ВИЛЬНЮС, 25 дек – Sputnik. Посольство России в Литве выразило недоумение по поводу высказываний нового министра иностранных дел балтийской республики Габриэлюса Ландсбергиса в адрес Москвы.
Как подчеркнули в российской дипмиссии, особенно странно слышать подобные заявления накануне больших праздников – Рождества и Нового года, когда традиционно люди "высказывают надежды на лучшее".
"Вместо того, чтобы думать о каких-то "дьявольских соблазнах", литовские политики могли бы действовать с учетом интересов своих граждан, многие из которых, как справедливо отмечает сам г-н Ландсбергис, выступают за нормальные добрососедские отношения между нашими странами", – говорится в сообщении посольства.
В частности, Ландсбергис на этой неделе, накануне рождественского сочельника, заявил, что "не стоит пытаться наладить отношения с Россией" и нет нужны что-то менять во внешней политике в этом вопросе. По оценке главы МИД Литвы, в отношениях с РФ "много наивности", но ей не стоит поддаваться. Кроме того, министр счел "дьявольскими соблазнами" подход некоторых представителей бизнеса, которые считают, что отношения с восточным соседом надо улучшить.
Как подчеркнул в комментарии Sputnik Литва политолог Владимир Шаповалов, подобный подход литовских политиков приводит к разрыву добрососедских отношений и сокращению контактов во всех сферах. В итоге подобное поведение Вильнюса бьет не по России, а по кошелькам жителей Литвы.
ВИЛЬНЮС, 6 мар - Sputnik. Новый автомобильный пункт пропуска через границу России и Литвы "Дубки" (сопредельный "Рамбинас") планируют открыть к лету, заявил глава комитета КТПП по транспорту, член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ Леонид Степанюк. Об этом сообщает РБК.
По его словам, этот пункт необходим. В отличие от "Чернышевского" (сопредельный "Кибартай"), где суточная мощность позволяет пропускать около 400 машин, мощность погранпункта "Дубки" гораздо выше.
"На нашей стороне [мощность "Дубков"] - 4500, а на литовской - 1600, если не ошибаюсь. Не очень понятно, почему так переход поставили, с одной стороны тройная мощность, а с другой одинарная, и вряд ли будут увеличивать. Там есть кое-какие проблемы с литовской стороны, плюс договорные моменты, связанные с международными соглашениями. Но, насколько я понимаю, они все будут готовы к лету, к июню", - заявил он.
В то же время Степанюк отметил, что, хотя сейчас все идет по плану, с сегодняшним поведением Литвы "можно всего ожидать".
С 26 февраля поступают сообщения о больших очередях из грузовиков, скопившихся на въезд в Калининградскую область на международном автомобильном пункте пропуска "Чернышевское" со стороны Литвы. Правительство области обратилось в российское посольство в Вильнюсе.
КПП "Дубки" находится на российско-литовской границе. Он стал самым большим в стране по количеству полос движения транспорта (49) и одним из самых крупных по площади (23,5 гектара).
Пункт оснащен современным оборудованием, созданы все условия для проведения пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Ожидается, что КПП позволит разгрузить соседние погранпереходы.
В настоящее время функционируют четыре КПП между Калининградской областью и Литвой. Они находятся на автодорогах – это "Панемуне" ("Советск"), "Нида" ("Морское"), "Кибартай" ("Чернышевское") и "Рамонишкяй" ("Пограничный").
ВИЛЬНЮС, 6 мар - Sputnik. Первые партии белорусских нефтепродуктов начали поставлять в порты РФ с 5 марта, сообщает Минтранс России.
"5 марта для перевалки в терминале ООО "Портэнерго", морской порт Усть-Луга, несколькими составами отправлено более 5000 тонн белорусского бензина", - цитирует РИА Новости сообщение ведомства.
Отправителем выступил ОАО "Мозырский НПЗ". Груз прибудет в терминал "Портэнерго" 9 марта.
Вторая отправка с "Мозырского НПЗ" состоялась 6 марта - отгружена партия мазута общим объемом 3,6 тысячи тонн. Груз будет перевален в АО "Петербургский нефтяной терминал", морской порт Санкт-Петербург.
РФ и Белоруссия 19 февраля заключили межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов на экспорт через морские порты РФ. Документ предусматривает перевалку предприятиями Белоруссии более 9,8 миллиона тонн грузов в морских портах РФ на Балтике в 2021-2023 годах, в том числе до 3,5 миллионов тонн в 2021 году, 3,2 миллиона тонн в 2022 году и 3,1 миллиона тонн в 2023 году. Речь идёт о таких грузах, как мазут, бензин и масло.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко в августе прошлого года заявил о возможной переориентации торговых потоков с портов Прибалтики. В сентябре переброска нефтяных потоков из портов Литвы на российские порты, в частности, на Усть-Лугу, обсуждалась на переговорах премьеров России и Белоруссии. Также в сентябре Александр Новак, тогда возглавлявший Минэнерго РФ, рассказывал, что обсуждается возможность переброски нефтяных потоков с портов Прибалтики на северо-западные российские (Усть-Лугу, Приморск, Высоцк, Санкт-Петербург).
ВИЛЬНЮС, 6 мар – Sputnik. Главный экономист Luminor Lietuva Жигимантас Маурицас заявил, что зарплаты в крупных литовских городах – Вильнюсе, Каунасе и Клайпеде – выше, чем в Риге.
"Вильнюс еще в 2019 году обогнал Ригу, а в конце 2020-го ее обогнали Каунас и Клайпеда. Ничего удивительного, учитывая, что годовой рост зарплат "на руки" в Каунасе и Клайпеде в четвертом квартале 2020 года достиг 13 процентов (в Риге только шесть процентов, а в Вильнюсе – 11 процентов)", – написал он в Facebook.
Маурицас предупредил, что столицу Латвии уже догоняет Шяуляй, в котором рост заработной платы составляет 17 процентов. Разница между этими двумя городами составляет 101 евро.
"Латвийцы должны чувствовать себя особенно неуютно при такой статистике, потому что в межвоенный период (1918-1940) зарплаты в Латвии были примерно вдвое выше, чем в Литве, поэтому часто литовцы ездили в Ригу на заработки", – написал экономист.
Департамент статистики Литвы ранее опубликовал данные, что в четвертом квартале прошлого года зарплата выросла на 4,8 процента. Среднемесячная брутто-зарплата составляла 1524,2 евро. При этом в государственном секторе она была равна 1686,8 евро, или на 9,1 процента выше, а в частном – 1450,7 евро, или на 2,6 процента выше.