Мемориал советским воинам в центре Клайпеды

Генконсульство РФ в Литве резко ответило на статью о мемориале в Клайпеде

2357
(обновлено 14:01 27.06.2020)
В диппредставительстве возмутились вышедшим материал на одном из местных порталов, а также предложением об установке пояснительных табличек

ВИЛЬНЮС, 27 июн – Sputnik. Генеральное консульство России в Клайпеде отреагировало на статью LRT "Возмутительная картина: в Клайпеде – мемориал героям Советского Союза, освободившим город" и заявило, что в материале представлено много распространяемых местными историками мифов.

Комментарий опубликован на сайте диппредставительства.

Статья на портале вышла 24 июня, в день проведения в Москве парада, посвященного 75-летиюя Победы в Великой Отечественной войне. По мнению Генконсульства, дата публикации неслучайна.

"Опрошенные автором ученые-историки и общественные деятели, видимо, не отдавая себе отчет в том, что речь идет о захоронении, которое не просто внесено в реестр культурного наследия Литвы, а является священным местом, куда приходят десятки тысяч клайпедчан, чтобы отдать дань памяти бойцам и офицерам Красной Армии, погибшим в ходе Мемельской наступательной операции, легковесно рассуждают о том, что мемориал, дескать, мозолит им глаза, сетуют на отсутствие реакции городских властей на их просьбы установить пояснительные таблички, соответствующие их искаженным представлениям о событиях тех дней", - говорится в комментарии.

В диппредставительстве отметили, что при этом игнорируется мнение городских властей, которые "дорожат многонациональным характером Клайпеды, отдают себе отчет в том, что любой неосторожный шаг может нанести горожанам морально-психологическую травму, посеять семена межнационального раздора". При этом Генконсульство утверждает, что все необходимое для поддержание мемориального комплекса не делается, несмотря на обращения российской стороны.

"Трудно себе представить, что клайпедчане, которые даже в условиях пандемии нескончаемым потоком вместе с детьми, родителями, друзьями шли 9 мая к мемориалу на площади Дауканто, смирились бы с появлением табличек, искажающих саму суть произошедших в военный период событий, оскорблением памяти героев, отдавших свои жизни в борьбе с немецко-фашистским агрессором", - подчеркивается в сообщении.

Мемориальный комплекс в Клайпеде состоит из трех частей, которые объединены одной идеей и посвящены героям и жертвам Второй мировой войны. В Генконсульстве обратили внимание, что ни одна надпись на мемориале в настоящее время не содержит ни политической пропаганды, ни лозунгов, ни призывов к оправданию репрессий.

"Кстати, о двойных стандартах: на расположенном неподалеку от мемориала захоронении немецких солдат периода Первой и Второй мировых войн, которые непосредственным образом участвовали в оккупации и разорении Литвы, какие-либо пояснительные таблички отсутствуют. Любопытно было бы узнать, почему местных историков и журналистов это обстоятельство нисколько не смущает", - отметили в комментарии.

Также в Генконсульстве усомнились в качестве самой статьи, заявив, что "ни автор, ни историк, который ее консультировал, не удосужились изучить архивы, воспоминания участников боев за освобождение Клайпеды, будь-то с советской или немецкой стороны".

Кроме того, саму ситуацию вокруг мемориала в Клайпеде в дипмиссии сравнили с нынешними событиями в США и других странах мира, где происходит массовое уничтожение исторических памятников. Там отметили, что при таком раскладе "толпа уничтожает собственную историю".

"Видимо, эта волна доходит и до литовских берегов, коли журналисты и историки поднимают весьма неоднозначную тему информационных табличек. Если руководствоваться логикой инициаторов, то "оккупанты" чудодейственным образом, перебросив в Литву значительные людские и материальные ресурсы, за довольно короткий промежуток времени восстановили Клайпеду, не забыв передать ее в состав Литовской ССР конце 1940-х годов", - говорится в заключении.

В свою очередь, Генконсульство предложило установить аналогичные таблички у многочисленных построенных в советский период жилых кварталов, школ, больниц, учебных заведений, заводов, в Клайпедском морском порту, на автомагистрали Каунас-Клайпеда, чтобы тем самым напомнить о наследии Литвы.

Мемориал в Клайпеде

В Клайпеде установлен памятник воинам Красной армии. На нем есть надпись, что "город освобожден 28 января 1945 года".

Штурм Клайпеды начался в конце января 1945 года и сопровождался большими трудностями. Значимый вклад внесла 16-я литовская стрелковая дивизия под командованием Адольфаса Урбшаса. Клайпеда была полностью освобождена от немецких оккупантов 28 января 1945 года. Однако город сильно пострадал.

Памятник несколько раз оскверняли и обливали краской. Также мемориал оказывался в центре скандала, когда некоторые литовские историки утверждают, что город "никто не освобождал", а на мемориальной табличке нужно исправить текст и убрать оттуда слово "освобожден" (išlaisvintas).

Ранее посол России в Литве Александр Удальцов с сожалением отмечал, что сейчас ведется ожесточенная кампания по "переиначиванию итогов войны" и приходится настойчивее защищать эту победу.

2357
Теги:
советский памятник, Вторая мировая война, генконсульство, Клайпеда, Литва
По теме
Посол Литвы в РФ призвал искать в истории стран "светлые места" прошлого
Путин обратился к россиянам в день парада Победы на Красной площади
Кравцов: в Латвии две версии истории Второй мировой – для латышей и русских
Журавлев: Балтия не хочет признавать, что СССР спас ее от Гитлера
Бессребреники мученики Косма и Дамиан

Летние Кузьминки: что можно и что нельзя делать 14 июля

8
(обновлено 21:04 10.07.2020)
Святых бессребреников Косму и Дамиана считают защитниками всех христиан, особенно тех, кто бескорыстно делает добрые дела и оказывает милостыни нуждающимся

14 июля (1 июля по старому стилю) православные верующие чтут память святых бессребреников, врачевателей и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских.

Согласно преданию, святые жили во второй половине III – первой половине IV веков, в Асии (в те времена – юго-западной части Малой Азии) и были родными братьями. Отец их был до последних дней своих язычником, однако умер он рано, поэтому воспитывались святые матерью, богобоязненной вдовицей-христианкой по имени Феодотия.

Она научила их жить в вере, страхе Божьем и благочестии. Основным занятием братьев было врачебное дело, чему они посвятили всю жизнь и за свой труд никогда не брали плату, придерживаясь заповеди "даром получили, даром отдавайте". В связи с этим святые братья-целители в скором времени получили в народе прозвание бессребреников.

Однажды святые излечили тяжелобольную женщину по имени Палладия. Та, желая хоть как-то отблагодарить целителей, принесла одному из братьев (Дамиану) три яйца и попросила принять этот дар во имя Святой Троицы. Дамиан от такого дара не смог отказаться и взял его во имя Господа. Косма опечалился, узнав, что брат нарушил данный ими обоими обет перед Богом, и незадолго до смерти наказал похоронить его отдельно от брата.

Когда Дамиан умер, хоронившие вспомнили просьбу Космы и начали искать ему место подальше от брата. И тут случилось чудо, к людям обратился верблюд, некогда излеченный братьями от бешенства, и произнес человеческим языком: "Не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа". После чего останки святых бессребреников Космы и Дамиана были погребены рядом друг с другом в населенном пункте, называемом Фереман, в верховьях реки Тигра, в Месопотамии.

Всего Православной церковью почитается три пары святых угодников Божиих с такими именами, живших в разные годы в разных местах. Косма и Дамиан Асийские, Косма и Дамиан Римские и Косма и Дамиан Аравийские. Кончина святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских была мирной, другие же удостоились от Господа принять мученические венцы. Этим святым традиционно принято молиться об исцелении не только телесных, но и душевных недугов.

Святых бессребреников Косму и Дамиана считают защитниками всех христиан, особенно тех, кто бескорыстно делает добрые дела и оказывает милостыни нуждающимся. Им молятся как врачам, прося об исцелении всех болезней телесных и духовных недугов.

На Руси в день святых Космы и Дамиана (в традиционном русском произношении – Кузьмы и Демьяна) праздновали "летние Кузьминки". В это время в старину продолжалась сенокосная пора. Вся семья до зари уходила на луг, на покос, а по возвращению устраивались народные гулянья.

Вся женская половина деревни собиралась шумной гурьбой, предварительно приготовив угощения, водила хороводы, пела песни. Также женщины угощали нищих странников. Верили, что в их образе на землю спустились святые, чтобы помочь крестьянину починить его инструмент: телеги, грабли и косы.

Существовали в этот день и ряд примет, связанных с погодой. Например, если молодой месяц красного цвета – к ветреной погоде. Луна во второй трети – к дождю. Ветер с запада подул – к дождю. Кузнецы в этот день не работали, чтоб не наслать на землю град. А малина, собранная на Кузьминки в период растущей луны и перевязанная красной лентой, считалась оберегом от нечистой силы.

8
Теги:
народные традиции, традиции, приметы, православные, православие
ЯсноПонятно

Почему нам хочется помогать другим просто так

44
(обновлено 17:19 12.07.2020)
Почему мы помогаем безвозмездно? Чтобы чувствовать себя нужными, получить "социальные поглаживания", сделав об этом пост в Facebook, или из-за непреодолимой внутренней потребности делать добро? И нормально ли, если никому помогать не хочется?
"ЯсноПонятно". Почему нам хочется помогать другим просто так

Кому больше других нужна сейчас наша помощь? Чем можно помочь и как делать это правильно? Почему люди сегодня становятся волонтерами, хотя раньше относились к ним с недоверием? Есть ли риск заразить пожилых, стараясь им помочь, разбираются Лина, Ваня и Ксюша.

На вопросы отвечают эксперты эпизода: эволюционный психолог, заведующий Центром биопсихологических исследований Московского института психоанализа Иван Хватов, заместитель генерального директора ГАУК "Мосгортур" Юлия Силенко и врач, глава медицинской службы "ШЛЮМБЕРЖЕ" в России и Центральной Азии Алексей Яковлев.

Слушайте подкасты РИА Новости >>

44