Наглухо увяз в болоте: в Латвии не знают, где взять деньги на Rail Baltica

© Depositphotos.com / Martins VanagsЖелезная дорога, архивное фото
Железная дорога, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 27.12.2023
Подписаться
По оценке местных журналистов, вместо постройки "супердорогой" железнодорожной магистрали Латвии следовало бы построить скоростную автомобильную трассу
ВИЛЬНЮС, 27 дек – Sputnik. Проект железнодорожной магистрали Rail Baltica в Латвии не просто буксует, а вообще "увяз в глубоком болоте", пишут латвийские СМИ.
СМИ отмечают, что власти страны не могут определиться как со строками реализации проекта, так и с маршрутом Rail Baltica через Ригу.

"Невероятно, но факт: спустя восемь лет после старта этого проекта века возник риск, что на начальном этапе скорый поезд по узкой европейской трассе вообще в латвийскую столицу заходить не будет", — говорится в материале Baltijas Balss.

Более того, эти проблемы вовсе не являются главными в реализации проекта. Так, до сих пор неизвестно, кто конкретно отвечает за Rail Baltica.

"Мы пытались установить, а кто же конкретно отвечает за реализацию этого проекта? Кто главный? Выяснилось, что такого человека нет!" — отмечал министр финансов Латвии Арвилс Ашераденс.

Примечательно, что за прошедшие годы сменилось пару десятков членов правления Rail Balticа, которое должно осуществлять общее руководство проектом.

"Стоит ли удивляться, что за три года так и не было завершено проектирование Rail Baltica на латвийской территории, которое осуществляла, в соответствии с выигранным тендером, одна испанская компания", — говорится в статье.

Как указывается, подрядчик не признает своей вины в задержке проекта, поскольку он не может проектировать железнодорожную магистраль, не зная, где конкретно будет проходить железная дорога. Более того, латвийские власти смогли выкупить лишь около 200 участков земли из более чем тысячи, которые необходимы для строительства трассы.
Рига, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 18.12.2023
Рига может остаться без Rail Baltica из-за "мямлящих" властей Латвии
Кроме того, растут и затраты на реализацию проекта. Так, общая стоимость выросла с изначальных 5,7 миллиарда евро до 10-12 миллиардов евро. При этом если изначально планировалось сдать железную дорогу в эксплуатацию в 2028 году, то сейчас самым ранним сроком называют 2030-й.

"Это все, конечно, интересно, но вопрос: а где собственно брать дополнительные деньги?" — задается вопросом автор статьи Эдуард Эльдаров.

Он отметил, что правительство Латвии готово выделить победителю тендера на строительство основной трассы Rail Baltica 3,7 миллиарда евро. При этом самой балтийской республике придется участвовать в софинансировании этой стройки, даже несмотря на то, что часть средств пойдет из бюджета ЕС.
Вид на Ригу зимой - Sputnik Литва, 1920, 15.12.2023
В Эстонии задумались об отказе от прокладки Rail Balticа через Ригу
"Однако на удорожание других частей проекта денег в казне нет и не предвидится. Видимо, без новых кредитов не обойтись!" — констатировал журналист.
Кроме того, пока неизвестно, сколько средств из госбюджета Латвии потребуется на сам скоростной поезд. В течение первых семи-десяти лет сомнительно, что эти пассажирские перевозки будут рентабельными, а скептики утверждают, что они никогда не будут приносить прибыль.

"В целом же сама реализация проекта оставляет ну очень горький осадок. Или даже, как заметил один евродепутат, "все, что связано с Rail Baltica в Латвии, можно охарактеризовать словом — катастрофа!" — указал журналист.

По его словам, для решения проблем с Rail Baltica латвийским властям потребуется навести порядок в управлении этой инициативой, завершить проектирование железнодорожной трассы на территории Латвии, найти источники средств для финансирования подорожавшего проекта, а также добиться, чтобы магистраль проходила через Ригу.

"Наверное, правы те, которые говорят, что лучше бы эти бешеные деньги были бы направлены на создание скоростной автомобильной трассы. Это было бы куда эффективное вложение средств, особенно учитывая, что сегодня до любой страны ЕС можно легко и относительно дешево добраться и на самолете — для этого вовсе не нужно супердорогое железнодорожное сообщение", — констатировал Эльдаров.

Ранее руководитель отдела Министерства климата Эстонии по вопросам Rail Balticа Андрес Линдеманн заявил, что если запуск железнодорожного проекта через Ригу будет грозить задержкой в строительстве основной магистрали к 2030 году, то такое соединение следует отложить и сосредоточится на основном маршруте трассы между Варшавой и Таллином.
При этом обозреватель Бенс Латковскис отметил, что Rail Baltica все больше похож на "проект празднования", который вряд ли принесет прибыль и, более того, на долгое время ляжет на плечи латвийского бюджета.
Железная дорога, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 14.12.2023
Латвийский участок магистрали Rail Baltica подорожал уже втрое
По его словам, это строительство стало для жителей Латвии "милой мечтой", которую они поддерживают "несмотря ни на что". Так, среди них очень популярна идея о путешествии на "современном скоростном поезде из Риги куда угодно".
Железнодорожная магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 730 километров, должна связать страны Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Линия будет построена на европейской колее шириной 1435 миллиметров.
Примерные сроки открытия магистрали постоянно смещаются на все более поздние. Так, по оценкам специалистов, инфраструктурный проект может быть реализован к 2030 году.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
Латвийская железная дорога, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 28.11.2023
Да кого волнуют миллиарды? Латвию высмеяли за железную дорогу Rail Baltica
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.
Лента новостей
0