Белорусская граница, архивное фото

Пьяный белорус на микроавтобусе сбил шлагбаум и нарушил границу с Литвой

1147
(обновлено 19:53 12.05.2020)
Мужчину проверили на алкотестере, в его крови обнаружили 1,08 промилле алкоголя. Нарушитель помещен под стражу

ВИЛЬНЮС, 12 мая – Sputnik. Литовские пограничники задержали пьяного белоруса, который сбил шлагбаум на микроавтобусе VW Transporter и нарушил белорусско-литовскую границу. Об этом сообщила Служба охраны государственной границы Литвы (VSAT).

Инцидент произошел во вторник утром в селе Пагаренда Варенского района.

"С белорусской стороны в сторону этого отдаленного места по местной лесной дороге примчался микроавтобус VW Transporter с белорусскими номерами. Машина сбила шлагбаум, через который осуществляется въезд на пограничную патрульную дорогу вдоль белорусской границы. Затем VW Transporter на большой скорости ее пересек, переехал линию государственной границы и контрольную полосу движения, установленную на литовской стороне", – говорится в сообщении.

Затем, как сообщили пограничники, микроавтобус въехал в канаву и застрял в ней.

Правоохранители арестовали водителя, дали ему защитную маску и сказали надеть ее. Позднее мужчину проверили на алкотестере, в его крови обнаружили 1,08 промилле алкоголя.

Начато досудебное расследование. Пограничники оштрафуют белоруса за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения.

Мужчина помещен под стражу с соблюдением всех требований безопасности. Во вторник после дезинфекции микроавтобус, которым он управлял, будет вывезен из канавы специальной техникой и доставлен из леса к заставе Кабеляй.

1147
Теги:
граница, пьяный водитель, Белоруссия, Литва
По теме
На северо-западе Литвы нашли рюкзак со взрывчаткой
На западе Литвы мужчина угнал автомобиль от здания полиции
Осужденный житель Литвы пытался уплыть на пароме в Германию
Государственный исторический флаг Литвы, архивное фото

На юго-западе Литвы со здания похитили флаги

53
(обновлено 08:41 27.05.2020)
Инцидент произошел во вторник утром на улице Вилкавишке. Позднее один из флагов был обнаружен на улице Кауно

ВИЛЬНЮС, 27 мая – Sputnik. В Мариямполе со здания похитили государственный флаг Литовской Республики и исторический флаг балтийской республики. Об этом сообщила пресс-служба Департамента полиции Литвы.

Инцидент произошел во вторник около 7:25 по литовскому времени на улице Вилкавишке.

В тот же день в Мариямполе на улице Кауно был обнаружен порванный государственный флаг страны.

53
Теги:
государственный флаг, флаг, Литва
По теме
Сотрудника таможни Литвы задержали по подозрению в контрабанде
Полиция Литвы опубликовала видео поимки гонщиков в Вильнюсе
Башня Гедиминаса в Вильнюсе, архивное фото

В мэрии Вильнюса прошли обыски по делу о закупке аппаратов ИВЛ

361
(обновлено 16:27 26.05.2020)
В конце марта столичное самоуправление подписало контракт с одной из фирм на закупку медицинского оборудования и внесло стопроцентный аванс, но аппаратуру так и не получило

ВИЛЬНЮС, 26 мая - Sputnik. Служба расследований финансовых преступлений (FNTT) Литвы произвела обыски в мэрии Вильнюса, сообщает пресс-служба ведомства.

Досудебное расследование было начато после получения фактических данных о том, что в конце марта муниципальная администрация заключила сделку с зарегистрированной в столице компанией на покупку десяти аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) за 278 тысяч евро.

Цена на приобретенные аппараты ИВЛ и выбор поставщика вызвали сомнения в законности сделки, поскольку работа компании, с которой Вильнюсская мэрия заключила договор, не связана с медицинской областью. Кроме того, стало известно, что администрация столицы выплатила компании 100-процентный аванс, однако устройства не были доставлены покупателю в сроки, оговоренные в договоре.

Администрация Вильнюсского городского самоуправления инициировала процедуру одностороннего расторжения договора. По предварительным данным расследования, с января этого года компания также получала доход от других государственных и муниципальных учреждений по продаже медицинских товаров, но не учитывала должным образом весь доход от товаров и услуг.

В этом году компания не платила никаких налогов, не представляла декларации по НДС, хотя является плательщиком, и не представляла часть реестров покупок и продаж.

Документы, относящиеся к досудебному расследованию, были получены после конфискации в администрации Вильнюсского городского самоуправления, а также после обысков в помещениях компании и в местах проживания ее ответственных лиц.

Пока в рамках предварительного следствия не было выдвинуто никаких обвинений. Расследование организовано и ведется Вильнюсской областной прокуратурой.

Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс на своей странице в Facebook написал, что в первые недели пандемии, когда возникла массовая нехватка защитных средств для медиков. Компания Andrikus связалась с муниципалитетом сама, она была перенаправлена на людям, ответственным за закупки во время пандемии. Она не смогла выполнить условия одного контракта по закупке десятков аппаратов ИВЛ, поэтому сам муниципалитет инициировал расторжение контракта.

"К сожалению, аванс уже выплачен (в те недели, если вы помните, это было обычной практикой для подобных покупок), и компания не предлагает его вернуть - я надеюсь, что сотрудники FNTT помогут", - написал мэр.

Он также отметил, что во время пандемии муниципалитет заключил в общей сложности более 100 контрактов и на первом этапе было отклоено много предложений.

361
Теги:
мэрия Вильнюса, Служба расследования финансовых преступлений (FNTT), Вильнюс
Газокомпрессорная станция газопровода Ямал–Европа, архивное фото

Сказ о потерянной прибыли. Польша рвется заглянуть в карман к "Газпрому"

0
(обновлено 13:29 27.05.2020)
Длительность договора о транзите газа в Европу была рассчитана именно так, чтобы инвестиции "Газпрома" в строительство МГП "Ямал – Европа" к моменту окончания договора были полностью завершены

На прошлой неделе истек срок договора о транзите российского газа через территорию Польши по магистральному газопроводу "Ямал – Европа", и с этого момента сотрудничество "Газпрома" и польской компании Gas-System S.A., оператора этого МГП, будет идти на основании всех правил Евросоюза, предусмотренных Третьим энергопакетом и его Газовой директивой. Вот так звучат сообщения множества информагентств, после чего комментаторы и эксперты переходят к обсуждению этих новых условий.

Но раз уж в ближайшем будущем в России пройдет голосование по поправкам в Конституцию, одной из которых станет статья о защите исторической правды, то именно этим мы и займемся – вспомним историю возникновения "Ямальского контракта", какие результаты получили Польша и Россия в результате его исполнения и как может измениться ситуация после его окончания.

Контракт, которого не было

Начать придется с того, что контракта как такового просто не было, название "Ямальский контракт" – досужая выдумка польских журналистов и не более того. В реальной жизни 25 августа 1993 года было подписано Соглашение между правительствами Российской Федерации и Республики Польша "О создании системы газопроводов для транзита российского газа через территорию РП и о поставках российского газа в РП".

На основании этого соглашения 17 мая 1995 года был подписан контракт на транспортировку российского газа в Западную Европу, стороны контракта – "Газпром Экспорт" и владелец польского участка МГП "Ямал – Европа", польская компания EuRoPolGas, которая на тот момент имела двух собственников: по 50 процентов акций принадлежали польской PGNiG и "Газпрому". Еще через год, 25 сентября 1996 года, был согласован и подписан долгосрочный контракт купли-продажи российского природного газа, стороны контракта – "Газпромэкспорт" и PGNiG.

29 октября 2010 года, после того как Евросоюз принял тот самый Третий энергопакет, правительства России и Польши подписали еще одно соглашение – о том, что функции оператора польского участка "Ямал – Европа" будет исполнять компания "Оператор транспортных газопроводов Газ-Система", она же Gas-System S.A. При этом право собственности на польский участок "Ямал – Европа" никто никому не передавал, им все так же является "ЕвРоПолГаз" – название компании вполне можно писать и так, поскольку это предусмотрено всеми перечисленными межправительственными соглашениями. (Кстати, это относится и к названию польской компании PGNiG – в межправительственных соглашениях на русском языке она имеет гордое название "Польске гурництво нафтовэ и газовництво".)

"Европа Россия Польша Газ" – говорящее название, не так ли? А вот сроки действия соглашений – разные. Соглашение о транзите закончилось 18 мая 2020 года, соглашение о поставках будет действовать до конца сентября 2022 года. Историческая правда, таким образом, заключается в следующем: никакого "Ямальского контракта" не существует, были подписаны два отдельных контракта – на транзит и на поставки газа в Польшу. Договор о транзите не подписывался с компанией-оператором Gas-System S.A., собственником МГП "Ямал – Европа" остается "ЕвРоПолГаз".

Исключительно для краткости изложения: по "ЕвРоПолГаз" Россия и Польша неоднократно подписывали дополнительные протоколы, на сегодня "Газпрому" принадлежит 48 процентов акций, при этом в совете директоров голоса разделены 50/50, потому любые стратегические решения принимаются только после выработки консенсуса. Прямое следствие: каким бы ни оказывался тариф на транзит в результате проведения аукционов на бронирование мощности, его необходимо умножать на коэффициент 0,52, поскольку 48 процентов прибыли, заработанной оператором, будет выплачено "Газпрому" как совладельцу.

Было время, когда Польша думала о собственной экономике

Продолжим "следствие". Традиционно принято считать, что пропускная мощность МГП "Ямал –Европа" составляет 33 миллиарда кубометров газа в год, однако и это не является правдой. 33 миллиарда кубометров – это мощность на входе в польский участок МГП "Ямал – Европа", именно такое максимальное количество газа поступает на входе в компрессорную станцию "Кондратки" из белорусского участка "Ямал – Европы". А вот на выходе с территории Польши, где установлена компрессорная станция "Мальнев", мощность меняется в меньшую сторону, причем значительно – до 24 миллиардов кубометров газа в год. Именно такую мощность имеет магистральный газопровод JAGAL, продолжение "Ямал – Европы" на территории Польши, и именно это было одной из главных причин, по которой руководство Польши в начале 1990-х с такой симпатией относилось к проекту строительства новой газовой магистрали.

Впервые в своей истории Польша получила возможность закупать российский газ, поступающий на ее территорию по кратчайшему маршруту, – во времена СССР и СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) газ в Польскую Народную Республику приходил через Украинскую Советскую Социалистическую Республику, что, вне зависимости от общественного строя, повышало себестоимость этого энергетического ресурса.

Разница в мощности польского участка на входе и на выходе "Ямал – Европы" составляет девять миллиардов кубометров в год – этот объем Польша и получала из России для собственного потребления. (Договор о поставках от 25 сентября 1996 года предусматривает максимальный объем поставок в десять миллиардов кубометров газа в год, недостающий объем Польша всегда может получить транзитом через Украину.)

Мало того – Польша, не вложив ни одного злотого в строительство своего участка "Ямал – Европы", получила перспективу получать прибыль за счет транзита. Именно перспективу, а не прибыль с момента начала работы газопровода – участники договора пришли к согласию о том, что до момента возврата вложенных инвестиций "ЕвРоПолГаз" (а затем Gas-System S.A. как оператор) будет получать от "Газпрома" сумму из расчета затрат на эксплуатацию и минимальную прибыль, но не более 21 миллиона злотых (5,4 миллиона долларов США).

Еще одно следствие: если вы, уважаемые читатели, видите или слышите разглагольствования польских политиков о том, что их страна за время работы МГП "Ямал – Европа" "упустила огромную прибыль", то имейте в виду – вас вводят в заблуждение. Длительность договора о транзите газа в Европу и была рассчитана так, чтобы инвестиции "Газпрома" в строительство МГП "Ямал – Европа" к моменту окончания договора были полностью завершены. Именно это и произошло 18 мая 2020 года: "Газпром" полностью вернул вложенное, и только теперь Польша может зарабатывать на транзите российского газа в Европу – за вычетом 48 процентов прибыли, которая принадлежит "Газпрому" как совладельцу польского участка МГП "Ямал – Европа".

Еще один миф, который пытаются культивировать польские политики, – то, что такие условия (48 процентов акций) "Газпром" получил только в Польше, унизив тем самым потомков гордой шляхты. Это тоже откровенная дезинформация, за примером далеко ходить не надо. Владельцем и оператором МГП JAGAL (для тех, кому сложно запомнить эту непростую аббревиатуру, с удовольствием даю полное название – Jamal-Gas-Anbindungsleitung) является немецкая компания Wingas, компанией оператором – немецкая компания Gasсade. С 2015 года 100 процентов акций Wingas принадлежат "Газпрому", Gascade на все 100 процентов является собственностью Wingas.

Что занимательно – ни разу в Германии никто не возмутился тем, что многие магистральные газопроводы является собственностью "Газпрома" и им же управляются, пусть и через замысловатую систему дочерних компаний. Причина – в прагматичности немцев: газ поступает без задержек, в нужных количествах и по приемлемым ценам, а потому нет никаких причин для политических интриг. Германию интересует ее экономика, а вот что интересует польских политиков – как говорится, Дуда его знает.

"Ничего личного – только бизнес"

Польша – известный противник проекта "Северный поток – 2", причем до конца прошлого года в качестве обоснования своего негативного отношения польские политики предъявляли интересы Украины. Версия звучала как "Россия направит весь газ через "Северный поток – 2", Украина перестанет получать прибыль за транзитные услуги, в связи с чем немедленно разорится, а потом всему Евросоюзу с этой бедой придется мучиться". Однако, вопреки ожиданиям многих, Украина и Россия смогли найти взаимоприемлемый вариант нового пятилетнего транзитного договора, и это, по иронии судьбы, стало для Польши "бумерангом".

С этого момента мечты польских политиков о том, что Польша получит возможность многократно повысить свой тариф на транзит российского газа, разбились о тариф, предусмотренный российско-украинским договором. 6 мая 2020 года Gas-System S.A. завершила аукцион на бронирование мощностей польского участка "Ямал – Европа" на третий квартал этого года. Название победителя не названо – польская компания решила сохранить интригу, все теряются в догадках: будет ли поставлять российский газ "Газпром" или все-таки "Газпром-экспорт".

Все евросоюзные мантры о том, что один поставщик имеет право бронировать не более 50 процентов мощности любого магистрального газопровода, в очередной раз оказались сотрясением воздуха – кроме "Газпрома", подавать газ в польский участок "Ямал – Европы" некому. Впрочем, как видим, корректно называть участок "Ямал – Европы" на территории Польши не "польским", а "польско-российским", поскольку это намного ближе к действительности.

По результатам аукциона его неназванный победитель, то есть "Газпром", забронировал 80 процентов мощности, стоимость транзита составила 6,8 доллара за тысячу кубометров, из которых, с учетом коэффициента 0,52, Польша получит 3,54 доллара и, разумеется, налоги, предусмотренные ее действующим законодательством. Но третий квартал, как известно, начинается 1 июля, потому на оставшиеся дни Gas-System S.A. продолжает проводить аукционы – на 12 часов, на сутки, на месяц и на квартал.

"Газпром", в свою очередь, не только получил самую привлекательную опцию по транзитным тарифам, но теперь имеет полное право не участвовать в этих аукционах – если посчитает, что, к примеру, экономически выгоднее поставлять газ через Украину, через "Северный поток", через "Голубой поток" или через "Турецкий поток". Ну, а для всех деятелей, которым мерещится в российском газе политическая подоплека, есть и дополнительная опция, которую в замечательном фильме "Бриллиантовая рука" озвучила героиня Ноны Мордюковой: "А тому, кто будет возмущаться, отключим газ".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

0
Теги:
газопровод, газ, Россия, Польша