Сергей Кондратьев, архивное фото

Кондратьев: Литва рискует оказаться в изоляции из-за позиции по БелАЭС

88
(обновлено 14:23 19.09.2019)
Латвии и Эстонии невыгодно поддерживать Вильнюс в вопросе закупки энергии со станции, поскольку это идет вразрез с их экономическими интересами, считает эксперт Сергей Кондратьев
Кондратьев: Литва рискует оказаться в изоляции из-за позиции по БелАЭС

Балтийские республики пока не смогли выработать единую линию по вопросу приобретения электроэнергии с Белорусской атомной электростанции (БелАЭС), заявил глава МИД Литвы Линас Линкявичюс.

Министр отметил, что договориться по этому вопросу непросто, поскольку на политику влияют экономические интересы и различные национальные особенности. Однако Вильнюс не собирается отступать от своей принципиальной позиции.

В интервью Sputnik Литва старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев отметил, что Латвия и Эстония больше настроены на то, чтобы защищать свои интересы, а не поддерживать Литву в ущерб себе.

"В данном случае, я думаю, у правительств Латвии, Эстонии есть небольшой, но все-таки выбор. Они могут покупать электроэнергию в Белоруссии после запуска БелАЭС. Они могут покупать достаточно дешевую электроэнергию в России, потому что понятно, что цены на российском оптовом рынке сейчас тоже намного ниже, чем цены на электроэнергию в странах Балтии. И тот, и другой вариант, я думаю, не очень будет устраивать Литву", - сказал он.

Эксперт предположил, что в ближайшие месяцы Минск активизирует переговоры с Варшавой по вопросу увеличения поставок электроэнергии.

"И тогда Литва вообще окажется в великолепной изоляции по этому вопросу, потому что все-таки экономические интересы находятся в данном случае в приоритете. <…> Литва же не артикулирует, не заявляет о том, почему надо отказаться от закупки электроэнергии с БелАЭС, не дает каких-то политических, моральных, экономических причин, почему соседние страны не должны покупать электроэнергию. Это просто такая ультимативная позиция, которую этим странам сложно объяснить как своим бизнесменам, так и своим избирателям", - сказал он.

88
Теги:
Белоруссия, БелАЭС, Литва
Тема:
Конфликт Литвы и Белоруссии из-за строительства АЭС (706)
По теме
Глава МИД Литвы поблагодарил Польшу за отказ от энергии с БелАЭС
В Сейме Литвы обсудили меры против электроэнергии с БелАЭС
Энергетическую границу на замок: Литва нашла выход из тупика по БелАЭС
Сергей Храпач, председатель правления ассоциации Межрегионавтотранс

Храпач: Литва не сможет переломить в ЕС ситуацию с перевозчиками

46
(обновлено 17:35 26.02.2021)
Этот вопрос должен решаться на уровне Еврокомиссии, поскольку одна страна не справится с намеченными тенденциями в Брюсселе, считает эксперт Сергей Храпач
Храпач: Литва не сможет переломить в ЕС ситуацию с перевозчиками

С начала прошлого марта Литва потеряла 115 транспортных компаний, более 90 из которых переехали в Польшу, сообщает Литовская национальная ассоциация автомобильных перевозчиков (Linava).

Отмечается, что все больше и больше предприятий, работающих в секторе логистики, покидают литовский рынок и переезжают в Польшу, Германию и другие страны Западной Европы, где открывают дочерние предприятия или новые компании и продолжают деятельность. Таким образом, литовский госбюджет потеряет почти 45 миллионов евро, а более мелкие компании находятся под угрозой краха.

В интервью Sputnik Литва экс-член Общественного совета Минтранса России, председатель правления ассоциации "Межрегионавтотранс" Сергей Храпач заявил, что Литва оказывается в невыгодном положении как член Евросоюза.

"Евросоюз сформировал такую систему правоотношений у себя, которые оказались невыгодны частному партнеру Литве, но были выгодны экономически развитой части ЕС, поэтому издержки на содержание транспортных средств и транспортной компании каким-то образом стали выше в Литве, чем в остальном Евросоюзе, куда уходят компании. Этот вопрос должен решаться на уровне Еврокомиссии, которая курирует этот вопрос, потому что само государства, отдельный член ЕС, не сможет переломить ту тенденцию, которая намечена в Брюсселе. Соответственно, никаких серьезных предложений для своих транспортных компаний они сделать не смогут в силу того, что Литва – небольшая страна, не очень мощная экономика в сравнении с экономиками Германии, Франции", – сказал он.

Храпач подчеркнул, что единолично правительство Литвы не сможет решить эту проблему, но если все-таким сможет добиться каких-то преференций от ЕС, то ситуация будет стабилизирована.

46
Теги:
перевозчики, Евросоюз, Литва
По теме
Премьер Литвы оценила уход десятков компаний-перевозчиков
Закупки новых грузовиков в Литве упали почти вдвое
Александр Фролов

Фролов: в вопросе БелАЭС Литва дошла уже до идиотизма

179
(обновлено 16:22 26.02.2021)
Вильнюс фактически предлагает Киеву оставить промышленность и потребителей без электроэнергии в кризисной ситуации, считает эксперт Александр Фролов
Фролов: в вопросе БелАЭС Литва дошла уже до идиотизма

Глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис выразил обеспокоенность тем, что белорусская электроэнергия попадает на украинский рынок. Он считает, что коммерческие потоки могут помочь развитию БелАЭС.

В свою очередь, министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис призвал Украину проявить солидарность в вопросе БелАЭС, подразумевая бойкот. По его мнению, прекращение торговли электричеством с Белоруссией является необходимым условием для прекращения строительства второго энергоблока станции.

В интервью Sputnik Литва заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов заявил, что Литва фактически предлагает Украине замерзнуть из соображений солидарности.

"Иначе данное предложение расценивать нельзя. Кроме того, чтобы замерзнуть, они предлагают вырубить ряд промышленных предприятий, в некоторых областях оставить и промышленность, и потребителей без электроэнергии просто потому, что атомная электростанция в Белоруссии опасна. Я упустил момент, когда конкретно правительство Литвы заменило собой такую организацию, как МАГАТЭ. Ведь у организации МАГАТЭ к атомной электростанции в Белоруссии нет никаких вопросов с точки зрения ее "опасности" и нет вопросов с точки зрения ее эксплуатации, ни с точки зрения проекта, ни с точки зрения реализации этого проекта", – сказал он.

Фролов считает, что такое предложение Киев должен расценивать как хамство или даже как угрозу жизни.

"При всем моем ироничном отношении к ныне действующей украинской власти, но предлагать людям, находящимся в кризисной ситуации и черпающим энергию из тех источников, которые им доступны для того, чтобы энергосистема страны не обрушилась в период повышенного спроса, когда местные электростанции не справляются с удовлетворением этого спроса. Так вот, предлагать этим людям, находящимся в кризисе, а вы, друзья мои, откажитесь, потому что нам так хочется, от этой электроэнергии с этой атомной электростанции, – это как минимум хамство, как максимум угроза жизни. Даже с точки зрения какой-то политической сообразности это уже форма идиотизма", – сказал он.

179
Теги:
БелАЭС, Литва
Тема:
Конфликт Литвы и Белоруссии из-за строительства АЭС (706)
По теме
Эксперт посоветовал выходящей из БРЭЛЛ Литве помнить о замерзшем Техасе
Состояние нервное. Литва поняла, что энергия в РФ и Латвии ей неподвластна
Чего бояться Литве? Названа доля производства атомной энергии в ЕС
Великобритания зимой

Будущее товаров туманно: названы проблемы литовского бизнеса после Brexit

0
(обновлено 19:37 26.02.2021)
Несмотря на усиление бюрократии, литовский бизнес не собирается уходить с британского рынка, заявил президент Конфедерации промышленников Литвы

ВИЛЬНЮС, 27 фев – Sputnik. Литовский бизнес, который экспортирует в Великобританию, после Brexit сталкивается с бюрократическими препятствиями.

Об этом было заявлено во время дистанционного круглого стола "Brexit: вызовы и возможности для Литвы", где обсуждались двусторонние экономические интересы и возможности в сфере частного бизнеса и инноваций.

Президент Конфедерации промышленников Литвы Арунас Лауринайтис выделил экспорт как одну из основных проблем литовского бизнеса. Он напомнил, что Великобритания является одним из главных торговых партнеров республики, а в 2019 году экспорт товаров и услуг литовских компаний составил почти 1,5 миллиарда евро.

"После выхода Великобритании из ЕС литовский бизнес, экспортирующий в эту страну, уже сталкивается с возросшими бюрократическими препятствиями. Мы наблюдаем очереди грузовиков на границе Великобритании в результате дополнительных таможенных процедур, мы наблюдаем любопытные случаи, когда таможня забирала у водителей тягачей бутерброды, еду, доходит до мелочей, виден процесс, который имел место, но, вероятно, здесь больше присутствует человеческий фактор", – подчеркнул Лауринайтис.

Несмотря на усиление бюрократии, литовский бизнес не собирается уходить с британского рынка, пока он не станет убыточным, подчеркнул он. Лауринайтис призвал сосредоточить силы на решении бизнес-задач.

В Британию поступает около четырех процентов товаров из Литвы, в том числе мебель, удобрения и пластмассы. Также успешно экспортировались литовские сыры, консервированные овощи, грибы. Однако будущее этих товаров остается неопределенным, отмечает президент конфедерации.

По его словам, это не единственная проблем, с которой приходится сталкиваться, поскольку Brexit привел и к ряду негативных изменений, связанных с миграцией.

"Бизнес обеспокоен дискриминацией граждан Литвы при выдаче рабочих виз в Великобритании. Мы чувствуем, что Великобритания пытается свернуть на путь протекционизма, изоляции. Вероятно, следующим шагом может стать перенос производства продукции британского происхождения на родину, внутренние инвестиции и так далее", – прокомментировал Лауринайтис.

Он рассказал, что после выхода Великобритании из ЕС появились новые таможенные и санитарные требования, в связи с этим необходима подготовка новых документов, которые сегодня не совсем понятны бизнесу. Президент конфедерации подчеркнул, что в этом вопросе представителям бизнеса нужна помощь.

"В каждой отрасли есть много новых деталей, которые необходимо изучить и понять. Это переходное полугодие очень важно, чтобы литовский бизнес не выпал из конкуренции из-за того, что он неправильно отнесся к тому или иному требованию", – добавил он.

В свою очередь, гендиректор Versli Lietuva Дайна Клепоне подчеркнула, что стоимость экспорта в Великобританию для литовского бизнеса значительно возросла. Тем не менее, по ее словам, компании настроены оптимистично и считают, что это временно.

Представитель Министерства иностранных дел Даля Крейвене заявила, что экспортеры сталкиваются с различными таможенными процедурами.

"Эти изменения особенно ощутят компании, торговавшие на внутреннем рынке ЕС, и предприятия, не имеющие опыта работы в третьих странах. Таким образом, можно сказать, что наибольшее негативное воздействие будет оказано на наш малый бизнес", – сказала она.

Великобритания и Евросоюз завершили переходный период по Brexit, в действие вступило соглашение о торговле и сотрудничестве между сторонами. Британия обрела независимость после 47 лет членства в ЕС и спустя четыре с половиной года после референдума по Brexit.

В МИД Литвы отмечали, что граждане, которые уже находятся в Великобритании и получили один из двух статусов резидента, предоставленных гражданам ЕС и членам их семей (постоянным или предварительно поселившимся), не почувствуют никаких изменений.

0
Теги:
Великобритания, торговля, экспорт, Литва
Тема:
Brexit: громкий развод с ЕС
По теме
Загадка саморазрушения Британии: после ЕС на очереди — отношения с Китаем
Оленченко: мигранты из Балтии являются обузой для британской экономики