодня", - заключил он.

7
Теги:
"Северный поток - 2", Россия
Тема:
Строительство газопровода "Северный поток - 2" (484)
По теме
Арендатор "Фортуны" отказался от участия в достройке "Северного потока – 2"
Митрахович: судебные претензии Польши не повлияют на "Северный поток – 2"
Вайсберг: решение Дании повышает шанс завершить "Северный поток – 2" в срок
Вирус-вымогатель атаковал IT-системы, архивное фото

Блеф и миражи: Литва хвалится кибербезопасностью, которая неэффективна

0
(обновлено 15:05 06.08.2020)
По данным 2019 года, Литва занимает четвертое место в Глобальном индексе кибербезопасности (GCI), уступая только Великобритании, США и Франции, и попадает в группу стран, которые больше всего внимания уделяют этому виду безопасности.

В Литве этим очень гордятся. Хвалятся на весь мир. Об этом достижении постоянно вспоминает Национальный центр кибербезопасности при Министерстве национальной обороны (NKSC). Почти как о собственной заслуге.

NKSC является основным литовским институтом кибербезопасности, отвечающим за единое управление киберинцидентами, мониторинг и контроль выполнения требований кибербезопасности, за кибербезопасность критически важной информационной инфраструктуры и аккредитацию информационных ресурсов. Теоретически.

Регламент NKSC также определяет основные задачи учреждения. А именно реализовать национальную политику кибербезопасности, выполнять функции Службы надзора за безопасностью, выполнять функции Национальной службы безопасности коммуникаций. И дальнейшее распространение информации, исследования и анализ по вопросам кибербезопасности.

NKSC проводит "информационные исследования" вместе с Департаментом стратегических коммуникаций Вооруженных сил Литвы. Или, точнее, с помощью Департамента стратегических коммуникаций и связей с общественностью in corpore. In corpore подсчитывает случаи недружественной Литве информационной деятельности. Конечно, планирует и координирует общественную информацию и осуществляет проекты по связям с общественностью для журналистов. Проекты о хорошей работе своих учреждений. И о плохой работе якобы врагов.

Существует также закон о кибербезопасности Литовской Республики. Существует Национальная стратегия кибербезопасности и Национальный план управления киберинцидентами, утвержденный правительством.

По мнению экспертов NKSC, процессы в Литве в области кибербезопасности определяются правовыми актами и рекомендациями, принятыми ЕС, быстро развивающимися информационными и коммуникационными технологиями. А также напряженной геополитической ситуацией.

Нет необходимости спрашивать, что вызывает геополитическую напряженность и угрозу национальной безопасности Литвы. Ответы предоставляются ежегодно Вторым департаментом оперативных служб Министерства национальной обороны (AOTD) и Департаментом государственной безопасности Литовской Республики (VSD) в отчете об угрозах национальной безопасности. Согласно AOTD и VSD, зло исходит от Российской Федерации, Республики Беларусь, а с 2019 года и от Китайской Народной Республики.

Сейчас в Литве модно запугиваться и запугивать угрозами национальной безопасности. Хороший тон. Даже за пределами компетенции учреждений.

Национальный центр кибербезопасности при Министерстве национальной обороны также должен заботиться о Центре регистров (RC) в соответствии со своими полномочиями. Но пока не грянет гром, мужик не перекреститься. Не только гром грянул, но и сильный ливень прошел. И более чем на неделю вывел из строя сервера Центра регистров.

Каждый более-менее серьезный сервер – это стратегический объект за девятью замками, тройными стенами, с особым температурно-климатическим режимом. А еще сервера дублируются, чтобы при возникновении проблем с одним мгновенно запустить другой.

И вот здесь, в 30 километрах от "недружественного" государства Белоруссии, в столице государства Европейского союза, занимающего четвертое место в мире согласно Индексу глобальной кибербезопасности, в подвале после проливных дождей заливаются сервера. Не работают электронное здравоохранение, электронная подпись, реестры населения, ипотеки, арестов, государственное электронное обслуживание сделок с недвижимостью, парализована работа нотариусов и непонятно что еще. В такой ситуации может хватить нескольких гибридных атак не только из России, но из той же Белоруссии, Китая или космоса…

Забарахлившая система электронного здравоохранения расстроила не всех. Система электронного здравоохранения, управляемая Центром регистров, могла не работать только в течение максимум восьми часов, компетентно заявило Министерство национальной обороны (KAM). Согласно утвержденным требованиям безопасности. Теоретически.

Молнии и дождь – не по инструкции

"Категория системы электронного здравоохранения является первой, самой высокой. Министром внутренних дел утверждены требования безопасности <...>, согласно которым система электронного здравоохранения должна быть восстановлена ​​в течение восьми часов. Управляющий должен предусмотреть меры, в частности резервные помещения, из которых он может продолжать работать, не имея возможности продолжать деятельность в основных помещениях", – компетентно заявил Йонас Скардинскас, руководитель группы по политике в области кибербезопасности и информационной технологии Министерства национальной обороны. "Другое дело, что доступность системы первой категории необходимо обеспечивать не менее чем на 99 процентов времени в сутки",– грамотно добавил защитник кибербезопасности.

Проще подсчитывать случаи недружественной информационной деятельности. Патриотично. И очень в духе общей обороны отечества. Ведь это можно продемонстрировать.

Национальный центр кибербезопасности заверяет литовскую общественность в том, что государственность, независимость и демократические принципы Литвы стали одними из важнейших мишеней недружественных СМИ за последние несколько лет. Выявлено 2890 случаев недружественной к Литве информационной деятельности и подчеркнуто, что четверть из них касается защиты конституционных основ.

В своем отчете о проделанной работе NKSC опирается на данные Департамента стратегических коммуникаций Вооруженных сил Литвы. В нем говорится, что в 2019 году уровень интенсивности дезинформации в Литве по своим масштабам и содержанию сохранился на том же уровне, что и в предыдущие годы. В отчете отмечается, что "количество многоуровневых информационных атак, то есть атак, состоящих из кибер- и информационных элементов, за рассматриваемый период увеличилось".

Компетентно подчеркивается, что эти атаки характеризовались "более совершенными техническими решениями и решениями по дизайну контента, более сложной операционной деятельностью, этот тип атаки требует больше, чем обычно, информационных ресурсов, технологических и физических возможностей". И, конечно, резюме: "контролируемые Кремлем СМИ оставались основным источником дезинформации".

После длительного фиаско с данными, хранящимися в Центре регистров, перед врачами и пациентами из-за нарушения системы электронного здравоохранения извинился премьер-министр Саулюс Сквернялис. Он напомнил, что еще в 2017 году Антикоррупционная комиссия Сейма заявила, что "с 2000 года в электронное здравоохранение угрохали 40 миллионов евро, а у нас была нефункционирующая система!" Может быть, это какие-то уловки Кремля?

После переноса системы электронного здравоохранения в Центр регистров ожидался крупный прорыв, но этого не произошло.

Смогут ли NKSC, AOTD, VSD заблокировать доступ к электронному здравоохранению, электронным подписям, реестрам населения, ипотеки, арестов, сделкам с недвижимостью, другим публичным электронным услугам не только для какого-нибудь пришельца из России, Белоруссии или Китая, но и для наших местных пакостников? Вопрос, хотя и риторический, но имеет непосредственное отношение к практике.

В Литве предотвращение, контроль и расследование киберпреступлений являются недостаточными и неэффективными, заявили в Государственном контроле. Он проверил деятельность Генеральной прокуратуры, Департамента полиции, Министерства национальной обороны и Министерства юстиции в этой области. Была проведена проверка деятельности этих учреждений в 2015-2019 годах по планированию и осуществлению мер по предупреждению киберпреступлений, обеспечению расследования этих преступлений и созданию условий для улучшения расследований в этой области.

Профилактические мероприятия в этой области осуществляются полицией, вышеупомянутым Национальным центром кибербезопасности, Управлением по надзору за связью, Государственной инспекцией по защите данных, Государственной службой по защите прав потребителей, даже Службой инспекции по журналистской этике и другими учреждениями. Однако они не координируют свою деятельность, не проводят оценки воздействия и не создают национальные системы планирования и координации. Таковы выводы Госконтроля.

По данным Госконтроля, полиция не только не получает всю информацию об инцидентах в области кибербезопасности, которые могут быть преступлениями, но и сама не выделяет ресурсы для их мониторинга и анализа. 19 из 143 субъектов кибербезопасности, опрошенных аудиторами, не сообщили о киберинцидентах в полицию. Государственная инспекция по защите данных не предоставляла такую ​​информацию за отчетный период ни разу. Национальный центр кибербезопасности поручил органам безопасности самостоятельно связаться с полицией. Обмен данными об инцидентах между двумя этими учреждениями не осуществляется до сих пор.

В управлении криминальной полиции Литвы работает только один сотрудник, занимающийся киберинцидентами, который за почти пять лет провел только девять расследований по факту таких инцидентов. В офисе нет активного мониторинга.

Госконтроль отмечает, что профиль киберпреступности не охватывает некоторые действия, указанные в Конвенции о киберпреступности, такие как компьютерное мошенничество, преступления, связанные с нарушениями авторского права и смежных прав, преступления расистского и ксенофобского характера. Также отмечается, что полицейские архивы не собирают и не анализируют информацию об этих преступлениях, уровне их угроз и тенденциях. Неспособность систематизировать эту информацию может подорвать стратегические решения и соответствующие меры реагирования, указано в материалах аудита.

Местные киберпреступники не помогут заработать политические дивиденды. Они не настолько привлекательны для специалистов KAM, AOTD и VSD. А вот геополитика, кибербезопасность в широком смысле, угрозы национальной безопасности Литвы со стороны России, Белоруссии и Китая – это актуальный вопрос, который заслуживает особого внимания.

Проблемы с Центром регистров, местные киберпреступники еще должны подождать своей очереди. Компетентным органам предстоит более значительная работа – считать публикации "контролируемых Кремлем СМИ". Конечно, за счет литовских налогоплательщиков. Компетентные литовские власти должны быть благодарны Кремлю.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

0
Теги:
Министерство обороны, Национальный центр кибербезопасности, кибербезопасность, Литва
По теме
Минобороны дало жителям Литвы советы, как защититься от взлома по Wi-Fi
"Вечная канализация": электронное здоровье Литвы подтопили дожди